ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    ЦСКП-Якутия: Стенограмма заседания на тему: «Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» - письменный памятник материальной и духовной культуры Якутии»

    [26.01.2011]

    Мартынов А.А., член Общественной палаты РФ: 

    Уважаемые участники заседания, приглашенные!

    Учитывая выдающийся вклад А.Е. Кулаковского поэта, ученого, общественного деятеля, основоположника якутской литературы, просветителя в духовное и экономическое развитие народов Республики Саха (Якутия) и в связи с проведением 100-летия его письма "Якутской интеллигенции" в 2012 году, мы сегодняшним заседанием ЦСКП-Якутия при участии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Академии наук Якутии, Республиканского Общества «Знание», Института А.Е. Кулаковского Северо-восточного федерального Университета, Национального архива, Национальной библиотеки республики и других наших партнеров начинаем цикл мероприятий: "круглых столов", семинаров, информационных встреч, научных конференций, экспедиций, направленных на пропаганду и распространению идей письма А.Е. Кулаковского "Якутской интеллигенции" для широкого круга населения республики, и особенно для молодежи, нового поколения интеллигенции, молодых специалистов, политиков, руководителей, тружеников села и многих других.

    Тема сегодняшней дискуссии: Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» - письменный памятник материальной и духовной культуры Якутии. 

    В рамках дискуссии мы планируем обсудить основные положения письма А.Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции», историческую аспект Письма, роль Письма в новых условиях вызовов цивилизации, значение А.Е. Кулаковского и его научных трудов в судьбе этноса и для современника в новых условиях развития экономики и социальной сферы. Как мы знаем, Письмо состоит из двух частей: 1 часть - Философские вопросы о судьбах многочисленных и малочисленных народов; 2 часть - Соображения относительно культивизации якутян. Здесь мы хотим, отметить, что в рамках Дискуссионного клуба «Билии» Республиканского общества "Знание" на 1 полугодие 2011 года мы планируем обсудить более детально и подробно отдельно вопросы экономического развития Якутии, проблемы сельского хозяйства, вопросы экологии и рационального природопользования, и отдельно вопросы просвещения и образования.

     Научное наследия А.Е. Кулаковского, и в частности Письмо "Якутской интеллигенции" хорошо исследовано в трудах проф. Георгия Башарина, проф. Егора Алексеева. Проф. Василий Иванов издал отдельным томом письмо А.Е.Кулаковского и написал к нему большое предисловие. Также мы знаем, что внучка поэта-мыслителя Людмила Реасовна Кулаковская, директор недавно созданного Института А.Кулаковского при Северо-Восточном федеральном университете готовит к публикации Полное собрание сочинений А.Е.Кулаковского в 6-ти томах. Сегодня Людмила Кулаковская принимает участие в работе нашей дискуссионной площадки. Также мы хотим сказать, что проф. Дмитрий Саввинов, подготовил и выпустил три книги по Кулаковскому: "Возвращаясь Кулаковскому", "Еще раз возвращаясь Кулаковскому", "А.Е. Кулаковский и судьба этноса". Дмитрий Дмитриевич также принимает сегодня участие в нашем мероприятии.  

    А.Е. Кулаковский оставил родному народу богатое научное наследие, которое требует пристального изучения и нового осмысления. Мы думаем, что сегодняшний разговор нам нужно ввести с анализа современного состояния выдвинутых великим якутским философом - мыслителем А.Е. Кулаковским - Оксокулээх Олоксой, глобальных проблем цивилизации и общества. Перейдем к выступлениям и обсуждению. 

    Кулаковская Л.Р.: 

    Мы создали первое академическое издание Кулаковского. Недавно я побывала в Москве и рада Вам сообщить, что специалисты Институт мировой литературы высоко оценили творчество Кулаковского. Я передала ученым института свою монографию, посвященную творчеству Кулаковского, а также некоторые труды Алексея Елисеевича. Как отметили специалисты, такого человека как Кулаковский грех держать только в рамках России, надо его выдвигать на мировой уровень. Следует признать, что абсолютно равнозначны его научная и литературная деятельность. Как показывают документы, Кулаковский был очень разносторонним человеком и к разработке любого вопроса подходил очень серьезно. Например, в процессе работы над транскрипцией якутского алфавита, он прочел огромное количество работ ученых Петербурга, Москвы, изучил много источников. Письмо не научный труд, это письмо. Оно было написано в результате его раздумий над судьбами якутского народа. Отметим, что на работу Кулаковского большое влияние оказал его друг - Семен Петрович Барашков, который отчасти претворял в жизнь то, что отразил в письме Алексей Елисеевич. Они вдвоем создали пример современного их времени хозяйства. Кулаковский обладал удивительной работоспособностью, как говорили его знакомые: «Когда мы засыпали, он еще работал, когда мы просыпались, он уже работал». Они вдвоем создали такое фермерское хозяйство, которое даже сейчас кажется фантазией. Доярки ходили в белоснежных платьях в хотоны, коровы были породистыми. Хозяйство было безотходным. Кулаковский никогда не говорил о том, чего еще не было, он мог предполагать. Все, что есть в письме, освоено на его собственном опыте. Очень жалко, что документы, которые сохранились, касающиеся жизни и творчества Кулаковского, не стали еще достоянием широкой общественности, а ведь в этих документах выявляется человек феноменальный даже в физическом, нравственном отношении. Мне всегда было интересно, каким образом появился такой человек. Все мы знаем, что человек складывается до пяти лет и получается, что якуты, наша культура, природа создали такого человека как Кулаковский. Отношение к Кулаковскому всегда парадоксально. Во время его работы якутская интеллигенция должна была его поддержать, но не поддержала. Второе, когда партийная верхушка в советское время его не признавала, то народ признавал. А сейчас наоборот, наша верхушка говорит: «Изучайте духовное наследие Кулаковского». А мы, интеллигенция, молчим. К сожалению, труды Кулаковского сегодня стали раритетом, потому как некоторые издавались только в 1979 году. В библиотеках Кулаковского практически нет. Это тоже парадокс, на это разрешите закончить свое выступление.

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо! Когда мы готовились к сегодняшнему мероприятию, то решили пригласить специалиста в области социологии, который изучал вопросы, связанные с творчеством Кулаковского. Ульяна Алексеевна Винокурова, доктор социологических наук, пожалуйста.

    Винокурова У.А. 

    Обращение к творческому наследию Кулаковского было небезопасным в советское время. Письмо рождалось не от хорошей жизни, от того, что он был не понят своими современниками. Кулаковскому было дано только 35 лет на реализацию его творческих планов. Особое было и время, в которое жил Кулаковский, это было время раздумий, ожиданий, поисков. В этих условиях трудно было провозглашать особое развитие якутского народа. Кулаковский за пять лет объехал всю Якутию, он не понаслышке знал о многих проблемах. Даже сейчас мы не знаем о многих проблемах нашего общества. Письмо было написано в 12-м году, сейчас наступает столетие письма. И это есть контур плана столетнего развития Якутии. Это есть творческое видение лидера нации, которое было в последующем развернуто в программах лидеров республики. Это программы Михаила Николаева, в последующем программы Вячеслава Штырова. Интересно сравнить историческое наследие Кулаковского и современную реализацию программ. Кулаковский очень точно обозначил приоритеты и направления развития республики. Кулаковский говорит о возможном уменьшении численности якутского народа и что же мы видим несколько позже, в 1939-м году? Народ саха впервые стал этническим меньшинством на своей территории. Прогноз Кулаковского начал сбываться. Якутское население свой традиционный культурный образ начало терять. Наступили 90-е годы и появился стратегический план президента Николаева. Результатом которого стало то, что когда в России в целом происходил демографический кризис, то в республике имел место быть прирост. Если сравним все, что написано Кулаковским, Аммосовым, Николаевым, то мы можем выявить, что это есть стратегия развития республики. В период Кулаковского было совершенно другое время, эволюционное время. Какие методы познания использовались Николаевым, Аммосовым и Кулаковским? Кулаковский использовал интуитивное предвидение. В период Аммосова, это нормативный прогноз. Вы знаете, что советская система работала на основании нормативного плана. А Николаев использовал метод прогнозного моделирования. Геополитическая обстановка в период Кулаковского Якутия - это часть империи, в период Аммосова – автономия, в период Николаева – самостоятельное государство в составе России. Что касается экономических отношений, то в период Кулаковского можно наблюдать зарождение капиталистических отношений. Время Аммосова связано с социалистическими устоями. В период Николаева экономика была переходной к многопрофильной ориентацией. Кулаковский боялся переселения якутского народа на север, необжитые территории. Данная тема актуальна и сегодня, например, точка зрения Жириновского – переселить народ на северные территории. С периода Кулаковского до Николаева можно наблюдать неуклонное уменьшение населения. В результате ы видим различные векторы развития Якутии. Если Кулаковский выбирал для якутского народа путь приспособления к русской культуре, то Ойунский и Аммосов видели путь экстенсивного освоения якутских ресурсов. Николаев видел путь к разумной интенсивной жизни. Се стратегии направлены на обеспечение безопасности народов Якутии. Именно с позиции локальной безопасности мы может анализировать эти стратегии. Спасибо за внимание.

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо большое за подробный анализ. Дмитрий Дмитриевич Саввинов, исследователь творчества Кулаковского, пожалуйста!

    Саввинов Д.Д.: 

    Добрый день! Я хотел бы немного остановиться на глобальных экологических проблемах. Нельзя рассматривать письмо как некое обращение. Я считаю, что это фундаментальный научный труд. Форма письменного выступления показывает блестящий ум автора. Письмо – это вершина творчества Кулаковского. Мы говорим, что Кулаковский – великий человек. У нас в Якутии модно стало, умрет профессор, умрет государственный деятель и сразу - величайший сын якутского народа. Слово «великий» стало расхожим и это неправильно. Великим считается человек, который выходил за рамки Якутии, России, вот тогда великим человеком можно считать. Мы должны величие Кулаковского доказать не своим уровнем, а уровнем России и в мировом масштабе. Моя задача показать Кулаковского как сына мира и на этом строятся мои научные труды. Одной из основных проблем письма является экологическая проблема. Кулаковский поднял вопрос об экологии, экологических проблемах в 1912 году, еще до Вернадского. Я считаю, что Кулаковского вообще нельзя сравнивать ни с кем. Кулаковский на несколько голов выше стоит, чем нынешние руководители. Даже с другими великими деятелями сравнивать не следует. С таких позиций мы и должны рассматривать труды великого человека мира Кулаковского. Спасибо!

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо большое! Хотелось бы послушать молодежь. Васелина Игнатьева, студентка первого курса технологического колледжа.

    Васелина Игнатьева 

    : Добрый день всем! Письмо Алексея Елисеевича Кулаковского относится к числу важных памятников культуры досоветского периода Якутии. Оно отражает различные стороны развития экономики, культуры. По нему можно судить о тех вопросах, которые волновали широкую общественность. Документ состоит из двух частей. В центре внимания Кулаковского народ. Автор говорит об угрозе, вызове, который брошен якутскому народу. Кулаковский хотел сказать нам, что необходимо стремиться к образованию, решению проблемы школ. Говорил об обучении детей к будущей жизни.

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо большое! Давайте послушаем наших депутатов, Оксана Александровна, пожалуйста.

    Винокурова О.А., народный депутат Республики Саха (Якутия): 

    Спасибо, Андрей Андреевич! Добрый день. Письмо, прежде всего, памятник материально-духовной культуры. Очень драматична сущность письма, смелость суждений. Я, наверное, не соглашусь с Дмитрием Дмитриевичем, что нельзя Кулаковского сравнивать с политическими лидерами республики. Я думаю, сравнение в контексте исторического времени необходимо. И мы можем сравнивать. Действительно мало было тиражей Кулаковского, но сегодняшнее развитие информационных технологий дает нашей молодежи возможность познакомиться с письмом в электронном варианте. Поэтому необходимо, чтобы молодое поколение знало, о чем говори Кулаковский, каких идей придерживается. Спасибо!

    Саввинов Д.Д.: 

    Уважаемая, я совершенно с Вами не согласен! Кулаковский, его относить к времени дня. Великие люди времени не имеют. Историческое – это очень неправильный фактор для сравнения. Я не откажусь от своих слов, я считаю, что таким образом мы опять в политику перейдем. Кулаковский как человек, не принадлежит ни к какому времени.

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо! Слово предоставляется Александру Николаевичу Ким-Кимэну, депутату Госсобрания.

    Ким-Кимэн А.Н., народный депутат Республики Саха (Якутия): 

    Мне хотелось бы подкорректировать название заявленной темы, исходя из того, что содержание письма Алексея Кулаковского - Ексекюляха настолько актуально, что трудно отнести его лишь к разряду памятников.

    Очевидно, что мы должны говорить не только об исторической ценности этого уникального акта, но и попытаться провести практические параллели с днем сегодняшним, основываясь на глубоком анализе великого мыслителя. И это логично - не потому что за это время якутский народ не продвинулся в своем развитии, а исходя из того, что четкое осмысление места, роли и перспектив должно всегда сопровождать развитие этноса - как сто лет назад, так и сейчас.   

    Абсолютно верно об этом высказался Президент республики Егор Афанасьевич Борисов в своем Послании Государственному Собранию: «…многое из того, что писал Кулаковский век тому назад можно воспринимать сегодня как руководство к действию», подчеркивая «…роль интеллигенции, культурной элиты республики в том, чтобы пробудить самосознание людей».

     Бесспорно, угрозы и вызовы времени сегодня иные. Межэтническая нетерпимость, проникновение фашистской идеологии в молодежную среду, обострение террористической угрозы - вот то, с чем мыслящий человек не может соглашаться и должен противопоставить адекватные действия. Два дня назад произошел страшный теракт в «Домодедово», унесший жизни людей разных национальностей.   И хотя бы находимся за тысячи километров от Москвы, снова террористы посягают на нас: при взрывах в московском метро в марте прошлого года погибла наша юная землячка Ирина Кулдошина. В «Домодедово», по сообщениям средств массовой информации, пострадал якутский бизнесмен Олег Тютюнников. Предлагаю почтить память погибших от рук террористов. 

    Возвращаясь к теме дискуссии, отмечу: не теряет актуальности, как и сто лет назад, позиционирование нашего народа – а сегодня, наверное, можно расширить это понятие до многонационального народа республики - в контексте современного состояния и перспективы Российского государства. 

    В письме Кулаковского красной строкой проходит его глубокая тревога о судьбах своего народа, забота о том, как ему уцелеть, сохранить целостность и самобытность перед лицом глобальных угроз. Убежден, что с позиции дня сегодняшнего Ексекюлях предложил бы интеллигенции Якутии иную миссию, связанную с инициативой, с продвижением наших ценностей на общероссийский уровень. 

    А нам есть что предложить. Думаю, полезнее выйти за рамки теоретической дискуссии и обсудить конкретные вещи, свойственные нашему народу, и способные влиять на социальное самочувствие российского общества. 

    Опыт у нас есть. Достаточно вспомнить о том, что термин «здоровый образ жизни» введен в политический оборот Первым президентом республики Михаилом Ефимовичем Николаевым – ныне в своем Послании глава государства называет ЗОЖ одним из базисных факторов благополучия всей нации. Такую же аналогию можно провести, например, в отношении семейной экономики как основы индивидуального предпринимательства и малого бизнеса. 

    Позвольте остановиться на двух моментах, на мой взгляд, практически возможных для продвижения.

     Первое. Алексей Кулаковский, говоря о культуре как главном факторе позитивного развития этноса, прежде всего, обращается к культуре производства и хозяйствования. При этом он приводит в пример известных промышленников. Примечательно, что и свое обращение к якутской интеллигенции он написал, живя в семье Семена Петровича Барашкова - одного из самых прогрессивных якутских хозяйственников того времени. Нет сомнения, что два выдающихся человека – мыслитель и практик – взаимно обогатились знаниями. Рассуждения Алексея Кулаковского, возможно, кажущиеся в век нанотехнологий достаточно простыми экономическими выкладками, несут в себе четкую мысль о том, что рынок, производство должны развиваться с точки зрения пользы для человека, улучшения качества его жизни. Сегодня становление крупного бизнеса на рельсы социальной ответственности – актуальнейший вопрос, способный решить множество назревших проблем нашего общества. Не оголтелое стремление к прибыли, скрашенное мелкой благотворительностью и оставляющее за собой непригодные для жизни земли, спивающихся людей, беспросветность и нигилизм, а рациональное хозяйствование, способное учитывать выгоду не только в финансовом эквиваленте, но и в долгосрочных инвестициях в территорию, в население, в воспроизводство нарушенной экологии – только таким образом может быть установлен баланс экономической и социальной сферы. Для нас это чрезвычайно важно на новом витке индустриализации республики. Принятие законодательных решений о социальной ответственности бизнеса, их опробирование на уровне республики, причем на основе насчитывающего десятилетия опыта наших бюджетообразующих предприятий, и далее, предложение на уровень общефедеральный – вот достойное для политической элиты республики действие. 

    Второе. Кулаковский в своем обращении затронул острейшие вопросы сохранения культуры, образа жизни народа саха в сосуществовании с другими народами. К сожалению, поиск механизмов укрепления межнациональных отношений стал сегодня насущным для страны. Очевидно, что государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, отвечающие потребностям и интересам современного российского общества. В этой связи мощным консолидирующим фактором национальной политики должна стать культура во всем ее многообразии. И в рамках   современной парадигмы сплочения российского общества, основанной на развитии спорта как эквивалента общей национальной идеи мы готовы предложить национальные виды спорта народов Якутии. В нашей республике сформированы уникальные, не имеющие аналогов в России,   институты их культивирования: правовые, организационные, научно – методические, образовательные. Вместе с тем, на общефедеральном уровне в настоящее время отсутствует четкая позиция в отношении национальных видов спорта как средства сплочения российского многонационального общества, их развития как объекта единой государственной политики.

          Мы по праву гордимся тем, что наша республика, в которой проживают представители 120 национальностей России, отличается высоким уровнем толерантности, межнационального согласия. Отсутствие межэтнических конфликтов в большой степени обусловлено проведением в течение десятилетий политики свободного развития самобытной культуры всех народов, населяющих республику. При этом популяризация национальных видов спорта является важнейшей составляющей межкультурного общения, основанного на принципиальном отсутствии дискриминации по национальной принадлежности при участии в организационной, тренерской,   соревновательной деятельности в данной сфере. 

    Уверен, что каждый из вас, уважаемые коллеги, может предложить для обсуждения идеи и действия в сфере своих профессиональных и общественных интересов. 

    У каждого народа есть свои ценности, сохранение их для будущих поколений, поиск оптимальных путей для их приумножения – бесспорно, задача интеллигенции в том понимании, которое вкладывал Алексей Кулаковский: мыслящих, передовых людей.         

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо! Пожалуйста, Алексеев Виталий Вячеславович, советник Северо-восточного федерального университета.

    Алексеев В.В.

    Я согласен с предыдущими ораторами. Хотел бы наш разговор перевести в более практическую плоскость. Было сказано, что сегодня есть проблемы даже познакомиться с наследием Кулаковского, книг мало. Наша молодежь не может просто ознакомиться. Возможно, необходимо разработать какой-то план по продвижению творчества Кулаковского за пределы республики. Спасибо большое обществу «Знание» за проведение подобных мероприятий. Мы должны использовать все наши связи для реализации целей. Можно подключать тюркоязычные связи, ведь многие наши ребята работают, учатся за пределами республики. Поэтому было бы правильным разработать такой план.

    Мартынов А.А.: 

    Спасибо, обязательно учтем Ваши предложения. Афанасий Иванович, пожалуйста!

    Ноев А.И.. руководитель Исполкома ЯРО ВПП «Единая Россия»: Вечер добрый, уважаемый коллеги! Мы говорим от организаторов большое спасибо всем участникам сегодняшней дискуссии. Кулаковский – это достояние народа саха. Это достояние человечества. Сейчас мы граждане мира, в том плане, что якутяне живут в Австралии, Канаде, Европе в разных уголках мира. Они постоянно живут, есть такие люди, которые могут там организовать такие мероприятия с помощью института Кулаковского, созданного на базе Северо-Восточного федерального университета. Надо сказать, что Кулаковский мыслил глобально, действовал локально, для народа. Вот сегодня народные депутаты выступали, представители народа и хочется им сказать, чтобы в своей деятельности они продолжали создавать условия для развития культуры, малого бизнеса в республике. В марте месяце мы будем проводить в республике форум духовности и хотелось бы, чтобы все подготовились к этому событию. Всем спасибо! Счастья и добра и хотелось, чтобы у каждого был Кулаковский, свой Кулаковский!

    Уважаемые участники! Сегодня Республика Саха (Якутия) живет идеями воплощения в жизнь, и уже есть реальные результаты, крупнейших мегапроектов России - Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, проект "Развитие Южной Якутии", строительство моста через реку Лена, обеспечение экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", привлечение местного населения в промышленность и многие другие вопросы развития экономики и социальной сферы Якутской республики. А также, мы особое внимание уделяем, реализации основных Положений Послания Президента Республики Саха (Якутия) и Послания Президента России, и особенно в свете последних очень серьезных событий в столице страны: выступления молодежи на манежной площади, теракт в авиапорту "Домодедово", которые являются вызовом обществу и власти России, в рамках которого мы должны консолировать общественные силы, найти эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества, партийных структур, власти и бизнес-сектора. Сегодня стоит вопрос внедрения конкретных механизмом общественного и партийного контроля за деятельностью органов государственной власти и правоохранительных структур. В Республике будет создана Общественная Палата, как новый этап развития гражданского общества.

    Версия для печати