Стратегию восстановления Донбасса обсудили эксперты
[31.03.2015]
25 марта 2015г. в ЦСКП состоялось очередное заседание Экспертного совета международного форума «Стратегия восстановления Донбасса». Обсуждались пути реализации «минских соглашений», а также принципы организации свободной экономической зоны Донбасса.
Открывая заседание, Заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы – начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов напомнил, что в прошлый раз Экспертный совет собирался после подписания сентябрьских соглашений. С того времени группа экспертов проводит регулярный мониторинг ситуации на юго-востоке Украины, разрабатывает и актуализирует предложения по решению накопившихся проблем.
«Основной приоритет – это защита прав и интересов граждан, - отметил Ю.Шувалов. - При этом сейчас перед нами стоит целый комплекс задач по социально-экономическому возрождению Донбасса, и успех данного предприятия зависит от многих условий, в том числе - от умения встраивать диалог между властью, обществом и предпринимателями».
Он подчеркнул, что базироваться этот диалог должен на тезисах «Минских соглашений», подписанных в феврале, а также анонсировал проект рекомендаций по организации свободной экономической зоны Донбасса.
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг высказался за формирование зоны свободной торговли Донбасса с Ростовской областью. По его словам, при реструктуризации новопровозглашённой Республики важно не повторить модель Приднестровья.
С обширным докладом выступил руководитель департамента инвестиций и инноваций Института экономической безопасности, профессор Вадим Скрябин, в котором озвучил основополагающие моменты стратегии восстановления Донбасса. Апеллируя к успешному опыту Сингапура, Китая, ОАЭ, он предложил дать разумную свободу предпринимательству на Донбассе, создать условия для становления рыночной экономики, дозированно регулируемой государством. Госконтроль за всеми предприятиями необходим, подчеркнул он. Кроме того, В.Скрябин обратился к советской истории – к периоду НЭПа, предложив спроецировать данную экономическую модель на современные донбасские реалии. «У Донбасса есть материально-технические производственные ресурсы. Просто сейчас они находятся в нерабочем состоянии», – пояснил он суть проблемы. Решению основных задач, добавил учёный, послужат введение национальной валюты Республики, увеличение объёма денежного обращения, снижение валютных рисков.
Основными принципами организации свободной экономической зоны Донбасса В.Скрябин считает привлечение инвестиций, применение формата государственно-частного партнёрства, стимулирование производства. Для повышения инвестиционного потенциала территории нужно предусмотреть налоговые льготы и административные преференции для продуктивных субъектов экономической деятельности. По его мнению, реформы следует начать с организации специальной экономической зоны с оффшорным статусом, с создания независимой финансовой системы и государственных институтов поддержки в области финансирования, менеджмента, логистики.
«Нужно переходить к новой мировоззренческой парадигме», – заключил В.Скрябин.
Секретарь Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский перечислил ряд сильных сторон Донбасса, главной из которых является промышленность, особенно металлургическая. Он подчеркнул важность системной работы, призвал вносить предложения в разрабатываемую сейчас «дорожную карту» восстановления Республики, в частности, продумать способы снятия экономической блокады.
А.Ходаковский коснулся и политико-правового аспекта: «Пора признать как свершившийся факт, как данность автономию Донбасса, его суверенитет, а не воспринимать приобретение регионом независимого статуса как форму федерализации Украины».
Председатель Комитета Государственной Думы по собственности Сергей Гаврилов предложил при проведении социально-экономической реставрации Донбасса творчески переосмыслить опыт Крыма, не калькируя полностью, однако, использовать некоторые механизмы. Он перечислил необходимые, с его точки зрения, компоненты предстоящей работы: это введение национальной системы взаиморасчётов, совершенствование банковской деятельности, выполнение всех социальных обязательств, защита имущественных прав граждан. Эффективными, по его мнению, могут стать развитие системы саморегулирования в ключевых отраслях экономики и широкое применение формата государственно-частного партнёрства.
Тренд на смещение акцентов с управленческой сферы на реальный сектор экономики поддержал эксперт Юрий Голанд. Он предложил создать Экономической совет Донецкой и Луганской Республик, чтобы «диалог вёлся не между чиновниками, а между бизнесменами», напомнив, что ещё В.И.Ленин назвал политику концентрированной экономикой.
Руководитель ЦСКП-Калининград Владимир Бордовский выступил с инициативой проведения на международном уровне как можно большего числа аналогичных «круглых столов», чтобы формировать достоверный образ России и приграничного с ней Донбасса в глазах мирового сообщества – в противовес образу, создаваемому масс-медиа. «Одним из важных условий восстановления Донбасса является привлечение частного капитала из-за рубежа. А для этого нужно, чтобы иностранные инвесторы доверяли нам, стремились к нам», – заключил он.
В дискуссии также приняли участие Генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова, Председатель политической партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин, профессор Российского нового университета Алексей Бирюков, Вице-президент Благотворительного Фонда «Юго-Восток» Татьяна Мармазова и другие.
В заключение участники приняли проект решений Форума. Важными целями в данном документе заявлены легитимизация торговых отношений между субъектами хозяйствования России и Донбасса, реализация Россией ряда ограничительных протекционистских мер для отдельных отраслей луганско-донецкой экономики, соединение энергосистем, восстановление торгового оборота. Предложено ввести дополнительный расчётный инструмент до эмиссии собственной валюты Донбасса.
Как указано в проекте решений, власти ДНР должны пойти по пути отказа от практики деприватизации, национализации, передела частной собственности, а также отрегулировать налоговое законодательство Республики. Для эффективного развития реального сектора экономики важно обеспечить невмешательство донецких властных структур в процессы производства продукции, минимизацию властных директив в развитии промышленности, демонополизацию отраслевых рынков. В приоритет поставлено сохранение в пригодном для эксплуатации состоянии производств непрерывного цикла, важнейших элементов транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Из числа донецких финансистов, банкиров и представителей власти ДНР предложено создать в России постоянно действующую экспертную группу по стабилизации социально-экономической ситуации и практической реализации механизмов восстановления минимально необходимой экономической кооперации с Украиной. Также эта группа, по общему мнению, должна содействовать поднятию трансграничного сотрудничества Республики с Россией на качественно новый уровень и интеграции экономики Донбасса в пространство Единого экономического союза. Также предложено создать общественное объединение (ассоциацию) по развитию экономики Донбасса с привлечением среднего и крупного бизнеса.
А для того, чтобы стимулировать привлечение максимального числа дееспособных субъектов политической, экономической и общественной деятельности к реконструкции Донбасса, рекомендовано сформировать систему гарантий и экономических компенсаций, налоговых и таможенных льгот, а также иных преференций для структур, участвующих в данном процессе. ние Экспертного совета международного форума «Стратегия восстановления Донбасса». Обсуждались пути реализации «минских соглашений», а также принципы организации свободной экономической зоны Донбасса.
Открывая заседание, Заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы – начальник Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов напомнил, что в прошлый раз Экспертный совет собирался после подписания сентябрьских соглашений. С того времени группа экспертов проводит регулярный мониторинг ситуации на юго-востоке Украины, разрабатывает и актуализирует предложения по решению накопившихся проблем.
«Основной приоритет – это защита прав и интересов граждан, - отметил Ю.Шувалов. - При этом сейчас перед нами стоит целый комплекс задач по социально-экономическому возрождению Донбасса, и успех данного предприятия зависит от многих условий, в том числе - от умения встраивать диалог между властью, обществом и предпринимателями».
Он подчеркнул, что базироваться этот диалог должен на тезисах «Минских соглашений», подписанных в феврале, а также анонсировал проект рекомендаций по организации свободной экономической зоны Донбасса.
О проблемах, препятствующих эффективному восстановлению обсуждаемой территории, рассказал Руководитель экспертно-консультационного совета Форума «Стратегия восстановления Донбасса» Андрей Атрохов: «Взаимодействие между управленческой и экономической элитой региона не налажено в достаточной степени. Следовало бы уже огласить концепцию социально-экономического развития региона, ознакомить с ней бизнес-сообщество. Хотя этой концепции, как системного, программного документа, и не существует. Она подменяется побором средств с ещё оставшихся, кое-как функционирующих в регионе предприятий. В целом финансовая система работает таким образом, что оставляет социально уязвимые категории граждан (например, пенсионеров) без средств к существованию. Кроме того, там отсутствует качественная инфраструктура».
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг высказался за формирование зоны свободной торговли Донбасса с Ростовской областью. По его словам, при реструктуризации новопровозглашённой Республики важно не повторить модель Приднестровья.
С обширным докладом выступил руководитель департамента инвестиций и инноваций Института экономической безопасности, профессор Вадим Скрябин, в котором озвучил основополагающие моменты стратегии восстановления Донбасса. Апеллируя к успешному опыту Сингапура, Китая, ОАЭ, он предложил дать разумную свободу предпринимательству на Донбассе, создать условия для становления рыночной экономики, дозированно регулируемой государством. Госконтроль за всеми предприятиями необходим, подчеркнул он. Кроме того, В.Скрябин обратился к советской истории – к периоду НЭПа, предложив спроецировать данную экономическую модель на современные донбасские реалии. «У Донбасса есть материально-технические производственные ресурсы. Просто сейчас они находятся в нерабочем состоянии», – пояснил он суть проблемы. Решению основных задач, добавил учёный, послужат введение национальной валюты Республики, увеличение объёма денежного обращения, снижение валютных рисков.
Основными принципами организации свободной экономической зоны Донбасса В.Скрябин считает привлечение инвестиций, применение формата государственно-частного партнёрства, стимулирование производства. Для повышения инвестиционного потенциала территории нужно предусмотреть налоговые льготы и административные преференции для продуктивных субъектов экономической деятельности. По его мнению, реформы следует начать с организации специальной экономической зоны с оффшорным статусом, с создания независимой финансовой системы и государственных институтов поддержки в области финансирования, менеджмента, логистики.
«Нужно переходить к новой мировоззренческой парадигме», – заключил В.Скрябин.
Секретарь Совета безопасности ДНР Александр Ходаковский перечислил ряд сильных сторон Донбасса, главной из которых является промышленность, особенно металлургическая. Он подчеркнул важность системной работы, призвал вносить предложения в разрабатываемую сейчас «дорожную карту» восстановления Республики, в частности, продумать способы снятия экономической блокады.
А.Ходаковский коснулся и политико-правового аспекта: «Пора признать как свершившийся факт, как данность автономию Донбасса, его суверенитет, а не воспринимать приобретение регионом независимого статуса как форму федерализации Украины».
Председатель Комитета Государственной Думы по собственности Сергей Гаврилов предложил при проведении социально-экономической реставрации Донбасса творчески переосмыслить опыт Крыма, не калькируя полностью, однако, использовать некоторые механизмы. Он перечислил необходимые, с его точки зрения, компоненты предстоящей работы: это введение национальной системы взаиморасчётов, совершенствование банковской деятельности, выполнение всех социальных обязательств, защита имущественных прав граждан. Эффективными, по его мнению, могут стать развитие системы саморегулирования в ключевых отраслях экономики и широкое применение формата государственно-частного партнёрства.
Тренд на смещение акцентов с управленческой сферы на реальный сектор экономики поддержал эксперт Юрий Голанд. Он предложил создать Экономической совет Донецкой и Луганской Республик, чтобы «диалог вёлся не между чиновниками, а между бизнесменами», напомнив, что ещё В.И.Ленин назвал политику концентрированной экономикой.
Руководитель ЦСКП-Калининград Владимир Бордовский выступил с инициативой проведения на международном уровне как можно большего числа аналогичных «круглых столов», чтобы формировать достоверный образ России и приграничного с ней Донбасса в глазах мирового сообщества – в противовес образу, создаваемому масс-медиа. «Одним из важных условий восстановления Донбасса является привлечение частного капитала из-за рубежа. А для этого нужно, чтобы иностранные инвесторы доверяли нам, стремились к нам», – заключил он.
В дискуссии также приняли участие Генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова, Председатель политической партии «Российский общенародный союз» Сергей Бабурин, профессор Российского нового университета Алексей Бирюков, Вице-президент Благотворительного Фонда «Юго-Восток» Татьяна Мармазова и другие.
В заключение участники приняли проект решений Форума. Важными целями в данном документе заявлены легитимизация торговых отношений между субъектами хозяйствования России и Донбасса, реализация Россией ряда ограничительных протекционистских мер для отдельных отраслей луганско-донецкой экономики, соединение энергосистем, восстановление торгового оборота. Предложено ввести дополнительный расчётный инструмент до эмиссии собственной валюты Донбасса.
Как указано в проекте решений, власти ДНР должны пойти по пути отказа от практики деприватизации, национализации, передела частной собственности, а также отрегулировать налоговое законодательство Республики. Для эффективного развития реального сектора экономики важно обеспечить невмешательство донецких властных структур в процессы производства продукции, минимизацию властных директив в развитии промышленности, демонополизацию отраслевых рынков. В приоритет поставлено сохранение в пригодном для эксплуатации состоянии производств непрерывного цикла, важнейших элементов транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Из числа донецких финансистов, банкиров и представителей власти ДНР предложено создать в России постоянно действующую экспертную группу по стабилизации социально-экономической ситуации и практической реализации механизмов восстановления минимально необходимой экономической кооперации с Украиной. Также эта группа, по общему мнению, должна содействовать поднятию трансграничного сотрудничества Республики с Россией на качественно новый уровень и интеграции экономики Донбасса в пространство Единого экономического союза. Также предложено создать общественное объединение (ассоциацию) по развитию экономики Донбасса с привлечением среднего и крупного бизнеса.
А для того, чтобы стимулировать привлечение максимального числа дееспособных субъектов политической, экономической и общественной деятельности к реконструкции Донбасса, рекомендовано сформировать систему гарантий и экономических компенсаций, налоговых и таможенных льгот, а также иных преференций для структур, участвующих в данном процессе.