ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    Стенограмма «круглого стола» Института регионов на тему: «Лучшая практика работы региональных органов власти и местного самоуправления по совершенствованию правового положения государственных и муниципальных учреждений»

    [02.06.2011]

    Председательствует   Г.С. Изотова.

    Изотова Г.С. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на «круглом столе» мы планируем обсудить очень важный вопрос. Он немножко поставлен, на наш взгляд, на подготовительном периоде к реализации 83-го Федерального закона очень актуально. Это лучшие практики наших регионов работы по реализации подготовительного периода к 83-му Федеральному закону. И сегодня у нас в работе «круглого стола» принимают участие представители наших регионов, субъектов Российской Федерации, эксперты, наши уважаемые политики и, конечно, представители тех непосредственно министерств и ведомств, которые являются ключевыми фигурами в процессе подготовки к реализации очень важного федерального закона.

    И я сейчас хочу для приветствия и вступительного слова передать микрофон Светлане Сергеевне Журовой.

    Журова С.С. Добрый день, уважаемые коллеги, разрешите вас поприветствовать! Действительно, тема, которая от партии была поручена Галине Сергеевне, она ее ведет с самого начала – 83-й закон, который вызвал в свое время, когда мы его принимали в Государственной Думе, бурю негатива. Негатива со стороны оппонентов партии «Единая Россия», о том, что будет при реализации этого закона. Поэтому, несомненно, когда уже мы прошли какой-то этап, многие учреждения в регионах перешли уже на новый статус, на новую форму сосуществования. И здесь опыт, который есть, особенно положительный опыт, нам крайне важен и Партии в предвыборный период. Потому что нас будут, несомненно, этим все равно упрекать. И те мифы, которые создались на первом этапе, мы должны развеивать, имея фактуру реализации этого закона тех регионов, которые уже идут по этому закону и достаточно нормально переходят в новый статус учреждений.

    Я тоже ездила по своей Ленинградской области, смотрела, как это происходит. Я сказала бы, что я не слышала больших жалоб, не было никаких значительных претензий. Понятно, это зачастую неудобно, потому что любые изменения всегда некомфортны, но многие, когда переходят, потом говорят о плюсах, которые появляются в работе того или иного учреждения, поменявшего свой статус.

    Я хочу сказать, что для нас правда это важно, подытожить этот опыт. Думаю, что наверняка будет издана какая-то рекомендательная для нас литература. Я бы посоветовала это сделать, потому что депутатам, которые пойдут на следующий созыв, и общественным организациям, и людям, которые будут разговаривать с избирателями в ближайшее время, осенью, нужно иметь фактуру именно положительного опыта реализации, дабы говорить, если у кого-то что-то не получается: посмотрите, люди же могут, в этом регионе справились, у них получается. И мне кажется, что не мешало бы нам всем депутатам, чтобы итогами таких «круглых столов» все-таки была еще какая-то информационная литература по предложениям, которые делают регионы о реализации этого закона.

    Поэтому наша задача, Партии «Единая Россия», мы взяли действительно на себя достаточно серьезную ответственность за реализацию этого закона и изменение ситуации неверия в то, что он принесет пользу нашей стране, и что нужно менять форму управления на более эффективную, а именно 83-ий закон и предлагает такие эффективные формы.

    Поэтому не буду больше утруждать вступительными словами, мне, честно говоря, самой тоже интересно послушать именно этот опыт, чтобы самой иметь эту фактуру для разговора со своими избирателями.

    Спасибо.

    Изотова Г.С. Спасибо, Светлана Сергеевна.

    В двух словах еще на некоторых моментах акцентирую ваше внимание. Практически чуть больше года прошло с момента подписания Президентом Закона выстраданного, как правильно сказала Светлана Сергеевна. Напомню, что сразу после принятия данного закона на площадке фракции «Единая Россия» в Государственной Думе была создана рабочая группа, которую возглавляет Олег Викторович Морозов. Эта рабочая группа фактически ежемесячно на протяжении всего этого периода делала мониторинг в субъектах Российской Федерации посредством наших очень близких и тесных контактов с руководителями фракции «Единая Россия» представительных органов субъектов Российской Федерации. У нас накоплен большой материал. Я хочу представить Светлане Сергеевне и всем уважаемым коллегам – вот такой справочник мы издали. Он достаточно выверен, согласован, не скрою, с Министерством финансов Российской Федерации. Итоги мониторинга, о котором я говорю, который проходит в рамках рабочей группы, мы каждому депутату Государственной Думы нашей фракции направляем ежемесячно.

    Надо сказать, что сегодня фактически завершился региональный период реализации данного закона. С 1 января текущего года он вступил в силу, целиком он вступает с 1 июля 2012 года. И период остался очень непростой, он политически кроме того непростой, и сейчас надо приложить усилия.

    В рамках мониторинга в двух словах скажу, что действительно в целом по стране региональный период завершен. И практически во всех субъектах Российской Федерации создана сейчас нормативная региональная база. Но что касается муниципалитетов – это большой вопрос и большие задачи здесь стоят, как на нашем уровне, на федеральном акцентировать внимание, депутатского корпуса и нашей фракции в том числе и, конечно, прежде всего региональщиков наших. И сегодня мы, общаясь, слушая и обсуждая опыт наших уважаемых коллег из наших регионов, а у нас сегодня будет представлен опыт, надеюсь, Московской области (Валерий Евгеньевич где-то едет у нас), Республики Татарстан, Краснодарского края, Калужской области, Костромской области. Это фактически все передовики в этом процессе. Мы пригласили именно такие субъекты, которые действительно являются впереди планеты всей.

    Но задача усиления работы на местном уровне – это задача очень важная. Работа с населением – это работа очень важная, которая пока, к сожалению, еще не везде хорошо проводится. Не везде, особенно на муниципальном уровне, создаются пилоты, так важные, так нужные сегодня для отработки большого количества все еще задач и проблем.

    И последнее, что я хотела сказать, уважаемые коллеги. Конечно, реализуя, или готовясь к реализации некоторых положений закона, мы видим, что требуется изменение и перенастройка некоторых нормативных актов. И буквально недавно в Государственной Думе был принят в первом чтении проект закона, который вносит поправки в закон «Об автономных учреждениях». Здесь сегодня будет заседать Комитет по гражданскому и правовому законодательству, который ко второму чтению будет принимать поправки, большой интересный пакет.

    Мы, наша команда единороссов, с Минфином, Светлана Сергеевна и Сергей Юрьевич, очень активно отработали в Министерстве финансов. И Министерство финансов согласилось с нашей позицией, где мы учли вопросы и проблемы, которые ставит наша молодежь. Фактически сегодня огромное количество примеров по стране, когда центры, Светлана Сергеевна, может быть, более подробно на этом остановится, потому что у нас приглашены средства массовой информации, и резонанс мы без сомнения будем иметь. То есть вот это регулирование, это решение задачи, чтобы не было таких проблемных ситуаций, как требования и Прокуратуры, и регионального уровня власти, где закрываются наши и молодежные центры, и центры по работе с детьми и молодежью. Надеюсь, что поправки, которые будут внесены в данный законопроект, решат все эти проблемы.

    Как я уже говорила, завершаю. Работать мы должны с вами, уважаемые коллеги, один час. Будем стараться справиться очень активно. Самое главное послушать наши регионы, те болевые точки, обсудить и сделать соответствующие выводы.

    Да, пожалуйста, Светлана Сергеевна.

    Журова С.С. Тогда буквально секунду. По поводу как раз молодежных центров, домов молодежи. Ко мне были обращения через Молодежную палату при Государственной Думе, теперь это Молодежный парламент. Ребята с регионов сигнализировали о том, что многие эти центры перешли в автономку. И в законе был упущен этот момент, и с 1 июня они должны были бы стать казенными или бюджетными организациями, а они уже были автономными. И они уже работали в этом режиме очень эффективно, и у них все получалось. Поэтому был такой первый сигнал из Нижнего Новгорода, где ребята просто обратились, сами предложили поправки, рассмотрели их на Молодежном парламенте, который заседал в Государственной Думе, и предложили депутатам дальше эти поправки. И мы вместе уже и с Галиной Сергеевной прорабатывали в Минфине.

    И то же самое было касаемо СМИ. Тоже было большое количество обращений из региональных СМИ, и у меня в том числе, которые тоже имели уже автономный статус, и для них было очень важно его сохранить. И тоже с 1 июня, если бы мы не приняли эти поправки, то у них начались бы вот эти проблемы, оставаясь в таком статусе. Поэтому мы эти вопросы решили, и я рада, что Партия «Единая Россия» здесь была инициатором. Действительно, мы очень хорошо отработали с Минфином, в полном понимании, в рабочей обстановке, поэтому всем спасибо, кто участвовал в этой работе.

    Изотова Г.С. Спасибо, Светлана Сергеевна. У нас будет несколько слов еще от Минфина сказано Алашкевичем Михаилом Юрьевичем, он присоединится к нам чуть позднее. Минфин тоже очень активно ведет мониторинг. Я думаю, что в целом, особенно для уважаемых наших коллег-депутатов, это будет очень ценная информация.

    Ну а сейчас мы приступаем непосредственно к тому, о чем мы хотели поговорить более предметно, на примерах той или иной территории.

    Алла Леонидовна, вам первое слово. Татарстан, наш уважаемый.

    Анфимова А.Л. Добрый день, уважаемые коллеги! Хотелось бы отметить, что в Республике Татарстан реализация Федерального закона № 83-ФЗ началась с 1 января 2011 года. Но еще на стадии рассмотрения законопроекта в Государственной Думе Республика Татарстан активно подключилась к обсуждению концепции его реализации на территории Республики Татарстан, которое завершилось принятием закона Республики Татарстан «О внесении изменений в бюджетный кодекс Республики Татарстан и иные законодательные акты Республики Татарстан».

    Данным законом было предусмотрено, что в Республике Татарстан с 1 января 2011 года все бюджетные учреждения будут получать субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с пунктом 1 статьей 75.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Помимо этого с 1 января 2011 года казенные учреждения будут получать доходы от предпринимательской деятельности и распоряжаться ими на основании генерального разрешения, а с 1 января 2012 года эти доходы будут поступать уже в бюджет Республики Татарстан.

    Принятие закона явилось отправным моментом в проведении в Республике весьма значимой и масштабной работы, которая началась с принятия плана подготовки к реализации этого закона, и в первую очередь была выработана республиканская концепция, была проведена инвентаризация всех бюджетных, государственных и муниципальных учреждений. В соответствии с концепцией изменения типа существующих бюджетных учреждений был положен в основу принцип, в соответствии с которым казенными учреждениями должны были становиться учреждения, осуществляющие контрольные и надзорные функции, государственные полномочия, наиболее значимые социальные полномочия. В соответствии с данной концепцией постановлением кабинета министров № 660 от 17 августа 2010 года был утвержден перечень казенных учреждений Республики Татарстан. В настоящее время в Республике Татарстан из 10625 учреждений функционируют 1733 казенных учреждений – это 118 государственных и 1615 муниципальных; 8244 бюджетных учреждений – это 354 государственных и 7890 муниципальных; и 648 автономных – 227 государственных и 421 муниципальное учреждение.

    Казенные учреждения в основном созданы в сфере занятости населения. Относительно автономных учреждений необходимо отметить, что в Республике они широко представлены, поскольку их создание началось еще до реализации 83-го Федерального закона в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях».

    В связи со вступлением в силу Федерального закона появилась возможность функционирования в статусе автономных учреждений здравоохранения. В связи с этим в 2011 году на республиканском уровне в сфере здравоохранения были созданы в основном автономные учреждения. Одновременно данным 83-м Федеральным законом была ограничена возможность создания учреждений в иных сферах, помимо тех, которые были обозначены в Федеральном законе. И сегодня уже об этом говорилось, по нашему мнению – по мнению Республики Татарстан, необходимо расширить перечень, возможность создания автономных учреждений в иных сферах. Соответствующая поправка Республики Татарстан, предложенная на стадии принятия федерального закона, была в этой части, к сожалению, отклонена.

    Изотова Г.С. А, какая, скажите?

    Анфимова А.Л. Мы предлагали исключить ограничения возможности создания автономных учреждений в иных сферах, помимо тех, которые перечислены в Федеральном законе.

    Изотова Г.С. Но мы к этой теме по поправкам вернемся чуть позднее тогда.

    Анфимова А.Л. Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ в Республике сформирована необходимая правовая база, направленная на обеспечение деятельности учреждений в условиях реализации данного закона. Не буду перечислять данные нормативные правовые акты, хочу отметить, что в их числе шесть законов Республики Татарстан, девять нормативных правовых актов кабинета министров Республики Татарстан, восемь приказов министерства финансов Республики Татарстан. Помимо этого принят большой объем ведомственных нормативных актов, которые направлены на реализацию полномочий исполнительных органов власти Республики Татарстан как учредителей государственных учреждений. Сформирована необходимая правовая база на муниципальном уровне. Принятие муниципальных правовых актов осуществлялось при методологическом сопровождении со стороны республиканских органов исполнительной власти.

    На сегодняшний день утверждены нормативы финансовых затрат на предоставление услуг и нормативы содержания имущества учреждений, необходимых для финансового обеспечения государственного и муниципального задания. Следует отметить, что работа по применению нормативного финансирования при осуществлении обеспечения деятельности государственных учреждений начато в Республике с 2007-2008 годов. Так в 2007-2008 годах был разработан механизм финансового обеспечения деятельности учреждений в сфере социального обеспечения. С 2008 года начался поэтапный переход к нормативному финансированию образовательных учреждений. И кроме того, в связи с участием Республики в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 года № 296 в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, в регионе имеется положительный опыт с 2008 года нормативного финансирования учреждений здравоохранения.

    В целях реализации 83-го Федерального закона на 2010 год принято соответствующее постановление кабинета министров Республики Татарстан, утверждающее данные нормативы. Также отраслевыми министерствами разработаны государственные задания для подведомственных учреждений, заключены соглашения о порядках и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение исполнения госзадания, на оказание государственных услуг, выполнение работы. Соответствующая работа по утверждению муниципальных заданий проведена также и на муниципальном уровне.

    Хотелось бы отметить, что одним из ключевых вопросов реализации Федерального закона 83 ФЗ-является осуществление контроля и мониторинга за деятельностью учреждений. В указанных целях в августе 2010 года президентом Республики Татарстан утверждено положение о Единой межведомственной системе формирования информационного ресурса, планирования и мониторинга оказания государственных и муниципальных услуг. Согласно данному положению утверждены регламенты для всех участников бюджетного процесса по организации планирования и осуществлению расходов государственными и казенными бюджетными автономными учреждениями.

    В рамках Единой информационной системы сформирован перечень государственных и муниципальных услуг, сформирована сеть подведомственных учреждений для оказания услуг, определен размер нормативных затрат, связанных с оказанием услуг, сформированы и утверждены государственные и муниципальные задания. Кроме того, в целях формирования и функционирования системы счетов учреждений, открываемых в соответствующем финансовом органе, и контроля за осуществлением операций со средствами на указанных счетах, на уровне Минфина приняты соответствующие приказы. Так, например, в соответствии с 83-м Федеральным законом лицевые счета автономных учреждений могут открываться в финансовом органе субъекта Российской Федерации в порядке, установленном этим органом. Соответствующий порядок на сегодняшний день министерством финансов Республики Татарстан принят. Таким образом, на основании сформированного реестра учреждений всем казенным и бюджетным автономным учреждениям открыты лицевые счета в органах республиканского казначейства.

    При этом структура лицевых счетов выглядит следующим образом: открыты лицевые счета для учета операций со средствами в виде субсидий на обеспечение государственного задания; лицевые счета для учета операций, полученными от платных видов деятельности; лицевые счета для учета операций со средствами в виде субсидий на иные цели, а так же в виде бюджетных инвестиций: и лицевые счета для учета операций по публичным обязательствам. С учетом объемов финансового обеспечения выполнения государственных и муниципальных заданий бюджетные назначения на 2011 год и соответственно кассовые выплаты государственных, казенных, бюджетных автономных учреждений осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией в разрезе касс(?) и дополнительной классификации расходов. Дополнительная классификация расходов определяет, например, норматив финансовых затрат и норматив содержания имущества.

    Более того, учитывая, что согласно 83-му Федеральному закону уменьшение субсидий, предоставляемых на финансовое обеспечение выполнения государственного и муниципального задания в течение срока его выполнения может быть изменен только при изменении соответствующего государственного и муниципального задания, лимиты финансирования бюджетных и автономных учреждений доведены в объеме 75% от утвержденного финансового плана на год.

    Таким образом, в настоящее время в Республике проводится финансовый контроль за финансовым обеспечением выполнения заданий для учреждений на стадии планирования и исполнения бюджета.

    В заключение следует отметить, что оперативная работа по проведению соответствующих подготовительных мероприятий в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ и своевременное начало работы по реализации этого закона стали возможным в Республике благодаря методологическому сопровождению Министерства финансов Российской Федерации прежде всего, работе министерств и ведомств Республики в составе рабочей группы, которая была сформирована на федеральном уровне, о чем неоднократно отмечалось руководством нашей Республики.

    Благодарю за внимание.

    Изотова Г.С. Спасибо огромное. Хочу сказать, что Татарстан действительно имеет уникальный опыт, ведь фактически вы предоставили площадку для такого пилота, и вся работа изначально проводилась на площадке Татарстана для отработки каждого нюанса, каждой болевой точки в процессе реализации этого закона.

    Я хочу сказать, уважаемые коллеги, что 30 июня у нас будет расширенное заседание рабочей группы, которое будет проводить Олег Викторович Морозов, в Малом зале. Будут приглашаться фактически все уважаемые наши коллеги фракции «Единая Россия», оно будет такое итоговое, завершающее весенний сезон. Мы к нему очень готовимся, и также будут представлены и лучшие практики субъектов Российской Федерации, и худшие практики будут представлены. И мы надеемся, что мы сделаем для себя какой-то такой определенный срез понимания на сложный политический период второй половины года.

    Подошел Михаил Юрьевич Алашкевич. Он в Минфине – это наше все в части мониторинга, который проводит Министерство финансов Российской Федерации. Единственное, Михаил Юрьевич, я прошу, мы работаем в очень коротком режиме, и кроме того, у нас главная задача – обеспечить диалог, общение наших регионов с нашими уважаемыми федеральными политиками, потому просьба очень компактно.

    Алашкевич М.Ю. Спасибо, Галина Сергеевна. Я прошу прощения, что задержался. Я прямо с самолета, поэтому коротко и почти по-авиационному.

    Мы подготовили некоторые материалы по субъектам, которые, с нашей точки зрения, кроме Татарстана, безусловно, который является лидером внедрения всех тех норм, которые предполагает 83-й Закон, с нашей точки зрения, еще ряд субъектов являются такими передовиками, пионерами. Списком из этих трех субъектов, здесь Тюменская область, Калужская область и Краснодарский край, безусловно, не исчерпывается весь список тех, кто уже активно включился в работу. К сожалению, Минфин не уполномочен вести такой жесткий мониторинг внедрения Федерального закона на региональном уровне, поэтому у нас по регионам достаточно выборочная информация, и она больше связана с нашим опытом проведения совещаний в субъектах, наверное, многие знают, Галина Сергеевна участвовала, и многие коллеги участвовали, Галина Ивановна здесь присутствует, в тех совещаниях, которые мы проводим в субъектах. Сегодня мы как раз вылетаем на последнее такое совещание в Северо-Западный Федеральный округ, в Петербурге пройдет совещание как раз для субъектов Северо-Запада, последнее в этой серии совещание. Всего их было шесть, в общей сложности приняло участие порядка 1,5 тысяч человек, и мы набираем информацию от регионов как раз в рамках этих совещаний.

    Так вот, по трем субъектам, которые я обозначил выше, по Тюменской и Калужской областям и Краснодарскому краю, ситуация очень разная в части перехода на иные типы учреждений. Вот сейчас основным фактором реализации 83-го Закона является как раз переход на иной тип учреждений, потому что это самое значимое событие, с 1 января вступил в силу закон, и соответственно начались эти движения. Хотя в регионах достаточно давно уже, как было отмечено в предыдущем докладе, особенно учреждения в сфере образования начали переходить в автономные. Но тем не менее, глядя на картину, которую представили субъекты, очень забавно смотреть, потому что Краснодарский край, с нашей точки зрения, молодцы. Они с этого года без переходного периода перешли на субсидию. Все государственные ,бюджетные и автономные учреждения субъекта работают по субсидии. При этом, если смотреть, у меня проценты не выведены, но если на глаз – из 6 тысяч учреждений уровня субъекта и муниципального уровня только 206, порядка 3-4%, это автономные учреждения. В основном Краснодарский край решил остаться на привычной вроде бы форме бюджетного учреждения, хотя мы понимаем, что бюджетные учреждения с этого года – это совершенно новый тип учреждений, с новыми правилами игры, что называется. Так вот учреждения субъекта, перешедшие в форму бюджетных, уже переходят на субсидию.

    Совершенно обратная ситуация в Тюменской области. Там подавляющее большинство учреждений на 1 января 2011 года были автономными, казенных – ноль, из 1300 учреждений автономных – 917 и бюджетных – 409. При этом если смотреть на планы на начало 2012 года, то там происходит совсем иная картина, нежели в большинстве других субъектов. Казенных планируется создать 16, автономных будет уже 1082, и только 200 останется бюджетных учреждений. То есть фактически все учреждения Тюменской области, порядка 75%, 80% даже, станут автономными. Это политика области, которую она выстраивает.

    В Калужской области ситуация средняя. Там есть баланс и бюджетных, и автономных, и казенных учреждений. При этом уже 178 учреждений субъектов Федерации также перешли на субсидию.

    Таким образом, субъекты двигаются вперед. Видно, что они во многом даже опережают федеральные государственные учреждения и федеральные органы власти в части правоприменительной практики Федерального закона 83-ФЗ. И очень важно, что мы сейчас активно начали работать с субъектами, поскольку мы изначально в Минфине и с Галиной Сергеевной обсуждали, что надо бы посмотреть, как вообще подобные начинания, подобные бюджетные реформы проходят где-нибудь за рубежом, изучить опыт и прочее. Вот сейчас для нас совершенно очевидно, что надо изучать опыт собственных субъектов для того, чтобы понять, как это делать на федеральном уровне. И это, наверное, правильно, поскольку есть уже такой опыт. Татарстан подробно представил сегодня этот опыт. Названные субъекты, мне кажется, тоже достойны подробного изучения и каких-то таких специальных, может быть, поездок в эти субъекты для того, чтобы обмениваться опытом.

    Мы неделю назад, даже две уже, выпустили уже не в проекте, а в окончательном варианте комплексные рекомендации Минфина России, направленные как раз на реализацию 83-го Закона. Они направлены во все высшие органы исполнительной власти субъектов. Я в справочнике, который лежит на столе, нашел даже выдержки из этих рекомендаций. Это очень приятно, что они начинают жить. И в объемном документе, который направлен в субъекты, там порядка 200 страниц, мы попытались изложить и отраслевые разрезы, и общие принципы реализации 83-го Закона. И вот в части как раз реализации и мониторинга этой реализации хотелось бы сразу сказать, что чрезвычайно важно на этом переходном этапе смотреть на то, каким образом реализуется план внедрения Федерального закона, потому что для меня и для Минфина России это, по большому счету, такой крупный проект, который требует четких шагов по внедрению. Вот на этом этапе необходимо четко следовать плану разработки нормативно-правовой базы, которая в основном везде разработана. Если касаться федерального уровня, то стоит отметить, что все нормативно-правовые акты есть. Очень трудно идет работа по перечням недвижимого и особо ценного движимого имущества, а это очень важные вещи, потому что это станет основой для формирования в будущем нормативных затрат, и вообще для финансирования тех учреждений, которые входят в подведомственные сети субъектов, муниципалитетов, ну и федерального уровня.

    Герасименко Н.Ф. Можно предложение сделать?

    Изотова Г.С. Да, конечно.

    Герасименко Н.Ф. Вообще группа создана, чтобы оценить, как внедряется, и в случае чего исправить. Минфин понятно, он технически что-то вводит и так далее. И кто выступает, предложение, что положительное и какие сложности. Потому что действительно Татарстан давно занимается этим, передовой регион, там хорошо электронное правительство работает, там понятна ситуация. А вот какие именно проблемы возникают? Нам же осенью идти на выборы, нас же будут этим законом долбать. Вот именно на этом сконцентрироваться – плюсы-минусы.

    Изотова Г.С. У нас ведь здесь представлены и министерства, Министерство здравоохранения, вот уважаемый наш коллега очень активно в Минздраве работает, мы и Министерство попросим.

    Васильева Л.А. Не могу прокомментировать отсутствие ссылки на наш сайт, наверно, не успели с нами связаться.

    Изотова Г.С. Просто не успели физически, наверное.

    Изотова Г.С. Пускай Михаил Юрьевич договорит тогда, ладно?

    Алашкевич М.Ю. Буквально два слова. Вот как раз важные моменты, которые связаны с мониторингом, на которые стоит в регионах обращать внимание, то, чего не происходит, – это перечни недвижимого и особо ценного движимого имущества, еще раз повторюсь. Чрезвычайно важна разработка порядков нормативных определений, нормативных затрат, очень важный пункт, который на сегодня не везде сделан на федеральном уровне и на региональном тоже. Вот, пожалуй, эти две вещи основные для того, чтобы в будущем этот Закон пошел.

    Изотова Г.С. Спасибо, Михаил Юрьевич. Но здесь еще момент, на котором надо с коллегами акцентировать внимание. 83-й Закон будет работать, но если мы не обеспечим обратную связь с населением, то, что мы всегда говорим, мы не получим того эффекта, то есть качество услуги будет оставаться просто на бумаге призывом и декларацией. Вот как регионы сегодня, включая даже Татарстан, действительно очень важно узнать. Алла Леонидовна, завершилась ли эта работа, какие-то общественные слушания в плане у вас стоят, какие-то прямые «горячие линии» открыты, где вы постоянно анализируете? Вот это не звучит. Звучит, сколько счетов открыто, какие нормативные акты приняты, пилоты есть или нет. Это не претензии. Мы же сейчас собрались, мы готовимся к этому мероприятию 30 июня, которое у нас будет большое ключевое. Потом мы все разъезжаемся, у нас идет политически большой процесс, и кроме того, заключительный этап подготовки к реализации закона. Вот это тоже огромная просьба.

    Я сейчас хочу предоставить слово уже следующему региону. Александр Сергеевич Аникеев, министр образования и науки Калужской области.

    А представитель Минобра у нас здесь? О, извините, ради бога, не увидела.

    Аникеев А.С. Спасибо, уважаемые коллеги! Спасибо за высокую оценку нашей работы. Я хотел бы, продолжая идеи, которые были высказаны сейчас, отметить очень большую важность подготовительной и разъяснительной работы с населением, и наличие обязательно обратной связи прежде всего. Потому что, с моей точки зрения, по опыту работу в нашем регионе, те тревожности, которые были связаны с первичными шагами по переходу на реализацию 83-го Федерального закона, они уже, конечно, улеглись, они ушли, но тем не менее эту работу необходимо продолжать. Поэтому хотел бы еще раз подчеркнуть важность такого подготовительного этапа работы по реализации 83-го Федерального закона. И что касается конкретно нашего региона, то мы здесь, я считаю, очень обстоятельно подошли именно к подготовке реализации этих норм. У нас в частности первым этапом был обстоятельный анализ состояния бюджетной сети учреждений Калужской области. Была создана комиссия по совершенствованию правового положения государственных учреждений и одновременно эта же комиссия работала в направлении предложений по оптимизации сети наших учреждений. Ее возглавляет заместитель губернатора Калужской области Максим Алексеевич Акимов, который курирует экономический блок. Мы достаточно активно работали и по анализу своей сети подведомственных учреждений, и по анализу сети учреждений, в частности образования, муниципальных. Были подготовлены доклады по каждой отрасли. Затем был подготовлен Минэкономразвития обстоятельный доклад о состоянии бюджетной сети региона, он был рассмотрен на правительстве Калужской области. И, с моей точки зрения, вот эта аналитическая работа, которая, по существу, до уровня муниципалитета была проведена впервые, она дала очень много важной информации.

    Кроме того, разъяснительная работа. Мы работали, скажем, в образовании с различными категориями специалистов, прежде всего это руководители образовательных учреждений, это специалисты экономических служб отделов образования, это сами заведующие отделами образования, это, конечно же, учителя и родители, и принимали участие в родительских собраниях. В частности, очень хорошую помощь нам оказала информация Министерства образования и науки Российской Федерации. Тот плакат, который был вывешен на сайте, мы его размножили, увеличили, немного модифицировали и в каждую школу по несколько экземпляров доставили. И поэтому когда у нас были проведены собрания в коллективах при переходе учреждений на автономную форму, особых сложностей у нас здесь не было.

    Кроме того, были многочисленные интервью, выступления в печати по разъяснению и обучающие семинары со специалистами. Мы приглашали специалистов Минфина России и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики. Сейчас такой региональный этап действительно у нас уже завершен, и подходит к завершению муниципальный этап.

    Наверное, как и везде в других регионах, у нас подавляющее большинство учреждений – это бюджетные учреждения. Я как министр очень активно подталкивал директоров школы и руководителей общеобразовательных учреждений к переходу в автономную форму, но пока еще есть определенные сложности, опасения, и во многом они оправданы. С моей точки зрения, очень важна экономическая грамотность, степень готовности руководителей образовательных учреждений, степень самостоятельности их, ну и готовность образовательного учреждения предложить ту или иную услугу населению. К сожалению, этого пока еще не хватает.

    Самое большое количество автономных учреждений у нас в бюджетной сфере – это учреждения в сфере образования, образовательные учреждения. Причем очень многие руководители отделов образования и главы муниципальных образований поступили таким образом. Они сельские малокомплектные школы сделали казенными учреждениями, так, как это было прописано в рекомендациях. Но я рекомендовал все-таки их сделать бюджетными учреждениями. Я думаю, что сейчас после некоторого периода такой процесс все-таки пойдет.

    Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. Здесь уже говорилось о том, что очень важно проработать вопрос, связанный с определением перечня услуг и перечня имущества. Действительно, если говорить о тех сложностях, с которыми мы столкнулись на подготовительном этапе, в плане подготовительной работы, это были сложности двоякого рода.

    Первый момент – это определение перечня услуг работ. Я поясню, в чем здесь были сложности. Когда мы разрабатывали первоначальный вариант, еще до того, как был направлен проект рекомендаций Минфина, то мы пошли по такому пути. Мы разработали очень подробный перечень вот этих услуг и работ, и я настаивал на том, что чем подробней это будет прописано, тем лучше. Но на практике оказалось немножко по-иному, и поэтому возобладала точка зрения, чтобы делать этот перечень более кратким, более емким для удобства. Я полагаю, что это, может быть, не совсем правильно, потому что сфера услуг, которая может быть предложена населению теми или иными учреждениями, она должна быть прописана более конкретно, более четко, более ясно.

    И при составлении перечня имущества возникли тоже определенные сложности. Не было определенного понимания, какое имущество относить к особо ценному. Поэтому у нас на первых этапах ряд учреждений в разряд особо ценного имущества включал практически все имущество, мотивируя это тем, что в процессе организации образовательной деятельности, я говорю о сфере образования, всякое имущество является очень важным. Поэтому хотелось бы, чтобы, может быть, в каком-то новом варианте рекомендаций, который будет предложен Минфином, были бы четко прописаны критерии отнесения имущества к особо ценному.

    Еще хотел бы поддержать то, о чем говорила Светлана Сергеевна. Это изменения и дополнения в закон «Об автономных учреждениях». Я, к сожалению, не видел этого нового перечня. Но у нас в области возникла такая проблема. У нас есть достаточно эффективное автономное учреждение, которое подведомственно Министерству спорта, туризма и молодежной политики, это учреждение туризма – автономное учреждение «Калужский край», и вот с ним возникла та же самая проблема. Я не знаю, учреждения в сфере туризма вошли в этот перечень или нет. Если нет, то нужно будет обязательно эту сферу расширять.

    Гильмутдинов И.И. Какие учреждения в области туризма?

    Аникеев А.С. У нас конкретно речь идет о государственном автономном учреждении туризма «Калужский край».

    (Общий разговор.)

    Изотова Г.С. Уважаемые коллеги, про АУ – про автономные учреждения. У нас Инна непосредственный разработчик данных поправок, и мы ей предоставим слово, она расскажет очень кратко об итоге всей этой работы. Давайте дадим закончить Александру Сергеевичу.

    Аникеев А.С. Еще один момент, на который мне хотелось бы обратить внимание, это то, что пугает и руководителей образовательных учреждений, это большая степень нормотворческой работы, локальный актов, не только локальных актов, положений. На региональном и муниципальном уровнях это все, конечно же, отработано, но тем не менее принятые на федеральном уровне документы, рекомендации, которые направлены, они предусматривают как раз принятие значительного количества положений, порядков, соглашений, сведений и других аналогичных документов. С моей точки зрения, процесс разработки и сама форма государственного и муниципального задания, они тоже достаточно усложнены и забюрократизированы. Кроме того, документы очень объемные, поэтому это, с моей точки зрения, является определенным сдерживающим фактором для учреждений в совершенствовании их правового статуса. Известна у нас проблема бумаг, здесь этот шквал еще больше увеличился. Не хотелось бы очень хорошее дело так…

    Изотова Г.С. Александр Сергеевич, вот здесь, я не знаю, поддержат меня коллеги или нет, но я не соглашусь с вами. Потому что все новации, они все стоят денег, они все связаны с финансовыми процессами. И прописать – да, рутинно, сложно, проблемно, но прописать крайне важно сейчас. Собраться с силами, все по полкам разложить, создать всю нормативную базу и параллельно мониторить и так далее, с населением работать.

    У меня вопрос к вам. А вот миф о платности образования в Калужской области все еще существует?

    Аникеев А.С. На первых этапах эта проблема была очень актуальной. Когда приходилось встречаться и с коллективами учителей, и со школьниками, и с родителями, это был первый вопрос, который задавался. Сейчас, конечно, из-за того, что была такая большая волна поднята и при реализации 83-ФЗ, и сейчас, при обсуждении проекта закона «Об образовании», миф очень усиленно нагнетается представителями оппозиционных партий. Но тем не менее постепенно как-то уже это все уходит на второй план. Этот процесс пошел.

    Алашкевич М.Ю. А можно я задам вопрос? Вот дискутируют, количество платных услуг увеличилось или нет. А раньше были платные услуги? Были перечни платных услуг или нет? В школах платные услуги были всегда, и все платили, как родители все знают об этом. Но вот понятие перечня платных услуг было или нет? Я просто прокомментирую. 83-й Закон, часто такой спор у нас возникает, это закон о коммерциализации услуг или декоммерциализации услуг? С точки зрения Минфина, и мы тоже со многими субъектами обсудили, это закон о декоммерциализации услуг, потому что наконец-то четкая грань должна быть проведена между тем, что платно и что бесплатно. Раньше это все было размыто, и в результате все платили, платили, и непонятно за что.

    Аникеев А.С. Дело в том, что процент платных услуг не увеличился. И я согласен с Михаилом Юрьевичем, что этот закон достаточно четко позволяет нам определенные платные услуги, которые можно легализовать, и четко провести грань между бесплатными и платными услугами. Поэтому в этом плане этот закон очень важен.

    Герасименко Н.Ф. Скажите, вот в процентном не увеличился, а в денежном выражении суммы, которые собирают с родителей, увеличились или нет?

    Аникеев А.С. Вы, вероятно, ведете речь о тех средствах, которые собираются с родителей незаконно, да? Мы с ними ведем борьбу, безусловно. Различными способами. И правоохранительные органы, и мы разъяснительную работу ведем, и административным путем то же самое. Понимаете, сейчас речь идет о так называемых поборах, и я бы не стал их называть платными услугами. Это категорически неверно. Речь идет о тех услугах, которые образовательные учреждения, я говорю о своей отрасли, предлагают в дополнение к тем услугам, которые в рамках государственного муниципального задания или стандарта. Те услуги надо однозначно искоренять, ликвидировать, убирать. И мы эту борьбу ведем.

    Изотова Г.С. У меня еще вопрос, связанный как раз со стандартами. На федеральном уровне, вот мы сегодня коснемся, наверное, Галина Ивановна нам прокомментирует, что сегодня со стандартами. Приняты они в конечном итоге на уровне Минобра, Правительства или все-таки не приняты в полном объеме? А какие стандарты вы в образовании используете – федеральные уже, либо вы свои сделали стандарты?

    Аникеев А.С. На федеральном уровне утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования. Сейчас обсуждается стандарт полной средней школы. Но сфера образования нуждается в стандартизации. Особая забота сейчас для нас – это сфера стандартизации услуг, предоставляемых учреждениями дошкольного образования и учреждениями дополнительного образования. Потому что до тех пор, пока мы эти сферы не стандартизируем, очень сложно будет определить объемы услуг, объемы финансирования, сформулировать государственное муниципальное задание. Поэтому у нас на муниципальном уровне во многих муниципалитетах сделан такой рамочный стандарт качества предоставления услуг дошкольного образования и услуг дополнительного образования. Но мы ждем, что все-таки эти сферы будут стандартизированы на федеральном уровне.

    Изотова Г.С. И вы будете их применять, то есть будете пересматривать свои стандарты в соответствии с федеральными стандартами.

    Аникеев А.С. Безусловно.

    Изотова Г.С. В принципе, для этого есть еще время и это замечательно. Коллеги, может быть, еще есть вопросы к Александру Сергеевичу? Или в процессе?

    Булаев Н.И. Можно?

    Изотова Г.С. Да, конечно, Николай Иванович.

    Булаев Н.И. Я все-таки хочу поймать на слове Александра Сергеевича. Вы применили слово «легализовать» некоторые услуги или сбор денег. И возникает все-таки вопрос, эта легализация на самом деле произошла?

    И в связи с этим вопрос такой частный. С 1 сентября ФГОСы в начальной школе. Сколько это стоит? И заложены ли эти деньги в бюджете? А если не заложены, то тогда что мы делаем? Мы с родителей будем опять собирать и легализовывать?

    Аникеев А.С. Нет, Николай Иванович, с родителей мы собирать ничего не будем. Понимаете, в чем дело, стоит новый стандарт очень дорого, но…

    Булаев Н.И. Я просто для коллег поясню. У нас стандарт ФГОС, который мы вводим, предусматривает необходимость создания условий, чего раньше не было. Но вот эти условия, они очень дорого стоят. Я хотел бы услышать, вот первый класс, с 1 сентября – сколько это стоит, заложено ли в бюджете? Если не заложено в бюджете, то у нас безвыходная ситуация – или вы лицензии не получите, или вы должны будете собрать с родителей. Ко мне на прием приходил родитель в одном из регионов, приносил список, по которому он должен внести деньги на парту, на компьютер, на учебники и на пластиковые окна. Список. (Оживление в зале, общий разговор.) Я в школе всю жизнь отработал, мне доказывать не надо – незаконно, неправильно. Выход где? Я просто хочу понять.

    Аникеев А.С. Суммы действительно большие, мы их тоже считали по региону. Нужно озвучить здесь?

    С мест: Конечно, конечно.

    Аникеев А.С. Мои подсчеты таковы, что образовательному учреждению, в котором существует две параллели первых классов (берем усредненный вариант) с количеством наполняемости в каждом классе 25 человек, если брать ситуацию с созданием нормальной образовательной среды под реализацию нового Федерального государственного образовательного стандарта, это обойдется бюджету дополнительно где-то в 1500-1700 тысяч рублей. Это на одну параллель тех же первых классов, вернее две параллели, два первых класса.

    Булаев Н.И. А у вас таких классов штук триста?

    Аникеев А.С. А у нас таких классов, это половина, где-то около 170. Мы, конечно, к этому готовились. Мы приняли нашу программу модернизации образования, где мы заложили средства конкретно под стандарт. Это первое.

    Кроме того, деньги поступают в регионе по субвенции, 10% субвенции из областного бюджета по нормативу финансирования образовательных учреждений тоже идут на приобретение оборудования. И это моим волевым разъяснительным способом все направлено на стандарты.

    Кроме того, мы очень рады тому, что, повышая зарплату педагогам, мы направляем свои деньги, и значительные средства направляются в порядке субсидий из федерального бюджета. Эти деньги тоже все будут направлены именно на стандарты.

    Булаев Н.И. Это проект Путина.

    Аникеев А.С. Да, проект Путина, проект «Единой России». Средства значительные. (Общий разговор.)

    И последнюю фразу можно. По нашим подсчетам денег на приобретение учебников для начальной школы абсолютно хватит, это точно. Средства на приобретение оборудования и прочего будут в достаточном количестве. Я могу сказать, что, по крайней мере, работа первых классов по новому стандарту будет обеспечена.

    Изотова Г.С. Уважаемые коллеги, предельно мы можем работать еще полчаса. Нам надо с вами завершить ровно в половину, это уже и то перебор. А у нас еще несколько территорий свой опыт не рассказали, и мы еще не пообсуждали.

    Краснодарский край, очень коротко. Вот то, что уважаемый Николай Федорович акцентировал, проблемы.

    Жораева А.Н. В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 года 83-го Закона в Краснодарском крае в полном объеме стали реализовываться мероприятия, необходимые для совершенствования правового положения государственных учреждений. Лидерский вариант мы избрали неслучайно. Во-первых, потому что практика формирования государственных заданий на оказание государственных услуг у нас существовала в 2010 году. У нас уже существовали порядки определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества. В рамках административной реформы и программы реформирования региональных финансов у нас уже была проведена инвентаризация оказываемых на нашем уровне государственных услуг и регламентация их предоставления.

    В настоящее время на краевом уровне существует 727 государственных учреждений, из них 223 казенных – это 31% от всех имеющихся, 498 бюджетных – это 68%, и 6 автономных учреждений. При этом следует отметить, что у нас в связи с ограничением целей создания автономных учреждений пришлось деятельность некоторых автономных учреждений в этом статусе прекратить, в том числе в области природоохранной деятельности и в области энергосбережения.

    Всем государственным учреждениям открыты лицевые счета с 1 января 2011 года в Департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края. Для сравнения, до 2011 года у нас существовало 911 получателей бюджетных средств, то есть были открыты счета 911 получателям бюджетных средств. Из них только 52 являлись органами государственной власти, госорганами. То есть число их сократилось.

    В отношении муниципальных образований следует отметить, что органы местного самоуправления самостоятельно избирали выбранный вариант реализации 83-го Федерального закона. Вместе с тем у нас в 30 муниципальных районах, городских округов и 286 поселениях Краснодарского края также выбран лидерский вариант. И только четверть муниципалитетов пошла по переходному периоду – это 14 муниципальных районов городских округов и 96 поселений. При этом те муниципальные образования, в которых избран лидерский вариант, приняли все необходимые меры и необходимые нормативные правовые акты для его реализации.

    В целях реализации 83-го Закона нами, как и другими субъектами, был разработан план мероприятий по совершенствованию правового положения государственных учреждений Краснодарского края и утвержден он 2 июля 2010 года распоряжением губернатора. Мероприятия, изложенные в данном плане, в принципе соответствуют утвержденным исходностям, которые были утверждены в Распоряжении Правительства от 5 марта 2010 года № 296-р. И одновременно на уровне органов исполнительной власти также формировали свои ведомственные планы.

    В рамках плана мероприятий по совершенствованию правового положения госучреждений нами была своевременно сформирована нормативная правовая база.

    Изотова Г.С. Айна, простите, ради бога, что перебиваю, мы все это знаем, что замечательно – вы передовики, вы лучшие. После Татарстана, конечно, потому что они-то вообще супер. Но на самом деле здесь собрались политики неравнодушные, это все депутаты Государственной Думы, которые неравнодушны к данной теме. И очень хотелось бы обсудить проблемы сегодняшнего дня, какие еще существуют. Какие у вас конкретные шаги по тем проблемам, которых мы уже касались, что вы планируете сделать?

    Жораева А.Н. У нас, в принципе, из тех положительных моментов, которые можно отметить относительно мероприятий, реализуемых на краевом уровне, это действительно то, что переход на субсидирование нормативных затрат на оказание государственных услуг улучшил качество планирования расходов, поскольку у нас учредители стали более ответственно относиться к тому, какие средства они выделяют тому или иному учреждению, в связи с тем, что изменения бюджетных ассигнований, предоставляемых на выполнение государственного задания, возможны только в связи с изменением государственного задания. В принципе, это позволит нам улучшить качество оказания государственных услуг, потому что в настоящее время на краевом уровне активно ведется работа по утверждению показателей качества и критериев оценки оказания государственных услуг.

    Если говорить о проблемах, конечно, они у нас существовали. Но на многие из них мы получили ответ, в том числе посредством направления запросов в Министерство финансов. Многие из них будут решаться исходя из тех проектов федеральных законов, которые мы рассматривали. Это проект о внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений и о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части совершенствования бюджетного процесса в отдельные законодательные акты.

    Есть отдельные вопросы, которые имеют место быть. Например, нерешенным остается вопрос установления госзаданий для лечебных учреждений, участвующих в системе обязательного медицинского страхования. Так, прямая норма статьи 69 говорит о том, что госзадания финансируются в том числе за счет средств внебюджетных источников, но методрекомендации нам говорят о том, что средства ОМС не используются в рамках выполнения государственных заданий.

    Кроме того, отдельные вопросы имеют место быть при осуществлении контрольных, или, скажем так, мер принуждения к государственным учреждениям, совершивших нарушение в использовании выделенных им бюджетных средств. То есть сейчас не существует реального действенного механизма списания или уменьшения ассигнований бюджетным учреждениям, которые использовали не по целевому назначению, либо каким-либо образом нарушили законодательство при использовании бюджетных средств. Для этого предлагаем рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в статью 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

    Вместе с тем у нас тоже стоят свои задачи в рамках реализации 83-го Федерального закона.

    Прежде всего в целях повышения эффективности расходов краевого бюджета нами будет осуществляться работа, направленная на формирование адекватного, грамотного государственного задания. Поэтому сейчас наиболее важная задача для нас – это мониторинг выполнения государственного задания в целях последующего его формирования с учетом реальных имеющихся в распоряжении бюджетных средств и реальных потребностей в оказании соответствующих государственных услуг.

    Кроме того, у нас будет осуществляться работа по утверждению административных регламентов, стандартов предоставления госуслуг по всем видам. Мы планируем усовершенствовать систему мониторинга качества оказания государственных услуг, выполнения работ, и продолжить переход к оказанию государственных услуг в электронном виде.

    У меня все, спасибо.

    Изотова Г.С. Спасибо. Вопросы, коллеги, есть к Краснодарскому краю? Сергей, пожалуйста.

    Белоконев С.Ю. Я хотел бы задать тот же вопрос. Что вы от этого закона получили позитивного?

    Жораева А.Н. Позитивного? Более эффективное использование бюджетных средств. Я уже говорила, учредитель теперь, то бишь наши органы государственной власти, органы исполнительной власти, при планировании бюджетных ассигнований на оказание государственных, муниципальных услуг уже более реально смотрят на то, какое госзадание в каком объеме будет осуществляться, поскольку изменение объема бюджетных ассигнований у нас ограничено изменением государственного задания.

    Изотова Г.С. Я бы просила комментарии от Минздрава. Людмила, пожалуйста, вам слово. И потом Галина Ивановна.

    Васильева Л.А. Вопрос финансирования государственного задания в сфере здравоохранения действительно поднимается очень часто и до сих пор является одним из актуальных вопросов. Поясню почему.

    Система здравоохранения в настоящее время финансируется из нескольких источников. И те медицинские услуги, которые оказываются по системе обязательного медицинского страхования, это только одна часть медицинской помощи и услуг в сфере здравоохранения. Кроме этих услуг есть еще другие, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования, и финансовое обеспечение их осуществляется непосредственно за счет средств бюджета. Это бюджеты субъектов Российской Федерации, еще мы можем говорить о местных бюджетах и федеральном бюджете.

    В отношении той медицинской помощи, которая оказывается в рамках обязательного медицинского страхования, это базовая программа госгарантий и территориальные программы госгарантий, существует отдельный документ, который тоже называют «государственное задание», но он, так скажем, безденежный.

    Финансирование медицинской помощи из средств по базовой программе и территориальной программе ОМС осуществляется за счет тех средств, которые аккумулируются сначала в бюджетах территориальных фондов ОМС, и потом проходят через страховые медицинские компании, и уже после непосредственного оказания услуг по медицинской помощи выплачиваются медицинским организациям.

    Но это не полный перечень услуг в сфере здравоохранения. Та медицинская помощь, которая выходит за рамки базовой программы и за рамки территориальных программ обязательного медицинского страхования, включается в перечень субъекта Российской Федерации или, если мы говорим о федеральном уровне, в федеральный перечень государственных услуг, финансирование которых будет осуществляться непосредственно из средств бюджетов, и формироваться по ним будет отдельное государственное задание. Если стоит вопрос о перекрестном финансировании, то есть одних и тех же услуг за счет средств бюджета и за счет средств страховых компаний, наверное, не совсем корректно говорить об этом, потому что это различные виды медицинской помощи, различные виды услуг.

    Для учреждений здравоохранения действительно будут формироваться два документа. Один документ – государственное муниципальное задание, в зависимости от принадлежности учреждения, и второй документ – задание на оказание медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи. И источники финансирования различные. В первом случае, государственное муниципальное задание, источник – бюджет, второй случай, источник финансирования – это средства страховых медицинских компаний.

    Жораева А.Н. Скажите, пожалуйста, насколько полно будут в рамках финансирования за счет средств ОМС финансироваться общие хозяйственные нужды? У нас такой вопрос возник именно в связи с тем, что у нас есть ряд учреждений, которые финансируются только за счет средств ОМС, и у нас некоторые затраты не ложатся в государственное задание.

    Васильева Л.А. Я поняла ваш вопрос. Это связано с тем, что тариф на оплату медицинской помощи, которая оказывается в рамках обязательного медицинского страхования, в настоящее время не позволяет, и это предусмотрено даже нормативными актами, то, что не покрываются все статьи затрат. Такая ситуация продлится еще несколько лет. С 1 января 2013 года законом «Об обязательном медицинском страховании», который принят в конце 2010 года, предусмотрено, что будет вводиться полный тариф, который предусматривает покрытие всех затрат. Это, конечно, повлечет за собой пересмотр размера тарифа. Тот тариф, который сейчас установлен, не позволит покрыть все затраты. У нас есть полтора года для того, чтобы размер тарифа перекрыть. До 2013 года те затраты, которые не будут обеспечены средствами обязательного медицинского страхования, как и сейчас могут финансироваться за счет средств бюджета. И по содержанию учреждений субъект Российской Федерации вправе доводить государственное задание с соответствующим объемом субсидии на выполнение этих видов работ.

    Изотова Г.С. Галина Ивановна, пожалуйста.

    Мальцева Г.И. Я не буду комментировать госстандарты, потому что это не моя компетенция. Наше управление занимается разработкой нормативно-правовой базы по внедрению 83-ФЗ, реализацией. В этой связи могу сказать, что сейчас дорабатываются три документа, который, на мой взгляд, помогут регионам в реализации этого закона. Это порядок расчета нормативных затрат, он сейчас на согласовании с Минфином. Я очень рассчитывают, Михаил Юрьевич, сидя напротив, получить от вас хоть какое-то обещание, что это будет в очень скором времени завершено. Затем мы разрабатываем рекомендации на основании комплексных рекомендаций по внедрению реализации 83-ФЗ для субъектов Российской Федерации. И мы разработали показатели качества, которые сейчас на подписи у юристов.

    Собственного говоря, вот эти три документа, на мой взгляд, существенно помогут регионам в реализации этого закона.

    Изотова Г.С. Когда они будут готовы?

    Мальцева Г.И. Показатели качества будут утверждены, я думаю, в течение буквально десяти дней, порядок расчета нормативных затрат, если с Михаилом Юрьевичем мы договоримся, тоже в течение десяти дней.

    Алашкевич М.Ю. Я сразу прокомментирую. Вот порядок определения нормативных затрат, о котором говорит Галина Ивановна, это порядок федеральный. Регионам, это важное очень замечание, не надо ждать этого порядка, потому что разного уровня полномочии и разные учреждения. Кто-то уже сделал сам и пошел совершенно не по федеральному пути. И мы это всячески приветствуем, потому что надо учитывать региональную специфику. В Бурятии, например, не включили расходы на содержание имущества в порядок определения затрат, они входят внутрь оказания услуг. В этом плане подходы могут быть разные. Важно идти своим путем, не допуская тех ошибок, которые уже были допущены.

    Спасибо.

    Изотова Г.С. Спасибо. И несколько слов, Инна Колчина, Минфин. Поправки в закон «Об автономных учреждениях». Сегодня мы их касались.

    Колчина И.Н. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Прежде всего по сферам деятельности для автономных учреждений. Действительно, он закрытый, но он закрытый условно в нашем 83-ем Законе. Почему? Потому что да, перечень есть закрытый, но есть и ссылка на другие законы. И у нас уже три случая есть, когда создаются автономные учреждения вне тех сфер, которые в 174-ФЗ урегулированы, - это многофункциональные центры, это Лесной кодекс (тушение лесных пожаров) и Градостроительный кодекс. То есть лазейка есть все равно. Создавать автономные учреждения, но путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы.

    Что касается нынешних поправок в отношении сфер деятельности для автономных учреждений, мы туда включили средства массовой информации. И многофункциональные центры тоже этими поправками пройдут.

    Кроме того, была сделана важная поправка для сохранения действующих автономных учреждений в сфере осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью и для создания новых в форме автономных учреждений, но именно в тех сферах, которые сейчас поименованы 83-им Законом.

    Кроме того, еще была важная поправка и в части именно тех вопросов, которые были не урегулированы по автономным учреждениям. По бюджетным они уже были урегулированы, по автономным – нет. Какие это вопросы? Прежде всего порядок использования средств, предоставленных автономному учреждению в виде субсидий на госзадание. У нас в действующей редакции как написано? Вообще важное преимущество этой субсидии в том, что на ней изымается у учреждения на начало года, неиспользованные остатки, и они могут использоваться, у нас в действующей редакции написано, на те же цели. А учитывая, что госзадание или муниципальное задание уже может быть выполнено, куда теперь эти деньги можно направлять? Вот сделана важная поправка. Эти неиспользованные средства могут быть направлены на достижение целей, ради которых создано это учреждение. То есть эта поправка позволяет приобретать и оборудование, даже в следующем году, и даже недвижимое имущество и т.д. Это важная поправка.

    Затем, были не урегулированы вопросы, и сейчас мы их урегулировали этими поправками, и в части взыскания средств по целевым субсидиям, и санкционирование целевых субсидий. Учитывая, что у нас субсидия на госзадание, там примитивное санкционирование, то есть казначей либо финансовый орган будут смотреть только остаток средств на счете, и вот эти кассовые выплаты будут осуществлять в рамках этого остатка. Ни по кодам, ни по другим документам уже сверять не будут эти операции. Учреждение само будет направлять эти средства, само принимать решение, куда направить средства.

    А вот по целевым субсидиям у нас санкционирование все-таки должно сохраниться. Потому что, как правило, в виде целевой субсидии идут деньги на приобретение дорогостоящего оборудования и т.д. Для автономных мы тоже сделали вот такую поправку, чтобы санкционировать эти субсидии.

    Изотова Г.С. Спасибо огромное. На самом деле пакет поправок там достаточно большой, и упрощение некое происходит по переходу и т.д. Спасибо огромное, Инна. Извините, что перебиваю вас. У нас просто очень мало времени.

    Уважаемые коллеги, есть ли у кого-то еще вопросы к нашим регионам? Михаил Константинович, вы у нас очень интересуетесь этим законом. Очень бы хотелось, чтобы использована была площадка «Контакт».

    Гильмутдинов И.И. Я прошу только два слова. Задачи этого закона не только, наверное, совершенствование механизма финансирования этих учреждений, то, чего, я считаю, наверное, добились, приняты все необходимые документы. Но самое главное – это качество обслуживания населения. и в том числе и легализация тех средств, которые в этой сфере крутились. Вот добились ли мы этого? Я считаю, что, наверное, этого нет. Я не услышал этого во всех обращениях. То есть да, механизмы усовершенствовались, да, мы сделали прозрачными какие-то в рамках этих автономных учреждений. Но как они работали, так они и работают в том же режиме и в том же качестве. Вот я, например, прием провожу и в районах, и городах. Ни одного обращения, чтобы приходили и сказали – да, мы перешли в автономку. Ни одного. Наоборот, какие жалобы были, так с теми жалобами на работу этих учреждений люди и приходят.

    Второе. Наверное, надо об этом подумать, как нам это сделать. Главная цель-то в этом была. Понятно, Минфин задачу свою выполнил, может быть, с точки зрения финансов все там выверили, все нормально. А остальные-то отрасли?

    Плюс, мне иногда непонятно, получается, что параллельно эти отрасли принимают те нормы, которые нам усложняют работу над этим 83-им. Вот то же Министерство образования. Мы приняли Федеральные стандарты начального образования, нагрузив по полной программе регионы. Это же реально, когда люди собирают деньги. Например, по поводу Татарстана могу сказать. Мой друг, очень большой чиновник, у него ребенок поступает в первый класс – 50 тысяч рублей. Все, он уже сдал деньги, чтобы ребенка приняли. А иначе как? Никак. Почему, скажем, нет у нас такого согласованного действия в этом плане? Тогда не надо брать таких обязательств, если мы не можем это все в рамках тех правил игры принимать. Зачем мы принимаем такие стандарты, такие нормы и т.д.? Мы же сейчас одной рукой хотим качество услуг улучшить и т.д., а с другой стороны, население нагружаем по полной программе. Позиция Минфина понятна, деньги не федеральные, они ведь не промолчали – ну, ребята, вы там как хотите, ваше право. А в итоге страдает население.

    Я поэтому, с этой точки зрения, хотел, может быть, еще раз посмотреть закон в таком ракурсе.

    Васильева Л.А. Позвольте прокомментировать по поводу качества? Одну минуточку.

    По поводу качества предоставляемых услуг в сфере здравоохранения. Это, наверное, ко всем сферам относится в одинаковой мере, все зависит от руководителя. Москва, Госпиталь ветеранов войн. Текучка кадров сведена к нулю. Люди боятся потерять место работы. Там комфортно и удобно. Пациенты, которые обращаются туда за помощью, отмечают высочайший уровень качества предоставляемых услуг. И другие московские городские больницы, не буду называть, на которые есть нарекания. Один и тот же регион, одна и та же принадлежность.

    Изотова Г.С. Людмила Анатольевна, все понятно. И правильно говорит Ильдар Ирекович, почему мы здесь собрались сегодня и обсуждаем данную тему? Нас пока еще не устраивает то, что происходит в регионах. Не устраивает та работа, которая проводится сегодня на местном, на региональном уровне по информированию, по доведению реализации этого закона до каждого человека. Вот это не устраивает. Все депутаты, которые сегодня были и которые в Государственной Думе от фракции «Единая Россия», все, общаясь в регионах, работая с депутатами, подчеркивают это еще и еще раз.

    Работа проведена колоссальная, но действительно Ильдар правильно говорит, получается иногда, что закон ради закона. А вот для того, чтобы человеку стало лучше, пока… Если мы этого не добьемся, то, к сожалению, мы получим много проблем.

    Алашкевич М.Ю. Четверть минуты буквально. В ответ и. может быть, в дополнение к вашим словам. На самом деле мы должны понимать, что переходный период принятия реализации этого закона только начался. Полтора года отведено, но, я думаю, что даже полутора лет не хватит. В этом смысле даже при разъяснении людям надо давать понять, что мы в начале пути. Вот целевая установка должна быть той, о которой вы сейчас говорите, абсолютно точно. И вот все эти факты надо просто вскрывать и стараться с ними бороться.

    Изотова Г.С. Спасибо огромное. Мы завершаем нашу работу. Я извиняюсь, если кто-то не сумел выступить – остаточно жесткий график. Ради бога, еще раз простите. Но действительно мы не зря обсуждаем, и будем продолжать обсуждать данную тему. Она важна, актуальна и очень политизирована.

    Всем желаю удачи на этом непростом пути!

    Версия для печати