ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    ЦСКП-Якутия: Стенограмма заседания на тему: «Проблемы внедрения технологий энергосбережения и энергоэффективности в Республике Саха (Якутия)»

    [16.11.2010]

    Мартынов А.А., директор ЦСКП-Якутия, член Общественной Палаты РФ:  Добрый вечер! В заседании сегодняшнего дискуссионного клуба участвуют депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха Якутия, депутаты Якутской городской думы, представители общественности и молодежь.
    Сегодня по линии Общественной палаты РФ под руководством член-корреспондента РАН Владимира Захарова ведется большая работа по формированию в обществе сознания энергоэффективности. Этот вопрос является вопросом государственного значения, принят указ Президента Российской Федерации. Сегодня вопрос энергоэффективности впервые в Якутии выходит на широкое обсуждение. Хотя работа в этом направлении в республике ведется, но движения пока мало, однако положительный опыт есть. Я хотел бы также пригласить в Президиум сегодняшнего заседания заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства республики Вадима Владимировича Ракитина. Пожалуйста, Вадим Владимирович. Спасибо за Ваше участие.
    Повышение энергоэффективности является одной из приоритетных задач социального развития России. Масштабная задача требует участие не только государственных структур, но и представителей бизнеса, гражданского общества. Сегодня по линии Общественной палаты России также создан Институт устойчивого развития, который очень серьезно занимается вопросами энергоэффективности. Необходимо также отметить, что обеспечение энергоэффективности одна из узловых задач современности. Недавно вышел указ Президента России, где говорится о том, что оценка эффективности деятельности глав регионов субъектов Российской Федерации, будет учитывать какая работа проводится ими в сфере энергоэффективности и энергосбережения. 
    По прогнозам экспертов международной экономической комиссии в 2025 году человечество будет потреблять в два раза больше электроэнергии, чем в 2007 году.
                    Поэтому тема сегодняшней нашей встречи, уважаемые коллеги, касается буквально каждого, ведь у каждого есть дома электричество, есть тепло, каждого можно, по сути, считать потребителем энергии. Именно поэтому вопрос энергосбережения и энергоэффективности, который сегодня обсуждается на самом высоком уровне, столь значим для нашей республики в том числе, собственно как и для любого другого субъекта Федерации.
    Экономический кризис, который нанес существенный удар по ведущим экономикам мира, обнажил и вопрос энергосбережения, который особо актуален для нашей страны. Ведь в себестоимости конечной продукции российских промышленных предприятий высока доля затрат на тепловую и электрическую энергию. Этот показатель в полтора – два раза выше, чем в промышленно развитых странах, что мешает отечественным товарам успешно конкурировать с товарами зарубежными. Переплачиваем за энергию, отсюда и высокие цены, а потребителя продукции в принципе и не волнует, да и не должно волновать, кто, сколько затрачивает на производство, ему важна конечная стоимость.
    Буквально на прошлой неделе вступил в силу приказ Министерства регионального развития, который призван способствовать энергосбережению в жилых домах. Комплекс мер, который уже разработан, способствует не только обновлению и замене устаревшего оборудования, он способствует внедрению новых технологий, которые помогут экономить энергию, а значит экономить бюджетные средства. Заметим, что сегодня более 30 % всех энергоресурсов России тратится на отопление жилых, офисных и производственных зданий. Цифра огромная, но сегодня есть пути ее снижения и этими путями необходимо воспользоваться. Однако для этого надо сломать потребительскую психологию, которая сложилась сегодня в обществе. Надо отходить от стереотипа «бездумного потребления», воспитывая россиянина – потребителя грамотного. На это и направлены нововведения в сфере энергосбережения.
     Подсчитано уже и сколько средств потребуется для выполнения этих задач - 10 триллионов рублей. Это стоимость госпрограммы энергосбережения и повышения энергетической эффективности до 2020 года. Деньги огромные, но это один из тех случаев про который можно сказать, что цель оправдывает средства. А целью является снижение к 2020 году энергоемкости ВВП страны не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.
    Надо помнить, что энергоэффективность начинается с энергосберегающей лампочки, той самой, которая приходит сегодня на смену «лампочке Ильича». Отказ от последней имеет ряд всем известных объективных причин. Каждый из нас может начать энергоэффективность с себя, достаточно выкрутить вместе со старой лампочкой и старую привычку потреблять, потреблять не, думая об экономии.
    Сегодня многие думающие люди переходят на энергосберегающие лампочки, начинается внедрение счетчиков учета. У нас в республике это направление только начинает развиваться, есть люди, которые этим занимаются этими вопросами вплотную. Один из таких людей – депутат Якутской городской думы, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Виктор Николаевич Федоров. Пожалуйста, Виктор Николаевич.    
    Федоров В.Н., депутат Якутской городской Думы: Спасибо, Добрый вечер, уважаемые участники сегодняшней встречи. Вопросы энергоэффективности обсуждаются давно, практические шаги начались с прошлого года с принятием 261-го Федерального закона «О повышении энергоэффективности». Закон был принят в конце 2009 года, когда регионы и муниципалитеты уже приняли бюджеты на будущий год, поэтому, например, в городе Якутске проведено мало мероприятий в сфере повышения энергоэффективности. Недавно Президент России посетил Набережные Челны, где ему был показан энергосберегающий дом, оборудованный полностью энергосберегающими лампочками, регулируется также подача тепла, если на улице холоднее – тепла дается больше, если теплее – меньше. В моем округе несколько домов такими технологиями также оснащены. По городу Якутску принята долгосрочная целевая программа на 2010-2012 годы по энергосбережению. Цель программы: снижение затрат бюджета города и населения на потребление энергоресурсов за счет внедрения систем контроля и учета энергии. Объем финансирования программы предусмотрен -  1 миллиард 604 миллиона рублей. Основные вложения, которые планирует производить город в этом плане, это установка приборов учета в жилищном фонде, установка светодиодных светильников в местах общего пользования многоквартирных жилых домов, бюджетных организациях, установка приборов коммерческого учета в муниципальных котельных. Ежегодная экономия по ожиданиям реализации программы должна составить порядка 300 миллионов рублей, для бюджета это хорошая цифра.
    Мартынов А.А.: А реально это когда начнется?
    Федоров В.Н.: Со следующего года. Сейчас мы принимаем бюджет, там заложены определенные суммы на это. Сегодня предлагается построить в городе Якутске завод по сбору светодиодных ламп и светильников для распространения их в Дальневосточном федеральном округе. Причем, есть предложение устанавливать в бюджетные учреждения светодиодные лампы бесплатно. Этими вопросами в республике занимается РИК, Республиканская инвестиционная кампания. Мы понимаем, что данные мероприятия экономически эффективны. Второе направление, которые мы занимаемся – установка газогенераторных турбин. Тоже очень перспективное направление. Вообще срок окупаемости этой технологии 1,5 – 2 года. Например, сейчас поставлены две установки на предприятии «Якутцемент», Птицефабрика провела тендер на установку турбин и сейчас занимается этим вопросам. При этом мы ведем такой диалог в плане частно-государственного партнерства, что оборудование устанавливается бесплатно. Сегодня необходимо в этом партнерстве выходить на новый уровень и дать возможность бизнесу получать прибыль и внедрять ее в производство.
    Мартынов А.А.: Уважаемые коллеги! Формат встречи свободный, поэтому задавайте вопросы Виктору Николаевичу. Вопросов нет, а пока предоставляю слово Георгию Николаевичу Федорову, директору Государственного автономного учреждения республики «Государственное агентство инноваций и ресурсосбережения». Пожалуйста, Георгий Николаевич.
    Федоров Г.Н., директор ГУА «Государственное агентство инноваций и ресурсосбережения»: Добрый день, уважаемые участники. Государственное автономное учреждение республики «Государственное агентство инноваций и ресурсосбережения» создано распоряжением президента республики 27 июля 2010 года. Основной задачей агентства является реализация 261-го Федерального закона «О повышении энергоэффективности», а также исполнение президентского указа № 889 «О мерах повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». 29 июля 2010 года постановлением Правительства республики № 340 одобрена республиканская целевая программа «Энергосбережение в Республике Саха (Якутия) на 2010-2015 годы». Вчера транслировалось заседание Комиссии по модернизации, которое вел Президент России, на котором министр экономического развития страны отметила, что программы энергетического сбережения приняты практически во всех субъектах Российской Федерации, за исключением четырех. На муниципальном уровне аналогичные программы разработаны только у 26 % муниципальных образований. Отмечено, что большинство муниципальных программ было разработано до принятия закона и они не отвечают требованиям федерального закона № 261. Министерство регионального развития разработало методику расчета целевых показателей, которая была недавно утверждена. Республиканская программа была утверждена президентом республики. Что касается наших муниципальных программ, то, как уже говорилось, они не отвечают требованиям федерального законодательства. В настоящее время мы совместно с Центром энергосбережения республики разработали две программы в соответствии с требованиями федерального законодательства – это «Программа энергосбережения Городского округа «Жатай»» и «Программа энергосбережения Муниципального образования «Горный улус»». Эти программы прошли экспертизу в министерствах и ведомствах. Основными задачами, стоящими в настоящий момент перед агентством является, во-первых, оказание практической методической помощи муниципальным образованиям в разработке программы энергосбережения, создание информационных баз данных по потребителям энергии. В перспективе база должна быть создана по всем потребителям и поставщикам энергии. Второй задачей является сбор и анализ информации по реализации принятых муниципальных программ. Третьей задачей является содействие в установке приборов контроля и учета. Как говорится, невозможно управлять тем, что невозможно измерить. У нас практически не учитываются затраты энергии на переработку того или иного продукта, то есть рядовой потребитель практически не знает о том, сколько он потребляет и за что платит деньги. Основная задача – привести в язык цифр количество потребления коммунальных ресурсов и за что люди платят. Если организуется приборный учет, то люди научаться управлять процессом потребления, в дальнейшем необходимо создавать условия, чтобы потребители могли управлять этими процессами.
    Мартынов А.А.: Спасибо, это понятно. Возникает вопрос: на уровне муниципалитета, как вы сказали, начинает вестись работа, но есть ли подготовленность глав муниципальных образований, работников ЖКХ на местах?
     Федоров Г.Н.: На сегодняшний день по моему опыту, можно сказать, что люди понимают. Например, недавно происходила установка водосчетчиков в Депутатском за счет муниципального бюджета. Когда финансирование закончилось, половина домов остались не оснащенными счетчиками, то буквально через полтора месяца посыпались жалобы в прокуратуру от людей, чьи дома оснащены счетчиками не были. Люди стали понимать все преимущества энергоэффективных технологий.
    Иванов С.С., народный депутат Республики Саха (Якутия): Можно вопрос? Народный депутат Семен Семенович Иванов. Конечно, тема очень актуальная. Вот ГУП ЖКХ у нас предприятие убыточное, проблем много. Как предприятие будет внедрять энергоэффективные технологии при наличии таких проблем?
    Ракитин В.В., заместитель министра ЖКХ и энергетики РС(Я): У нас есть нормативы разработаны. Если сейчас все начнут экономить, то при сохранении условно-постоянных затрат естественно что тарифы…
    Иванов С.С.: Нет, давайте так скажем, например, а наслеге 20 кочегаров, так и сидят, столько же угля топят, а некоторые предприятия на энергоэффективные технологии переходят. Тогда какой смысл перехода, если тратиться столько же топлива?
    Ракитин В.В.: На следующий год тариф должен быть пересмотрен…
    Иванов С.С.: На увеличение? А тогда какая тут экономия?
    Ракитин В.В.: Экономить надо на технологиях…Из зала: А какие-то решения конкретные будут приниматься?
    Мартынов А.А.: У нас сейчас обсуждение идет, стенограмма ведется, которая на сайте ЦСКП будет размещена. Это у нас дискуссионная площадка, по такому формату и работаем. Давайте послушаем Попова Святослава Семеновича. Он конкретно скажет какая работа по проблеме ведется.
    Попов С.С., генеральный директор ОАО "Центр энергоресурсосбережения и новых технологий Республики Саха (Якутия)": Добрый день! Я хотел бы остановиться на цифрах, у нас 12 миллиардов рублей бюджет ежегодно расходует на энергоресурсы. Миллиарда на 1,5 идет ежегодно увеличение расхода на энергоресурсы. 12 миллиардов – расходы только на жилой фонд. Я немного остановлюсь на проводимых работах. Если взять в качестве примера Усть-Янский улус, то затраты на завоз одной тонны угля в этом улусе превышают стоимость самого продукта в 5-6 раз. В этом улусе мы с 2005 года начали отрабатывать вопросы энергосбережения. Суть проекта в том, что мы привлекли банковские кредиты в 2005-2006 году, поставили 54 прибора учета. При расходах 12 миллионов было сэкономлено 152 миллиона рублей. Часть было пущено в качестве средств для погашения кредита, остальное было отправлено в бюджет улуса и потрачено на строительство и ремонт дорог и так далее. Установлены приборы были в Депутатском, Казачьем, Усть-Куйге. Установили приборы учета не только тепла, но и воды. Практически все квартиры поселка Депутатский оснащены приборами учета воды. Система полностью диспетчеризована и выведена на сервер в городе Якутске. Один из домов мы диспетчеризовали по квартирному учету. Повышение тарифов, которое требует поставщик приводит к тому, что в рублевом варианте потребитель терпит издержки. Только благодаря РЭК, который договаривается с поставщиком удается достичь определенного баланса. Город Покровск, тут мы ведем работы как с потребителями, так и с управляющими компаниями. Идет перекладка труб, чтобы уменьшить потери энергии. Стоит отметить, что, например, в поселке Депутатский потери тепла в денежном исчеслении составляют свыше 100 миллионов рублей в год. Предлагаем «Якутскэнерго» сделать перекладку, которая поможет уменьшить потери тепла, но получаем отказ. Вопрос необходимо до ума довести. При внедрении систем контроля и учета мы будем видеть как выработку, так и потребление тепла и воды. Также гидравлический расчет был осуществлен, ведется оптимизация систем теплопроведения. Люди для того, чтобы было тепло в домах сливают воду с батарей, поэтому возникают некоторые проблемы с котлами. Основной проблемой является необходимость комплексного подхода. Односторонняя работа ни к чему не приведет. Необходимо проведение совместной работы как потребителя, так и поставщика. Необходимо также внедрение единой системы технического учета. В Покровске, например, после введения единой системы учета у нас все цифры по потреблению оказались одинаковые, у всех ведомств. То есть так работать эффективней, когда разнобоя нет. Еще одной проблемой является разрегулированность системы отопления. Также бывает забита система водоснабжения. Например, в Покровске, когда установили приборы, то вода просто не дошла до пятого этажа, потому что трубы забиты были. Также отмечается плохая теплоизоляция зданий, изношенность тепловых и водопроводных систем. Очень серьезные проблемы по финансированию. У нас до сих пор поставщики боятся внедрения приборов учета, потребитель тоже с недоверием относится.
    Мартынов А.А.:Вот буквально на той неделе ездили в командировку в Чурапчу. Ко мне обратились с Центральной улусной больницы. Они хотят подключить счетчики, которые уже поставили, но ЖКХ местное им этого сделать не дает. Получается чиновник на местном уровне он саботирует всю государственное политику энергосбережения. Давайте представители ГУП ЖКХ потом по этому вопросу ответят. А пока слово предоставляется народному депутату Оксане Александровне Винокуровой.
    Винокурова О.А., заместитель руководителя фракции «Единая России» Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Я очень коротко хотела бы сказать. Хочется напомнить, что мы работаем сейчас на площадке Центра социально-консервативной политики. Стратегия развития страны до 2020 года предполагает не только развитие энергетических ресурсов, но и энергоресурсосбережения. Эти вопросы связаны и с экологией, и улучшением качества жизни. Основными источниками энергетики в России являются нефть, газ и уголь. Наше правительство при поддержке президента разработало свою стратегию энергетического развития. Мы переходим уже на программно-целевые методы. Допустим за 2009 год на реализацию целевых программ республика потратила 52 миллиарда рублей. Мы сейчас активно работаем работаем по газификации сельских поселений, на реализацию программы потрачено 370 миллиардов рублей. Газификация сел – одна из стратегических задач. Только на перевод котельных на газовое топливо в 2009 году было потрачено 311 миллионов рублей. Это инвестиционные вложения в энергетику. С точки зрения же выстраивания тарифной политики. В городе Якутске в благоустроенной квартире в 2005 году на одного жителя цена энергозатрат составила 23 рубля, на сегодня она составляет уже более 55 рублей. Бесконечное увеличение цены, тарифа не может привести государство к тому, чтобы улучшить качество жизни. Государство оплачивает расходы государственных учреждений, социально незащищенных слоев населения, поэтому увеличение цен также ударяет по бюджету. Также при установке приборов учета потребитель может платить больше, например, на селе, если фиксировано раньше потребители платили по 1500 рублей, то сейчас, после установки приборов учета по 3-4 тысячи в среднем. Может быть энергосберегающие лампы хорошо, установка хорошо, но культура потребителя энергии необходима. Нужна также информационная поддержка по внедрению энергосбережения. Человек должен понимать, что энергосбережение ему выгодно. Тарифы тарифами, но установка счетчиков где-то противоречит менталитету нашего потребителя.
    Мартынов А.А.: Спасибо. Пожалуйста, вопросы.
    Из зала: у меня выступление. Народный депутат республики Олег Тарасов, директор «Энергосбыта»
    Шеметов А.И, народный депутат Республики Саха (Якутия).: Безусловно, энергосбережение – важный аспект и им надо заниматься, но заниматься им необходимо комплексно. На сегодняшний день мы являемся заложниками двух мифов. Анализируя программу энергоресурсосбережения, которая существует в республике я замечаю, что есть перекос в сторону установки приборов учета. Но сама по себе установка не ведет к экономии. Фиксируется только факт потребления. Должна быть комплексная и наполненная источниками программа, которая бы позволяла реализовывать мероприятия, которые ведут к снижению потребления ресурсов и параллельно с этим восстанавливать систему учета тепловой, электрической энергии. Есть достаточно много примеров стран, которые добились хороших результатов в части энергосбережения. При этом там государство было заинтересовано в снижении затрат на потребление. Там на это выделялись внушительные средства. На самом деле то о чем мы сейчас говорили, о тепловой энергии, электрической энергии – это вторичный продукт. В свое время многими учеными изучался вопрос КПД, его количестве после прохождения от исходного продукта до вторичного продукта. Поставки тепловой энергии не превышают 12 %. Необходимо заниматься сокращением потреблением самого первичного продукта – газа, угля и так далее. Заниматься инфраструктуры, снижением потерь тепловой энергии, воды. Необходимо систематизировать те программы, которые у нас есть на республиканском уровне. У нас действует 6-миллиардная программа инвестиционная, параллельно действует программа сноса ветхого и аварийного жилья и эти программы между собой не взаимосвязаны. У нас получается «лоскутная реализация», в комплексе не решается проблема. В первую очередь, должен быть орган, который бы объединял все вышеназванные программы. У нас нет экспертизы проектов, которые включаются в инвестиционную программу энергоресурсосбережения. Как критерий определенного выбора мы энергоэффективность не включаем. Я хочу, чтобы кроме состоявшейся дискуссии были сформированы некие предложения, которые явились результатом работы всех здесь собравшихся.
    Мартынов А.А.: Спасибо за дельные предложения. Мы обязательно рассмотрим Ваши замечания и направим письма в органы государственной власти. Сейчас послушаем  представителя ГУП ЖКХ Сергея Александровича Климова. Пожалуйста.
    Климов С.А., зам. гл. инженера по стратегическому развитию - ГУП «ЖКХ» : Добрый вечер! Уважаемые коллеги, я буду краток. Предприятие наше оказывает услуги 53 % населения республики, в 25 муниципальных районах и улусах. Закон 261-й является для нас сейчас приоритетным и работа ведется. Разработано много программ, как локальных, так и широкого охвата. Мы стараемся рассчитать экономию от мероприятий. Сделан анализ, ведется работа по приборным проектам. Проблема энергосбережения является комплексной, часто сберегая в одном месте и перерасходуя в другом мы не добьемся положительного результата. Конечно, большая проблема существует с потребителями тепловой энергии. Ситуация в Чурапче, о которой говорили раньше, похожая ситуация была и в Намском районе, мы на них реагировали. Но оказалось, что приборы учета были выполнены с нарушением технологии. Прибор учета ведет только к регистрации, он средство измерения. Конечно, будет измеряться объем выработки и будет понятно где мы сможем экономить. Дело энергосбережения вообще всеобщее. Поэтому делить на «ваше» и «не ваше» не стоит. Сегодня оборудование сильно изношено, средств на замену его нет. Поэтому нам надо продумать механизмы привлечения инвестиций. Объекты наши для частных инвесторов, к сожалению, не привлекательны. Особенно это касается небольших поселений. Государство должно какие-то механизмы выработать. Для кредитования необходимо государственное поручительство.
    Мартынов А.А.: Есть вопросы? Спасибо. К нашей работе подключился Николай Николаевич Костромин, депутат Государственного Собрания. Пожалуйста, Николай Николаевич.
    Костромин Н.Н. председатель по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): Тема, конечно, очень острая. В селах когда вводили объекты, теплоносителей старались ставить по максимуму, все это привело к тому, что потребитель не стал обращать внимание на потребление. Теперь задача повышения энергоэффективности состоит в обратном, необходимо не только потреблять, но посчитать свое потребление. Конечно, все менять сразу трудно. Но то, что мы раньше делали по максимуму, надо сейчас делать по минимуму. Надо посчитать, установить, привести в соответствие все. Надо, чтобы задача эта дошла до всех, от руководителя предприятия до школьника. Только тогда можно говорить об успешности реализации. Я прошу вас всех дойти до каждого, тогда у нас все получится.
    Мартынов А.А.: Николай Николаевич, спасибо. У нас проблемами энергоэффективности занимаются также ученые, разрабатываются пособия. Дмитрий Егорович, пожалуйста. Дмитрий Егорович Афанасьев, профессор университета, доктор технических наук.
    Афанасьев Д.Е.,профессор кафедры теплофизики и теплоэнергетики Физико-технического института СВФУ им.М.К.Аммосова, доктор технических наук, профессор:Уважаемый Андрей Андреевич! Уважаемые коллеги! Сегодня состоялся очень важный деловой разговор. Хорошо, что сюда пришли наши уважаемые руководители, члены парламента. Сегодня мы собрались точно вовремя, в то время когда надо. Сама наука энергосбережения только начинает развиваться, ей всего около 50-ти лет. Для целой науки это время – маленький промежуток. Основные фундаментальные законы только формируются. Свидетельством этого является и то, что первый учебник для все энергетических ВУЗов России выпущен только в этом году. Ваш покорный слуга принимал некоторое участие в этой работе и результат своей тридцатилетней работы изложил в своей докторской диссертации в 1995 году под названием: «Энергосбережение в сельском хозяйстве Якутии». В работе разобран потенциал возобновляемых источников энергии, это энергия солнца, рек и так далее. Также это энергосбережение в животноводстве, растениеводстве и автоматизация теплоэнергетических процессов. Правильно отмечено, что мы немного лишены координации в этой работе. В Северо-Восточном федеральном университете имени Аммосова проводится определенная работа, так на всех кафедрах физико-технического факультета студентами и сотрудниками проводится работа по пропаганде бережливого отношения к энергии. Читаются установочные лекции. Также уделяется большое внимание вопросам снижения потери энергии при ознакомлении студентов с темами по транспортировке ресурсов, постройке жилых помещений. Кроме учебной работы проблемы энергосбережения находят отражение в научно-исследовательской работе преподавателей университета. По данной проблематике выпущено свыше 100 трудов. Преподаватели физико-технического института могли бы принять участие в выполнении федеральных законов, касающихся энергоэффективности. В частности, мы могли бы подготовить учебное пособие по энергосбережению для учебных заведений, а также по переподготовке работников бюджетной сферы. Надо среди народа формировать философию энергоресурсосбережения. У меня все.

    Мартынов А.А.: Спасибо, Дмитрий Егорович. Мы этот вопрос как раз взяли на заметку и будем с министерством образования и министерством науки отрабатывать. Уважаемые коллеги, очень хороший разговор состоялся. Все мы работаем в этом направлении и наша задача, как говорили многие выступающие, сформировать философию энергосберегающего отношения ко всему, что нас окружает. Мы продолжим работу в этом направлении. Все спасибо.           

    Версия для печати