ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    ЦСИ: Стенограмма заседания на тему: «Старшее поколение: социальные проекты»

    [10.02.2011]

    Председательствует Г.Н. Карелова
     
     
    Карелова Г.Н. Уважаемые коллеги, несколько минут назад в Центре социальных инноваций состоялось очень значимое событие – подписаны соглашения о сотрудничестве Центра социальных инноваций с правительством Ульяновской области и с администрацией Тверской области. Это первый опыт в работе Центра социальных инноваций. Но, думаю, не последний, а лишь первое звено в цепочке таких соглашений.
                    Не скрою, что предложение подписать соглашение о сотрудничестве поступило от губернаторов этих двух областей. И это не случайно. Именно эти две области сегодня квалифицируются высокопрофессиональными экспертами в социальной сфере как регионы социальной направленности. Вы знаете, вероятно, что через площадку Центра за время его работы прошло более 200 проектов. Так вот,  из них, по мнению экспертов, были наиболее эффективными, взятыми  для повторения другими субъектами Российской Федерации проекты Тверской области. Я напомню, что на этой площадке были представлены проекты «Школьный кабинет здоровья», «Социальный автомобиль» (сегодня эта тема прозвучит более подробно) и другие.
    И другая оценка экспертов, совпадающая с этой (это совершенно условное деление): теми проектами, которые можно назвать новаторскими, признаны проекты, представленные в большей мере Ульяновской областью. В этой связи Центр социальных инноваций принял решение продолжить работу по таким проектам и придать ей системный характер, более тесно взаимодействуя с теми субъектами Российской Федерации, властями, гражданским обществом, которые активно работают на модернизацию социальной сферы. Именно поэтому мы сегодня подписали соглашение с губернаторами этих двух субъектов Российской Федерации.
    Я хочу предоставить слово губернаторам и начать с инициатора всего этого процесса. Это  - Сергей Иванович Морозов, губернатор Ульяновской области, человек, который сейчас очень много новаторских проектов начинает. Пожалуйста, Вам слово.
                    Морозов С.И. Спасибо огромное. Добрый день, дорогие друзья, глубокоуважаемые Надежда Васильевна, Галина Николаевна, уважаемые коллеги, уважаемые друзья, разрешите так именно к вам обращаться, потому что, я думаю, что здесь действительно собрались единомышленники.
                    Мы считаем, что сегодня действительно произошло событие, которое имеет огромное значение для Ульяновской области. То, что сегодня подписано соглашение, для нас одновременно и почетно, и ответственно. Мы отдаем себе отчет, какое нам оказано доверие, так как, становясь партнером Центра социальных инноваций, мы приобретаем мощный ресурс, которым он обладает. Это и разработки проектов по развитию социальной сферы, это и экспертный потенциал, это и информационно-коммуникационные ресурсы. Галина Николаевна, ваш Центр объединяет вокруг себя лучший опыт работы с различными группами населения и является очень хорошей аккредитационной площадкой для всех социальных инициатив. Я искренне благодарен вам за то, что вы доверили Ульяновской области подписание сегодня соглашения с участием таких известных для Российской Федерации людей.
                    Для нашего правительства, для Ульяновской области социальная сфера всегда была приоритетной. Выделю несколько основных направлений.
                    Конечно, это,  прежде всего,  проведение продуманной семейной и демографической политики. В ее основу мы положили прежде всего повышение авторитета семьи, престижа материнства и отцовства, пропаганду позитивного образа семьи, в том числе и содействие развитию институтов гражданского общества, которые занимаются вопросами и укрепления, и сохранения семейных ценностей и традиций. И сегодня мы очень активно занимаемся созданием такой целостной единой системы преодоления семейного неблагополучия, в том числе и Марина Гордеева достаточно часто к нам приезжает, оказывает нам и методическую, и финансовую помощь, и за это огромные слова благодарности ей.
                    Еще одно направление – это поддержка одаренной молодежи. Мы выстроили, на мой взгляд, очень эффективную, целостную систему поддержки. Созданы всевозможные центры – центры по работе с одаренными детьми, центр робототехники и многие другие очень интересные инновационные центры. Мы проводим грантовые конкурсы, ежегодно вручаем именные губернаторские стипендии как лучшим школьникам, так и лучшим студентам. Сегодня уже подготовлен нормативно-правовой акт Правительства, в соответствии с которым уже с 1 сентября этого года все школьники, начиная с 5 класса по 11 класс включительно, которые учатся на «4» и «5», будут получать ежемесячные стипендии, начиная от 400 рублей. Своеобразная заработная плата. Это тоже хорошо скажется на желании учиться хорошо.
                    Мы продолжаем и дальше заниматься работой по поддержке молодых людей. С этого года начали реализацию еще одного очень интересного проекта, что все молодые люди, которые успешно сдали в Российской Федерации ЕГЭ и набрали не менее 225 баллов, если они изъявили желание прийти учиться в высшие учебные заведения Ульяновской области, получают дополнительную стипендию. Наша дополнительная стипендия,  дополнительная стипендия с работодателей и высших учебных заведений, плюс та стипендия, которая прописана государством, дают основания молодому человеку получать в Ульяновской области 8 тыс. рублей и более в качестве стипендии. Согласитесь, это очень хорошая стипендия, которая позволяет одаренным ребятам, если они еще общественно и социально активны, жить достаточно неплохо.
                    Это и разработка системы патриотического воспитания молодежи. Достаточно назвать такие проекты, которые очень активно поддержаны партией «Единая Россия», да и населением в большинстве своем очень хорошо воспринимаются, это «Начни с себя» и «Воспитай патриота». Буквально через несколько дней мы все в стране будем отмечать 150-летие со дня отмены крепостного права. И я могу сказать, что огромное количество молодых людей сегодня совместно с жителями одного из районов Ульяновской области поработали в архивах и нашли обрушенный памятник, закопанный в свое время памятник царю-освободителю Александру, который как раз отменил крепостное право, и 19 февраля этот памятник будет заново установлен. Тот же памятник, который был когда-то установлен на личные сбережения крестьян.
                    Это и полиэтничность, и многоконфессиональность, которые сегодня являются важнейшим развитием ресурсов в Ульяновской области. Более 100 народов и национальностей проживают на территории региона, и для нас крайне важно, чтобы они жили в дружбе, в сотрудничестве, чтобы они были достаточно дружны и друг другу помогали.
    Отдельно хочу обратить внимание, что проблемы пожилых людей тем более находятся в поле основного внимания нашего правительства. И здесь наши приоритеты неизменны. Я еще раз подтверждаю то, что сейчас говорили и Надежда Васильевна, и Галина Николаевна. Мы обеспечим максимально возможные комфортные условия жизни для пожилых людей. И это не только вопросы материального обеспечения, такие как жилье, ремонт, лекарства, достойное медицинское обслуживание. Это мы уже научились делать, и мы это делаем. Есть еще одна важнейшая составляющая жизни пожилых людей, я имею в виду их полноценную вовлеченность в общество. Я когда знакомился с теми проектами, которые сегодня аккумулируются в Центре, просто не мог нарадоваться. Огромное количество интереснейших проектов у Дмитрия в Тверской области, есть достаточно большое количество проектов в Бурятии, нескольких других регионах Российской Федерации. Нам крайне важно сделать так, чтобы жизнь старшего поколения была достойной, потому что это признак развитого, современного общества, чтобы эти люди опять вернулись и были вовлечены в общественную жизнь.
    Региональную и социальную политику мы рассматриваем в более широком контексте, как необходимый элемент и условие превращения региона в территорию комфортного проживания с инновационной экономикой, с развитой инфраструктурой, встроенного в том числе и в мировые социокультурные коммуникации.
    Я могу вам сказать, что сегодня достаточно большое количество пожилых людей вместе с нами вступило в очень интересный проект. Мы его называем «Ульяновск – культурная столица Содружества независимых государств». С этого года такой проект начал свою жизнь, и первой культурной столицей признан город Ульяновск. И огромное количество пожилых людей начинает вспоминать о том, как они жили в мире и дружбе в рамках прежнего государства, вспоминают хорошие проекты, предлагают новые проекты очень интересные. И это действительно дает нам возможность совершенно другой, может быть, смысловой стержень нашего развития заложить. Конечно, для нас крайне важно, чтобы пожилые люди очень активно продвигали регион через развитие экономики, то есть привлечение в Ульяновскую область инвестиций, формирование благоприятного инвестиционного климата. И мы видим, что любой инвестор сегодня, приезжая к нам, смотрит уже не на географическое расположение, не на те налоговые преференции, которые мы предлагаем им, потому что более-менее все одинаковые. Они смотрят на то, как люди живут в этом регионе – улыбаются ли пенсионеры, насколько им комфортно на территории муниципальных образований. Мы это давно уже поняли, и сегодня делаем так, чтобы на встречах с нашими инвесторами обязательно присутствовали представители старшего поколения. Это некий наш ресурс, который позволяет очень быстро заниматься привлечением инвестиций в экономику Ульяновской области. В конце концов, это и продвижение региона через развитие комфортной среды, социальной прежде всего среды. Это и высокий уровень жизни, и современная система образования, и развитый современный рынок труда, достойная старость. Иными словами, каждому жителю Ульяновской области нужно сделать так, чтобы ему было комфортно.
    Уважаемые коллеги, хочу заявить готовность нашей области стать вашим партнером, если позволите, вашим другом. Стать федеральной площадкой для отработки пилотных проектов Центра социальных инноваций. Я искренне надеюсь на конструктивное, плодотворное, взаимовыгодное сотрудничество.
    Мы сегодня проводим массу интересных мероприятий, в том числе и международного уровня. Например, в июне 2011 года состоится Международная российско-германская научно-практическая конференция. Она очень хорошо называется: «Технологии социальной реабилитации и интеграции детей с инвалидностью и молодых инвалидов». Чего греха таить, достаточно большое количество людей с ограниченными возможностями, и нам нужно создать для них комфортные условия. Я приглашаю вас принять участие в этой конференции. Если не будете возражать, Галина Николаевна, то провести, возможно, и выездное заседание Центра социальных инноваций в древнем городе Симбирске, в сегодняшнем городе Ульяновске, и мы с удовольствием примем вас на симбирской и ульяновской земле.
                    Спасибо огромное.
                    Карелова Г.Н. Спасибо, Сергей Иванович.
                    Прежде, чем предоставить слово Зеленину Дмитрию Вадимовичу губернатору Тверской области,  я несколько слов хотела бы сказать о том, что с Тверской областью  мы начали уже один из совместных проектов чуть раньше. Это - проект «Профессиональный сертификат», по реализации обучающих программ для пенсионеров. Интереснейший, на мой взгляд, проект. Я совсем недавно была в Тверской области, мы с Ольгой Ивановной Пищулиной посетили те группы, в которых пенсионеры учатся, осваивают компьютер. И, собственно, одна только женщина весьма пожилого, даже преклонного возраста сказала, что эти знания ей нужны, чтобы поднять собственный статус в глазах внуков, а все остальные говорили, что они будут использовать эти знания при переходе на другое место работы.
                    Второй проект, который реализуется в Тверской области,  - пример исключительно позитивного опыта. О необходимости использования этой технологии недавно говорил Владимир Владимирович Путин на встрече с лидерами ветеранских организаций, на которой мне тоже посчастливилось быть. Он говорил о том, что в России пора развивать, учитывая географию проживания граждан пожилого возраста,  систему мобильных медицинских и социальных центров. Так вот, уважаемые коллеги, Тверская область – это первая область в Российской Федерации, которая эту проблему решила. Социальная мобильная помощь дошла до каждого человека, пожилого человека. В первую очередь - инвалида, в том числе проживающего на селе. Поэтому этот опыт – востребованная страница сегодня для всех регионов. Первый обучающий семинар по развитию этой технологии мы будем проводить в Тверской области.  
                    Пожалуйста, Дмитрий Вадимович Зеленин, губернатор Тверской области.
                    Зеленин Д.В. Спасибо, Галина Николаевна, спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, прежде всего хочется поблагодарить за оценку. Может быть, оценка достаточно преждевременна. Это задание на будущее. Да, у нас есть проекты, у нас есть реализованные программы, многие из которых уже отметили сами жители, это прежде всего.
                    Но я хочу начать свой разговор прежде всего с позиции политической и общественной. Абсолютно жестко, четко и конкретно поставил задачу Президент Российской Федерации в донесении до каждого человека именно позиции и государства, и того качества услуг государственных, которые человек должен получить. Здесь подхватила партия «Единая Россия» этот вызов и такую постановку вопроса. И действительно очень много и депутатами Государственной Думы прежде всего, и Центром социальных инноваций уже сделано.
                    Отмечу, что если мы говорим о нескольких годах тому назад, то именно Государственная Дума, именно фракция «Единая Россия» сделала так, что социальные услуги стали едиными по всей стране и были подняты как управление на региональный уровень. Раньше же они были муниципальными, и поэтому единой социальной политики у нас в государстве практически не было. И вот это правильное, четкое законодательное решение обусловило как раз создание той платформы, которая сейчас позволяет говорить о том, что у нас единая социальная политика.
                    Если мы говорим об области, то, конечно же, ее огромная территория и достаточно серьезно разбросанное население, большое количество населенных пунктов… отмечу, что 2,5 тысячи населенный пунктов – до пяти человек численностью. И вот именно это решение позволило нам говорить о том, что мы выстраиваем стандарты, мы выстраиваем единый подход. Это политика партии, как ведущей партии у нас в стране.
                    И теперь еще одна, следующая инициатива, новый этап – это Центр социальных инициатив, это программа в том числе по старшему поколению. Это следующий шаг. При построении единой картины – это уточнение тех методик, той наработки, которая случилась и произошла в различных регионах. И, несомненно, я отмечаю и Сергея Ивановича, и Ульяновскую область, там есть такие программы, которые будут на благо всем регионам Российской Федерации.
                    Хочу поблагодарить за оценку тех инициатив, которые мы провели по «Профессиональному сертификату», который касается не только старшего поколения, но и, например, беременных женщин, по уходу, которые не могут тратить 40 часов в неделю на работу, а это дополнительная профессия, которая позволяет им мобильно выбирать то или иное место работы.
    По «Социальному автомобилю», здесь рядом находится и очень важная инициатива – это клубы по интересам, которая позволяет старшему поколению не только видеть телевизор, но и общаться между собой, потому что общение, социализация – это очень важная задача, и крайне необходимо это решение.
                    Еще один очень принципиальный вопрос – это гордость. Мы говорим о национальной идее, мы помним нашу великую историю как страны. В любом случае мы прожили непростые годы в прошлом веке, но мы знаем и помним всех наших знаменитых земляков, знаменитых соотечественников, которые делали нашу культуру, которые ставили наше общество. И мне кажется, что упор на них – это как раз то, что сконсолидирует наше общество после того, что произошло на Манежной площади, после ужасающих терактов, - именно гордость за наших российских людей. И здесь клуб знаменитых наших людей по Тверской области, эта инициатива у нас проходит, и мы собрали всех тех, кто, во-первых, занимался государственной работой у нас в области, конечно же, и творческих людей, талантливых людей, которые были отмечены всей Россией. И именно упор на то, что эти люди ставили и Тверскую область, да и всю Россию, я считаю, дополнительно может закрепить те социальные инициативы, ту социальную политику, которую сейчас мы проводим.
                    Ассоциация тверских землячеств – это ведь в том числе люди и в Тверской области, которые не проживают на территории региона, но тем не менее корнями они на территории. И поэтому их лекции, их встречи с молодым поколением, в том числе со старшим поколением, Андрей Дмитриевич Дементьев, например, это тоже уроженец Тверской области, он возглавляет эту Ассоциацию тверских землячеств, это тоже определенные консолидирующие вещи. 
                    Поэтому еще раз отмечу, что то направление, которое сейчас взяла партия, поставив новые акценты в социальной работе, это именно то, что и усилит наше государство, и позволит решить много задач.
                    Хотелось бы также отметить некоторые вопросы, которые, быть может, нужно ставить на федеральном уровне.
                    Прежде всего это единое социальная пространство. Социальная карта, мы о ней говорим уже давно, и говорим во многих регионах, и ее подхватывал и «Связь-Банк», и «Сбербанк», и банк «Уралсиб», но тем не менее мы говорим, что ее до сих пор нет. И, быть может, сейчас нам стоит поставить на этом акцент, потому что нельзя отдавать это на откуп банковской сфере. Мы понимаем, что они должны зарабатывать деньги, и распространение карт – это большей частью проект их бизнеса. С уважением относясь к этому бизнесу, тем не менее мы имеем государственную задачу, чтобы каждый человек, которому положена социальная помощь, получал бы адекватную, то есть равную социальную помощь в каждом регионе Российской Федерации. Поэтому еще раз сакцентировать на том, что нам нужна единая социальная карта с единым пространством, с единым полем, с единым реестром, которые наверняка нужно размесить в Пенсионном фонде, с учетом региональных особенностей, конечно же. Поэтому считаю, что этот вопрос актуален ныне. Транспортные услуги, социальные услуги, услуги здравоохранения, они, конечно же, должны быть единые на всей территории Российской Федерации.
                    Многие из решений, хочу отметить, что по этому единому пространству были представлены на экономическом форуме, который прошел в Твери летом этого года. Там же прошло заседание Совета по развитию информационного общества под председательством Дмитрия Анатольевича Медведева. Но примеры, которые были предложены на этих выставках, на этом форуме, действительно говорят о едином пространстве.
                    Еще один момент, который, может быть, носит частный характер, но тем не менее затрагивающий многие регионы Российской Федерации. Мы много сделали для ветеранов, огромнейшая работа по предоставлению жилья тем ветеранам, которые нуждаются в жилье. Есть определенные вопросы теперь, вызовы от других социальных групп, и по ним тоже нужно решать некоторые вопросы.
    Всегда категория, которую можно назвать «сироты войны», это категория, которая была востребована у нас в области. И, конечно же, мы понимаем те риски, которые могут повлечь за собой государственные решения в Государственной Думе. И, понимая это, мы с этого года внедряем инициативу по возрасту. Практически считаю, что все люди, которые родились до 46-го года, могут подходить под ту категорию, под те льготы, которые мы даем и ветеранам труда Тверской области, ветеранам Великой Отечественной войны или тем, у кого возраст больше 85 лет. У нас это субсидии по зубопротезированию, у нас это сниженный порог по выплате жилищных субсидий, то есть больший охват жилищными субсидиями этих категорий граждан, и социальный проездной билет, по транспортным муниципальным маршрутам (он у нас стоит 64 рубля). Я считаю, что можно было бы тоже в рамках Центра посмотреть, насколько это стоит предлагать регионам Российской Федерации, потому что эта социальная категория, быть может, не оформленная, тем не менее сейчас достаточно активна, с учетом тех социальных программ, которые мы проводим, в том числе клубы по общению, клубы по интересам. И поэтому вовлечь ее в общее социальное поле поддержки, считаю, также может стоять на повестке дня.
    Убежден, что с теми возможностями, которые предоставляет партийный проект Центр социальный инноваций, мы сможем успешно развивать и ту систему, которая уже построена в Российской Федерации, и использовать тот положительный опыт, который наработан в ряде регионов, уже успел себя зарекомендовать. И мы говорим о том, что полезно его размещать на всю Российскую Федерацию, создавая единое поле социальное не только в каждом регионе в отдельности, но и отрабатывая единое социальное поле во всей нашей стране.
    Спасибо.
    Карелова Г.Н. Спасибо, Дмитрий Вадимович.
    А сейчас слово предоставляется Надежде Васильевне Герасимовой.
    Два слова скажу, не могу не сказать. Надежда Васильевна Герасимова – заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации, это все знают. Но я хотела бы еще ко всему тому, что все знают, добавить, что Надежда Васильевна с первых дней и до сегодняшнего дня, и, я думаю, на многие годы  - вместе с Центром социальных инноваций. Она уже не просто соратник, а активный участник и инициатор очень многих проектов, которые были рассмотрены здесь на заседании Центра. Многие темы, такие, например, как «Школа безопасности» были предложены именно Надеждой Васильевной Герасимовой и той командой, с которой она работает тоже в течение многих лет. Ряд проектов стали даже темами всероссийских конкурсов,  по некоторым из них скоро будут подводиться итоги. Надежда Васильевна курирует социальный блок законодательства в Государственной Думе.  Многие инициативы, которые возникают, появляются в Центре, достаточно быстро становятся основой для законопроектной работы. Надежда Васильевна, огромное спасибо! Вам слово.
                     Герасимова Н.В. Уважаемые коллеги, сегодня проходит значимое событие на нашей площадке Центра социальных инноваций, поскольку это событие является в том числе и мониторингом ситуации, которая отслеживается в двух субъектах Российской Федерации. Мы все понимаем, что без мониторинга мы с вами ничего не сможем принять, никакого законодательства, никаких решений на уровне субъекта или федеральных структур, поэтому это очень важная работа, кропотливая, трудная, которую проводят наши субъекты Российской Федерации. В частности, я вот сейчас посмотрела документы, которые мне показали по Ульяновской области, мониторинг – сразу закон по Ульяновской области по этой теме, мониторинг ситуации – закон по этой теме. То есть выявляются проблемы, которые необходимо решать. Здесь мы тоже с вами не один раз уже смотрели инициативное законодательство субъектов Российской Федерации о качестве жизни, когда делали мониторинг.
    Сегодня, рассматривая тему «Старшее поколение: социальные проекты», мы не можем с вами не коснуться вообще темы, о которой говорил сейчас, например, Сергей Иванович, о наших детях, о нашей активной части населения. Ведь задача стоит сегодня как можно дольше сохранить возможность активной жизни нашего старшего поколения. Если говорить о 2005 годе, сравнивать с ним и 2009 год, то у нас на 5 лет увеличилась продолжительность жизни. Это, конечно, и те партийные проекты, и те федеральные целевые программы, и конкретные программы, которые принимались Правительством в отношении здравоохранения (их три было принято всем известных программы), сейчас в 2011 году начинает реализовываться проект, на который выделено 460 млрд. рублей, дали возможность увеличить продолжительность жизни до 69 лет – 4 года. Но мужчины у нас живут 63 года, а женщины живут 75 лет. Значит нам надо что-то делать в отношении того, чтобы наша вторая половинка, наши любимые мужчины могли иметь бóльшую продолжительность жизни.
                    Конечно, мы говорим сегодня о продолжительности жизни с учетом того, что все население у нас составляет 141,8 миллиона человек, из них 39,5 миллионов – это люди уже пожилого возраста и пенсионеры. А вообще людей пожилого возраста у нас с вами 30 миллионов 700 тысяч, тех, кто вышел уже по возрасту на пенсию. Они составляют 21,7%, и мы ожидаем вообще в Российской Федерации увеличение старшего поколения. Примерно мы прогнозируем, что к 2025 году оно составит 23%. Конечно, мы должны и обязаны думать о том, чтобы продлить активную жизнь нашего старшего поколения. Вот из этой численности, о которой я говорила, 12 мииллионов 400 тысяч работают. Мы понимаем, что у нас есть с вами инвалиды – 13 миллионов, которые не могут работать, и есть инвалиды, которые тоже работают. Но тем не менее это востребованность профессиональная старшего поколения, и, кроме того, конечно, снимает вопросы социальной помощи со стороны нашего государства и субъектов Российской Федерации.
    Но я хочу сказать, что старшее поколение делает такие вещи, от которых мы просто не можем отказаться. Приведу пример по Ставропольскому краю. Мы давно уже привыкли, что 15 лет назад у нас стали работать социальные центры. Мы о них не говорим. Когда мы, депутаты, бываем в регионах, в районах, в поселках, мы всегда заходим в эти центры и видим, какую громадную работу проводят неравнодушные люди, которые работают в этой системе за 3 копейки, если уж прямо говорить. Но старшее поколение, например, в Ставрополье, когда выделены были средства на дороги, вот вы все знаете, что было специально выделено достаточное количество денег для того, чтобы обустроить наши дороги, они выбрали такую форму контроля за строительной организацией как общественный контроль и, конечно, привлекли людей, которые живут в том месте, где ведется ремонт. И, конечно, это были пожилые люди, которые смотрели, как работают строители: с утра ли до вечера, в установленном ли времени, качественно ли они выполняют работы. И они принимали участие в сдаче объектов в эксплуатацию. То есть они не дали возможности где-то не сделать бордюр, где-то не сделать ливневую канализацию и т.д. То есть общественность стала вовлекаться, чтобы потом никто не говорил, что кто-то что-то не так сделал или что-то разбазарил. А конкретно, живешь ты рядом на этой территории – постарайся, чтобы это было по-другому. Старшее поколение стало вовлекаться в такие проекты, как «Здоровые города». Это и благоустройство, это физкультурно-оздоровительные комплексы, это наши дети, это использование досуга старшего поколения и многие другие вещи.
                    Конечно, сегодня если бы мы начали говорить, нам бы не хватило трех суток, чтобы рассказать о добрых делах, которые делаются в субъектах Российской Федерации. Но в то же время и много было сделано на федеральном уровне: и валоризация пенсий, и прожиточный минимум сегодня доведен, все это вы знаете. Но мы сегодня не можем оторвать старшее поколение от того поколения, которое активно трудится. Мы должны сегодня сделать так, чтобы люди, уходя на пенсию, не бросались в наши поликлиники и медицинские учреждения лечить свои болячки, а чтобы они поддерживали свое здоровье длительный период времени и могли продлить еще на 10 лет свой трудовой стаж, чтобы они были счастливы, чтобы ими гордились дети. И много вопросов, которые на площадке Центра социальных инноваций мы будем рассматривать.
                    И, конечно, мы очень благодарны, что на наши такие мероприятия откликаются очень занятые люди, как два губернатора крупных любимых субъектов Российской Федерации. Я думаю, Галина Николаевна, что это только начало, и мы с вами точно по примеру этих двух субъектов, Тверской и Ульяновской областей, заключим в этом году, в первом полугодии еще не один такой документ, который подписали сегодня мы. Потому что здесь, в Центре, можно говорить все, что ты считаешь нужным, и использовать эти материалы для улучшения положения жизни в нашей стране.
                    Спасибо.
                    Карелова Г.Н. Спасибо, Надежда Васильевна.
                    Уважаемые коллеги,  мы планируем сейчас заслушать два доклада, два выступления. Это опыт и проекты тех территорий, с которыми мы сегодня заключили соглашение. После этого мы подведем итоги и таким образом начнем новую страницу в работе Центра социальных инноваций, которая, еще раз хочу сказать, с подписанием соглашения начинает носить более системный характер. Самое главное, что все те совместные проекты, которые мы предполагаем вместе провести, направлены в конечном итоге на повышение эффективности социальной политики в регионах, да и в стране в целом. Поэтому я очень рада, что сегодня у нас присутствует представитель Минздравсоцразвития Ускова Надежда Евгеньевна. Минздравсоцразвития разрабатывает большую программу социальной поддержки граждан старшего поколения, по сути дела, по инициативе партии «Единая Россия». Надеюсь, что опыт этих двух территорий - Ульяновской и Тверской областей – тоже  будет увиден,  услышан и учтен. И мы совместными усилиями вместе с Минздравсоцразвития и партией «Единая Россия» будем делать все возможное, чтобы работа по социальной поддержке граждан страны и,  в первую очередь граждан старшего поколения,  была эффективной.
    Я предоставляю слово нашим докладчикам. Первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Силкин Андрей Николаевич выступит с презентацией «Инновационные проекты Ульяновской области».
                    Силкин А.Н. Галина Николаевна, я с вашего позволения предоставлю слово от Ульяновской области министру Васильеву Анатолию Александровичу.
                    Васильев А.А. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые Галина Николаевна, Надежда Васильевна. Я думаю, что если бы эта площадка не появилась два года назад, она все равно должна была бы создаться именно в части социальных инициатив по одной из причин, что это очень востребовано. И сегодня мы действительно с удовольствием присутствуем здесь и надеемся, что все пожелания, которые высказал Сергей Иванович Морозов и Дмитрий Вадимович, они будут реализованы в части того, что мы готовы предоставить вам перечень проблем, которые сегодня решаются на этих территориях. И все площадки, которые будут являться конференциями и встречами по обмену опытом, мы будем работать с полной отдачей.
                    Я прошу прощения. Два года назад Надежда Васильевна сделала нам замечание, когда мы докладывали по капиталу «Семья», и она с такой обидой сказала: «Ну что ж вы сделали ограничение по возрасту для женщин при рождении третьего ребенка 35 лет?». Я сказал: «Надежда Васильевна, мы исправимся». Прошло два года, и могу подтвердить, что с 1 июля 2011 года мы совершенно изменили и порядок выдачи этой выплаты через полтора года семье, которая рожает второго, третьего, четвертого и последующих детей. И данная инициатива была замечена Президентом Российской Федерации и была отмечена как одна из позитивных инициатив, дающих результат в части улучшения демографии. Поэтому спасибо вам за замечание, мы исправились. Я думаю, что результат будет очень хорошим.
                    А в целом мы говорим о том, что все определяется той площадкой. Мы сегодня находимся в части того, что если в России каждый пятый житель сегодня является гражданином пожилого возраста, то в Ульяновской области каждый четвертый, то есть у нас 25% сегодня, 360 тысяч населения являются людьми пожилого возраста. Поэтому проблемы эти остаются.
    И мы сегодня говорим о двух инновациях. Первое. Если в части социальных выплат проблема понятна по закону и по подходу, по технологии, и в части медицинского обслуживания, мы говорили сегодня, что не надо бежать по достижении пенсионного возраста сразу в больницу. Конечно, остается самое главное – реабилитационные моменты и востребованность обществом людей пожилого возраста. То есть того толерантного отношения, чтобы они понимали, что они живут рядом с нами, они наши родители, наши соседи, и мы в любой ситуации будем их проблемы решать уже с этим пониманием.
    Но сегодня я хочу обратить внимание впервые на два момента. Хорошо прозвучало, что действительно возникает проблемное поле, и губернатор Сергей Иванович Морозов обращает на это внимание, и мы сразу пытаемся комплексно подойти к этой проблеме, прописать нормативный акт, который снимает это напряжение. И сегодня одним из таких моментов является очень замечательный закон – это закон «О ветеранах Ульяновской области». Мы его приняли. Сложно принимали, поэтапно принимали, но приняли. Он очень достойно сегодня выглядит. Я могу сказать, по аналогии с федеральным законом мы проанализировали по поручению Сергея Ивановича, и у нас получилось, что из 26 муниципальных образований только в четырех федеральные полномочия дороже обходятся бюджету, чем региональные. Региональная составляющая ветерана труда в Ульяновске более дорогая, более значимая для населения, и сегодня 64 тысячи ветеранов Ульяновской области, получив это звание, получают ежемесячные денежные выплаты и компенсационные выплаты по жилищно-коммунальным услугам.
    Я думаю, мы угадали два года назад тоже эту ситуацию, в связи с повышением тарифов, ростом негативных отношений с одним тарифом, и население сегодня пожилое не так остро задает этот вопрос по повышению тарифов. Составляющая этого закона, я думаю, совершенно разумная. Это 40 лет стажа у мужчины и 35 лет у женщин. Но есть изюминка, которая, я думаю, должна работать во всех регионах, это 50% стажа должно быть на той территории, в данном случае на территории Ульяновской области. И вот закон сегодня очень населением комфортно принят и работает вполне успешно.
    Но есть еще одна проблема, поставленная губернатором, он сказал: а почему нет медали? Мы сейчас прорабатываем вопрос с правовым департаментом, чтобы к этому удостоверению была еще юбилейная памятная медаль «Ветеран труда Ульяновской области». Я думаю, что до конца года мы это реализуем, нормативно пропишем, изменим закон. Но это будет уже полный комплекс заслуженного человека, отработавшего на территории Ульяновской области.
    Вторая составляющая этого небольшого момента, но, я думаю, она не менее значимая. В этот юбилейный год было принято решение перед общественной организацией ветеранов войны о том, то действительно очень многое говорится. И Сергей Иванович принял решение, чтобы вторая часть компенсационных выплат кроме федеральной, была за счет регионального бюджета по коммуналке, чтобы ветераны свою долю в платеже квартиры не оплачивали. Действительно сегодня компенсационные выплаты по региональной составляющей второй половины 50% заработали в полную силу с 1 января 1990 года. Я думаю, в феврале произойдут первые выплаты. Это тоже очень интересный момент, который как бы говорит о том, что отношение последовательное. Мы сказали: поможем с жильем, поможем с ремонтами, но мы решили следующую проблему – не надо платить за то, что сегодня вы заслужили. Их не так много осталось, и мы им очень многим обязаны. Поэтому мы сегодня реализуем на территории Ульяновской области, я думаю, что это очень позитивная вещь.
    Еще одна тема, которая сегодня возникла у нас, я просто знаю по истории Подмосковья, очень много военных городков. У нас этой проблемы не было, но возникла проблема военнослужащих, уходящих в запас, молодых, сильных, активных наших жителей, способных еще работать. По поручению Сергея Ивановича сейчас разрабатывается нормативный акт по созданию центра социальных инициатив именно военных пенсионеров, пенсионеров, которые уходят сегодня по сокращению в милиции. И такой центр сегодня уже определен, произведены все расчеты, содержание, штатные единицы.
    И внутри еще одна тема. Сергей Иванович обратил внимание, очень много офицерских жен, которые, отслужив совместно с мужем вот эту долгую военную службу, не имеют полной пенсии. И хотя бы сегодня первый шаг мы сделали, рассчитали, что 640 жен военнослужащих имеют минимальную пенсию, чтобы она хотя бы поднялась чуть выше прожиточного минимума на территории Ульяновской области. Это будет более 5 тыс. рублей, мы сегодня нормативный акт уже готовим, я думаю, вынесем уже скоро на заседание правительства. То есть последовательно решается этот комплексный вопрос по этой категории. Я думаю, что он будет решен. Будет площадка, куда обращаться по рынку труда, и будет социальная площадка, где можно решать проблемы и трудоустройства, и социальной помощи, и переобучения. Я думаю, что вот это как бы заработает в полной мере у нас.
    Немаловажная форма, я думаю, что эта социальная помощь есть во всех регионах, но она у нас носит комплексный характер. И мы сегодня можем сказать, что мы действительно, работая по определенным моментам, четко задаем себе цели. Если деньги выделяются в течение календарного года на материальную помощь, то приоритетным является следующее – газификация: ветераны войны, инвалиды. То есть не просто раздать эти деньги, а решить задачу, чтобы у людей появились дополнительные комфортные условия проживания – газовое оборудование, это оплата проекта. И вот это все компенсируется потом тем, что у них будет меньше вопросов к нам. Я думаю, что мы это сделаем и в полном объеме реализуем.
    У нас есть еще одна изюминка, я думаю, что вы согласитесь со мной, не во всех регионах есть госпитали ветеранов всех войн. У нас есть, нам повезло. Он один из двенадцати, и практически один из самых лучших, занимает вторые-третьи места достойные. И все, что касается реабилитации участников, инвалидов всех войн, работает в полной мере. Но там есть составляющая, у нас тоже есть мобильный госпиталь, это тоже требование губернатора, чтобы для маломобильных ветеранов и участников войны в возрасте более 85 лет доезжать до дома и максимально попытаться оказать помощь там, пока он еще не хочет, порой, ехать в госпиталь. Поэтому задача работает, и госпиталь у нас уникальный. Я думаю, что если вы изъявите желание провести какой-то определенный семинар именно по этой теме, мы готовы в полной мере и предложить эту площадку для вас.
    Что же касается сегодня центров социального обслуживания и учреждений социальной защиты населения. Мы сегодня перешли в ту форму, которая очень сложно шла, это автономка. На сегодня уже 77% учреждений мы перевели в автономку. Действительно, Галина Николаевна, если есть возможность провести семинар, давайте проведем. Меняется менталитет сотрудников, относящихся к этой работе совершенно по-другому. То есть мы действительно очень долго говорили о качестве услуг, о стандарте услуг. И вот только перейдя в автономку, начинаем понимать, за что оплачивается каждая услуга гражданином, который проживает. То есть вот это на сегодня стало интересно не только нам, как руководителям, но и сотрудникам. Они стали более внимательно относиться не только к деньгам, а к проживающим. То есть вот это все поднялось немножко на другой уровень.
    И два момента, я думаю, что тоже будет коллегам интересно. На сегодня в этой системе мы отработали еще экономическую часть. Вот Сергей Иванович поставил задачу. На сегодня оплачиваем проживание, коммунальные услуги в наших учреждениях по ставкам жителей, не по учреждениям. Программа энергосбережения дала возможность отделить хозяйственные блоки от спальных корпусов, и спальные корпуса мы оплачиваем коммунальные услуги за проживающих по ставкам совершенно другим. То есть это тоже интерес возникает в автономке – считать свои деньги, зарабатывать и двигаться вперед.
    Поэтому, если будет такое желание, мы готовы площадки свои предоставить. Я думаю, это будет очень интересно нашим коллегам.
    Сегодня мы говорим о том, что у нас сохранилась, может быть, она будет развиваться, мы хотим действительно поднять на новый уровень два учреждения реабилитационных санаторного типа. То, чего у многих сегодня уже нет. Это реабилитационный центр для участников войны и ветеранов труда, и второй центр для реабилитации молодых инвалидов. Мы действительно сегодня сохранили эти центры и хотим поднять их на совершенно другой уровень, потому что качество услуг сегодня уже надо поднимать, двигаться вперед, быть конкурентоспособными. Но они у нас есть, и как площадку мы можем их показать. Особенность очень простая сегодня. Почему они автономки? Потому что 40% выделяет бюджет, 60% они зарабатывают, привлекая граждан по федеральной программе реабилитации и по другим регионам. Поэтому, я думаю, это у нас сегодня есть, оно работает и очень замечательно.
    Морозов С.И. Я просто хочу сказать, уважаемые коллеги, мы понимаем, что в свое время, в советское время, по крайней мере, была очень хорошая система профилактики, профилакториев. И сегодня, к сожалению, это все было утрачено по независящим от нас с вами обстоятельствам. Сегодня мы приняли решение восстановить ее. И сегодня приобретаем и у хозяйствующих субъектов, тех, которые еще работают, или приобретаем совершенно другие здания и постепенно начинаем восстанавливать всю эту систему для того, чтобы люди могли и во время своего трудового процесса, и после окончания, когда находятся уже на заслуженном отдыхе, пользоваться такой вот системой. Это все будет в рамках частно-государственного партнерства в ближайшее время реализовано.
    Васильев А.А. Мы говорим сегодня об уникальной возможности показать, что у нас есть «Университет пожилого человека». Это действительно уникальная вещь. Пять лет назад она зарядилась с участием Сергея Ивановича в городе Димитровграде, и буквально в прошлом году был первый выпуск учеников этой академии. То, что сегодня говорим, тимуровское движение, активный образ жизни, долголетие – все было организовано на этих площадках. И сегодня они работают. Мы также готовы предоставить не только основную базовую методическую площадку, но и филиалы по области, которые сегодня работают в рамках соглашений.
    И еще одна тема, которая, я думаю, будет интересна, Галина Николаевна, если вы нас поддерживаете. Если будет такая инициатива поддержать нас в части создания нового социального центра на великолепной площадке в зеленой сосновой роще, 7,5 гектар земли, есть хорошая структура, подведен газ. И мы готовы построить там дополнительный центр на 50 мест. Если вы нам поможете с оборудованием в части какой-то из программ, то мы только за, и будем решать проблемы и загрузки, и самое главное, немножко сократим очередность, которая сегодня составляет 137 человек, я думаю, проблему мы эту снимем.
    И внутри этой проблемы еще стоит одна задача. Сегодня мы прорабатываем вопрос, уже работает – 25 пожилых граждан проживают в семьях. Мы все-таки считаем, что человеку комфортнее проживать в семье, опекунской, приемной, но гражданину пожилого возраста. Это тоже на сегодня правильно, и мы хотим продвинуть проект, пожалуйста, тоже можем его продемонстрировать.
    В целом, я еще раз говорю, мы готовы активно сотрудничать. Все, что есть, мы не скрываем, все покажем, предложим, объясним и продвинем дальше.
    Спасибо.
    Карелова Г.Н. Спасибо, Анатолий Александрович.
    Герасимова Н.В. Я хотела в связи с последней вашей репликой предложить нам тоже здесь на Центре социальных инноваций рассмотреть вот такую инициативу и выйти с предложением к Президенту нашей страны. Вы знаете, что в 2008 году Указом Президента было внесено дополнительное стимулирование тех людей, которые ухаживают за детьми-инвалидами, за людьми старше 80 лет и теми, кто нуждается в уходе. И 1200 рублей было определено, что вот эта сумма с 2008 года выплачивается. Суть в чем? Там предусмотрено только трудоспособному человеку, который не работает. А нам надо, наверное, попросить, чтобы это был дееспособный человек, допустим, 55 лет, у нас нет с вами домов ветеранов, устроить туда – проблема, а если может в 55 лет дочь ухаживать за мамой своей, которой 85 лет, и может работать, или молодая семья имеет инвалида, а у нас 30% семей без второго родителя, работает днем – тысячу работ можно найти, когда ребенок спит или что-то еще, или любую работу на дому делать. Мы бы дали возможность улучшить материальное положение таких семей. Не надо ни одного рубля денег из федерального бюджета или из регионального бюджета, только изменить одно слово.
                    Карелова Г.Н. Уважаемые коллеги, действительно, те проекты Ульяновской области, которые были сейчас представлены и о которых мы наслышаны, носят новаторский характер. Я не знаю, видели ли все журналисты ту нормативную базу, которая была продемонстрирована на сайтах, но, по крайней мере, материалы есть, можно посмотреть. Я бы выделила три темы, на которые хотела бы обратить внимание, прежде всего, Надежды Евгеньевны как представителя Минздравосцразвития, и которые требуют обсуждения именно на примере Ульяновской области.
    Это -  переход бюджетных организаций в новые формы. Очень болезненный процесс, многие боятся даже поднимать вопрос перевода учреждений социального обслуживания в автономные. У нас здесь уже опыт такой, и притом достаточно позитивный, звучал. Надо отметить системность работы в Ульяновской области - есть  нормативные документы, которые определяют каждый шаг,  приняты все меры к тому, чтобы качество услуги не только не страдало, а действительно повысилось, а  сама услуга стала более доступной.  Эта тема очень актуальна  и ее хотелось бы поднять или в Минздравсоцразвития,  или на площадке Госдумы, чтобы обсудить как и что делается в большинстве регионов для перевода бюджетных организаций в новые формы, как идет подготовка к реализации этого закона, что вызывает больше проблем. 
                    Вторая тема -  это тема социальной поддержки «военных» пенсионеров.  Тема очень непростая. На встрече Владимира Владимировича Путина с лидерами ветеранских организаций она была  особо обсуждена. Вы знаете, что со следующего года будет проходить существенное повышение пенсий этой категории пенсионеров. Но решение проблемы не ограничивается только этим. Поэтому предлагаю этот блок вопросов рассмотреть. Сергей Иванович, если Вы готовы, мы в самое ближайшее время могли бы вместе с лидерами ветеранских организаций, которые работают в тесном контакте с партией «Единая Россия» и с Центром социальных инноваций, такое обсуждение  провести.
                    И третья тема, которая тоже заслуживает внимания более широкого, это  - тема социальной поддержки ветеранов. Я сегодня увидела очень много новых аспектов, которые, казалось бы, просты и  находятся  на поверхности, но большинство регионов еще не обратило внимания на  имеющиеся возможности. Вот в качестве тех встречных предложений, помимо уже обсужденных при подготовке к подписанию соглашений, можно было бы поработать и над этой темой.
                    Переходим к презентации Тверской области. Ольга Ивановна Пищулина, человек, который стал активным участником работы Центра социальных инноваций.
                    Пожалуйста, Ольга Ивановна.
                    Пищулина О.И. Спасибо большое. Хочу доложить, что в нашей Тверской области проживает 406 тысяч граждан пенсионного возраста, это около 30% от общего количества. И главная идеология, главная задача нашей региональной политики в отношении пожилых людей выражена вот в этой фразе «Каждому пенсионеру – региональную поддержку!», и мы еще добавляем – региональную заботу. И слово «забота» - это главный профессиональный термин, которым пользуются между собой работники органов социальной защиты населения. Конечно, трудности перехода от трудовой деятельности к образу жизни пенсионера, сокращение общественных, личных связей, снижение доходов, ухудшение здоровья – вот те реалии, в которых начинает жить человек, ушедший на пенсию. И мы с учетом вот этих особенностей выстраиваем свою политику социальную в отношении людей пожилого возраста. И мы делим ее условно на три основных направления: это оказание материальной поддержки, это расширение услуг и повышение качества жизни, это расширение возможностей для самореализации, сохранение социальной активности пожилых людей.
                    Очень символично на слайде: рука молодого поколения должна быть протянута старшему поколению, они должны жить вместе дружно. Вот содержание тех дел, которые мы реализуем в нашей области. Я буду очень кратко, много Дмитрий Вадимович рассказал, и многое сказано.
                    Мы тоже имеем закон «О ветеранах труда Тверской области». Но я хочу сказать, что особенностью этого закона является ежегодное снижение необходимого трудового стажа на один год, и тем самым постоянно каждый год новый пласт людей пожилого возраста имеет возможность получить это звание. Динамику мы показали, все остальные регалии, атрибуты и льготы есть у наших ветеранов труда Тверской области, так же как и у ветеранов, которые получают это звание по федеральным основаниям.
                    Хочу сказать о том, что наш единый социальный проездной билет самый дешевый в центральном федеральном округе, но это не значит, что мы как бы кидаем транспортников, у нас есть субвенция, дотация из областного бюджета автотранспортным предприятиям на покрытие их убытков. А еще у нас в области есть социальные маршруты. То есть там, где автобусу невыгодно курсировать между небольшим населенным пунктом и районным центром, и транспортники хотят снять этот социальный маршрут, мы дотируем практически полностью содержание этого маршрута, и ездят там в основном пожилые люди и беременные на тот период, когда они не работают и ждут рождения ребенка.
                    Тема жилищных субсидий в регионе тоже решается, так же как и во всей стране, но есть региональная особенность, и заключается она в следующем. У нас региональный стандарт 18% для всех, но 15% для отдельных категорий. И в том числе мы туда включили пенсионеров, людей, которые родились с 1928 года по 31 декабря 1945 года. Это дети войны, это та категория, которая все время обижалась на общество, на всех нас за то, что мы их особо не поддерживаем. Вот такое решение мы приняли, 15%.
    И еще, очень многие пожилые люди когда-то имели полноценные большие семьи и большие квартиры, трех- , двухкомнатные квартиры. Кто-то из супругов ушел из жизни, дети разъехались, пожилой человек остался один в квартире. По общим федеральным стандартам на 33 кв. м. начисляется жилищная субсидия, мы же увеличили этот стандарт до 54 кв. м., тем самым у человека нет необходимости менять жилье на жилье меньшей площади. И мы начисляем субсидии в принципе на всю жилую площадь, которую пожилой человек занимает. Это тоже было воспринято с хорошей поддержкой.
    То, что я назвала, касается как бы всех пенсионеров. А есть у нас система работы, которая направлена на конкретных людей, оказавшихся в конкретной трудной, сложной жизненной ситуации. Вот мы представили те из них, которые, как нам кажется, не везде имеются, не во всех регионах. Это компенсация затрат на изготовление и ремонт зубных протезов. До 20 тыс. сегодня стоит эта услуга минимальная, а пожилые люди, к сожалению большому, у нас в этом смысле имеют потребность. Поэтому мы 50%, то есть 10 тыс. компенсируем нашим пожилым людям. И вот я хочу сказать, что после того, как решением федеральных органов власти была введена эта социальная доплата к пенсиям, у нас практически не осталось пенсионеров, которые бы имели доход ниже прожиточного минимума. Поэтому мы ввели новый подход и оказываем адресную помощь не только гражданам, у кого доход ниже прожиточного минимума, а у кого он больше прожиточного минимума на 30%, тем самым мы расширили категорию людей. А есть у нас даже некоторые виды помощи, которые мы оказываем гражданам, имеющим доход 2 прожиточных минимума либо ниже. Это в частности зубопротезирование.
    У нас есть граждане, которые не являются льготниками, пенсионеры, но тем не менее ездят и обижаются на то, что у них не единого социального проездного билета. Мы им оказываем единовременную раз в год материальную помощь. Мы также даем денежную выплату на затраты по оформлению земельных участков. Вы знаете, что в сельской местности, особенно пожилым людям очень сложно оформить, и помимо сопровождения технического, юридического, мы также даем помощь материальную. Те ветераны, которые участники войны, которые не подпадают по Указ Президента, то есть они не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, то есть у них жилая площадь соответствует нормативам, но тем не менее хотели бы получить обновленную квартиру, хотели бы, чтобы у них был сделан ремонт, мы им оказываем адресную помощь на ремонт жилья. И вот только в 2010 году такую адресную помощь получили 1468 ветеранов.
    В области очень активно реализуется программа газификации, и понятно, что межпоселковые и уличные сети проводятся за счет соответствующих средств «Газпрома», бюджета, а вот уже к дому и внутри дома человек должен сам оплатить газификацию. Не все это могут и поэтому мы ввели адресную помощь на газификацию. Вы видите размеры, если это газификация дома – до 30 тысяч, если это газификация квартиры – до 10 тысяч рублей.
    Далее. Спектр тех видов услуг, которые мы вводим дополнительно, которые мы расширяем с учетом и специфики области, у нас очень большая область, большая дисперсность населения, очень трудно людям добраться до районных центров, тем более до областных. Поэтому у нас социальные автомобили, их 89 уже приобретено. И за три года реализации проекта уже более 80 тысяч пожилых граждан получили эту услугу. Что такое социальный автомобиль? Две компоненты: мобильная бригада, выезды в сельские поселения для проведения приема граждан по личным вопросам, оказания адресной помощи, подготовки документов и т.д.; и транспортная услуга. То есть может человек позвонить, заказать этот транспорт как социальное такси, и бесплатно на этом автомобиле люди пожилого возраста доставляются в те учреждения, которые здесь представлены.
    Хочу сказать, что нам передали полномочия, как и всем регионам, по долечиванию. Мы их приняли. Мы не сократили объемы финансовых средств, но мы немножко расширили категории. Если раньше Фонд социального страхования долечивал только работающих граждан, то мы распространили эту возможность и на пожилых людей. Сегодня у нас и пенсионеры могут получать путевки после лечения в стационаре, и таких путевок было около тысячи в 2010 году реализовано.
    Хочу сказать о том, что как и у всех у нас есть социальные услуги на дому, но мы в этом году немножко кое-что добавили, уточнили. Например, к слову «уборка квартиры» мы добавили «генеральная уборка», и они обязаны ее раз в месяц делать. Появились парикмахерские услуги и т.д., то есть мы расширили вот этот спектр, сеть социальных услуг.
    Хочу сказать, что у нас есть пункты проката. Что в этих пунктах есть? Во-первых, они создавались, когда задумывались, для семей, имеющих маленьких детей. Но потом мы расширили перечень услуги, и там находятся предметы, средства реабилитации, социально-бытовой реабилитации для пожилых людей. Мы перечень представили: сиденья для ванн, поручни и т.д. Пожилые люди у нас очень активно пользуются услугами пунктов проката.
    И очень интересная тема, которая нравится пенсионерам, сегодня она уже звучала, это «Профессиональный сертификат». Мы начинали его реализацию для мамочек, которые имеют малолетних детей и не могут работать по прежнему графику работы. А потом мы расширили его на пенсионеров. Допустим, хирурги, учители, водители, они не могут работать по прежнему месту работы по возрасту, но работать хотят. И за сертификат профессиональный, он стоит 10 тысяч рублей, учреждения профессионального образования проводят переподготовку. Это пользователь компьютера, оператор газовой котельной, швея и т.д. Очень важная мера. И хочу сказать, что в 2010 году уже 174 пенсионера у нас получили такую квалификацию, 80% из них уже трудоустроилось по новому месту работы.
    Есть у нас социокультурное направление, как я думаю, во всех регионах России, клубы по интересам. Это очень востребовано пожилыми людьми, они поют, танцуют, занимаются физической культурой и спортом и, как правило, нуждаются в какой-то поддержке. Какому-то коллективу хочется сшить новые костюмы, кому-то необходим автотранспорт и т.д. Мы, конечно, не можем напрямую помогать им, поэтому мы помогаем им через грантовую поддержку общественных организаций. У нас 35 общественных организаций, которые объединяют ветеранов, инвалидов, пенсионеров, получили грантовую поддержку на реализацию социальных проектов. Они здесь перечислены.
    Я хочу сказать, что это лишь некоторая часть того, что делается в регионе, но что самое главное и самое важное, о чем сегодня говорили руководители, мы стараемся сделать так, чтобы пожилой человек не чувствовал себя брошенным. Чтобы, уйдя на пенсию, он чувствовал внимание и общества, и детей, и чувствовал, что он не одинок. Вот в этом направлении мы стараемся работать, хотя проблем, конечно, еще очень-очень много.
    Герасимова Н.В. Спасибо, Ольга Ивановна. Я после вашего выступления не знаю, в какую область теперь мне поехать на пенсию – в Ульяновскую или в Тверскую. (Смех в зале.) Настолько близки ваши выступления двух субъектов Российской Федерации тем людям, которые занимаются социальными вопросами. Много нового, что здесь есть. Я даже для себя, как депутат от Ставропольского края, попросила сейчас, чтобы мы получили стенограмму, я хочу отправить в Ставрополь. Буду проводить такое же мероприятие, хочу посмотреть, есть ли у них те же самые дела, которые вы делаете. Некоторых нет точно, я знаю, что нет, потому что я там бываю на местах и многие вопросы, которые здесь прозвучали, ведутся, но части инновационных подходов нет.
    Один вопрос вам. Вот я, например, со своими умственными способностями совершенно по-другому отношусь к детям войны. И когда мне задают вопросы, особенно в Ставрополе, о том, что мы – дети войны, а где нам льготы? Я им отвечаю: вы мне объясните, кто такие «дети войны»? Я задаю вопрос еще и для того, чтобы всех вовлечь в полемику этого разговора. Прошло 65 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. За 65 лет человек уже сам себя реализовал. Он или ветеран труда и получает социальные льготы, в любом случае должен быть ветераном, отработав 65 лет. Я не понимаю, каких льгот хотят дети войны, которые родились во время войны или до войны. Они хотят, чтобы они получали так же, как участники Великой Отечественной войны?
    Вторая категория, которая наступает нам на горло, это последний призыв военный, которые сегодня, конечно, пенсионеры, ни одного дня в бою не были, а они нам говорят: «А мы не виноваты, что мы не оказались на поле военных действий. Нас же призвали? Мы участники Великой Отечественной войны!».
    Вот чтобы не раскалывать общество, я, например, говорю: а вы мне назовите, кто такие «дети войны»? Сегодня 55 лет – это старшее поколение, а война закончилась 65 лет назад. Мы все сегодня, те, кто говорит об этом, старшее поколение. У нас, например, недавно обратилась одна вдова участника Гражданской войны: почему нет льгот для вдов участников Гражданской войны? Я ответила так, что и при Советском Союзе таких льгот не было. И, по-моему, гражданская война – это вообще вопрос этики, кто с кем воевал, брат против брата, отец против сына и т.д. Даже поднимать этот вопрос нельзя, но поднимают вопросы уже даже и такие.
    Все-таки как вы этот вопрос по детям войны разрулили? Еще раз, чтобы нам было понятно, потому что мы считаем – это ветераны труда. И в конечном итоге мы считаем, что субъект имеет право принять какое-то решение, какую-то поддержку, материальную или какую там надо, осуществить. Меня поразило ваше сейчас выступление, что вы сделали ремонт почти 1,5 тысячи квартир участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц,  кто являются жителями Блокадного Ленинграда, мне кажется, что это супер-инициатива. Не думаю, что есть такие возможности у других субъектов.
    Скажите про детей престарелых.
                    Пищулина О.И. Спасибо большое за вопрос, Надежда Васильевна. С идеологической точки зрения и регион в целом, и я лично разделяю вашу позицию. И мы ни в одном областном законе такую категорию как «дети войны» не сформулировали. Мы пошли немножко другим путем. В подавляющем большинстве люди этого возраста либо ветераны труда, либо ветераны труда Тверской области. А мы, когда принимали закон, рассчитывали на эту категорию, но оказалось в итоге по жизни, что есть некая часть людей этого возраста, и вы видели количество – 20 тысяч, потом 8, потом еще 9 добавилось, которые не подпадают ни под звание ветерана труда вообще, ни ветерана труда Тверской области, но она очень социально активная. В основном это женщины, потому что доживают по продолжительности жизни в основном женщины к возрасту 70 лет. И их обида, что рядышком живущая на одной лестничной клетке или на улице соседней бабушка, ее подружка, получает льготы, а она не получает, она, на наш взгляд, оправдана, эта обида. Ведь в то время как получила знаки, звания? Ведь люди, живущие на селе, не имели такой возможности, а звание ветеран труда присваивается в том случае, если есть соответствующие награды по перечню. Поэтому вот с этой точки зрения, не с точки зрения признания статуса как детей войны, то есть родившихся в этот период, а как людей, которые пожилого возраста люди, но они не имеют званий и не имеют права получить звание ветерана труда, мы их по определенным позициям подтянули к льготникам. Это единый социальный проездной билет. Причем это ограниченный перечень, мы не приравняли их, например, по ЕДВ. Они получают ежемесячную денежную выплату, но мы по ЕДВ, предельно допустимая доля по жилищным субсидиям 15% и зубопротезирование. Вот по трем позициям мы их подтянули к этой категории.
                    Герасимова Н.В. Спасибо, Ольга Ивановна. Это, наверное, правильный подход и правильное решение. А то у нас все захотят быть героями страны и получать ровно столько, сколько герои страны получают.
                    Уважаемые коллеги, действительно интересные предложения мы сегодня выслушали, но время бежит. Галину Николаевну срочно пригласили на очень важную встречу, на которой она не может не присутствовать. Я хочу вам сказать большие слова благодарности за то, что вы нашли возможность приехать к нам в трудное время, когда, казалось бы, в регионе дел очень много. Но, я думаю, мы не зря собираемся. Мы действительно что-то можем предложить, мы можем услышать и практические результаты работы, что и было услышано. Когда мы принимаем участие в рассмотрении разных вопросов, а здесь присутствуют и ученые, и практики, это дает нам возможность решать многие-многие вопросы, которые, казалось бы, были неразрешимыми. В том числе мы смотрим все на Марину Владимировну, и кто-то, может быть, думает, а что она здесь присутствует? А она как раз присутствует для того, чтобы социальные проекты потом продвигать, и она этим занимается, поскольку Указом Президента был создан Фонд поддержки детей в трудной жизненной ситуации. А ведь сегодня это дети - а завтра это население, которое будет поднимать и развивать нашу страну, защищать рубежи наших границ. То есть мы с вами, конечно, не можем оторвать старшее поколение от жизни – они отдельно, а все остальные отдельно. Мы должны заниматься этим целенаправленно, систематически. И я на сто процентов уверена, у нас очень многое получается, когда мы общаемся вместе с вами.
                    Спасибо вам всем за участие, за работу! До свидания!

    Версия для печати