ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    ЦСКП-Урал: Стенограмма совместного заседания ЦСКП-Урал и Свердловского отделения «Союза Молодых Консерваторов» на тему: «Государственная национальная политика России: женский взгляд»

    [05.03.2011]

    Ю.А.Зильбер. Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья! Очень радостно, что мы все сегодня собрались, кто-то отсутсвует, но это ничего страшного, все мы прекрасно понимаем, что праздник. И вэтой связи я поздавляю всех присутствующих здесь представительниц прекрасного пола с Международным женским Днем. Всем Вам любви, успехов, счастья и всего самого наилучшего. Я не буду долго занимать Ваше время, я уже представляю, что нам предстоит сегодня бурный разговор. Я уже слышал от некоторых гостей об этом, поэтому я не затягиваю вступительную часть и передам слово нашим гостям. Предоставляю слово Михаилу Васильевичу.

    М.В.Федоров. Спасибо! Уважаемые коллеги! Приветсвую Вас в стенах нашего университета, особенно потому что наш университет женский мне приятно поздравить присутствующих здесь дам с наступающим праздником. Заседание клуба проводится по тематике чрезвычайно актуальной. Вы знаете, о том, что касается сегодняшнего положения в мире, в частности и в Российской Федерации не везде она благополучная. Что касается основы тех негативных процессов, которые бушуют начиная с Египта, и сегодня Ливия – напряженный очаг нашего мирового сообщества. К сожалению, во многом лежат вопросы, как раньше думали в основном экономические проблемы, но сегодня вмешались и другие процессы даже не столько экономические и политические, сколько религиозные. И конечно то, что мы сегодня имеем и в Российской Федерации, скинхедство и прочие негативные явления, особенно в молодежной среде, это проблемы, которые необходимо обсуждать и принимать какие-то решения. В этой связи, что касается Свердловской области, это одна из областей, которая характеризуется колоссальным количеством народов и народностей, которые живут в мире и дружбе на этой территории. И с этой точки зрения, наша область может быть хорошим примером того, как выстраивать национальную политику. Я должен сказать, что в 1996 году была принята концепция национальной политики и мы сегодня живем по тем канонам, которые были заложены в ней и в этой связи мы можем использовать данный документ для формирования дальнейшей политики. Я думаю в том, что необходима новая стратегия развития нет необходимости сомневаться, поскольку 96 год и нынешнее время – это две большие разницы с точки зрения геополитики. Колоссальные миграционные процессы, которыми охвачен весь мир и в том числе Российская Федерация. Я думаю, что такой тенденции еще в истории человечества не было и мы должны учитывать это как базу для формирования национальной политики. Мы также прекрасно понимаем, что IT-технологии изменили лицо мира и процессы глобализации, которые породили эти технологии нельзя не учитывать. А раз изменилась ситуация, то сегодня основным вопросом мы должны поставить вопрос о формировании закона о национальной политике в Российской Федерации. Обозначив, что лежит в основе государственных интересов в национальной политике и вторая проблема это этнические интересы тех или иных сообществ, которые населяют сегодня Россию и достичь определенного конценсусса и сделать национальную политику понятной. Мне кажется это та задача, которая сегодня должна решаться. В этой связи конечно хотелось бы, чтобы эти проблемы обсуждались на разных площадках, в том числе на базе наших клубов. Я надеюсь, что сегодня разговор будет конкретным, позитивным.

    Ю.А.Зильбер. Спасибо! Я поддерживаю мысль о том, что закон о национальной политике должен быть разработан и предложен. И если там не будет учитываться наше мнение, тогда грош цена нашим с вами собираниям на разных площадках. Мы сегодня действительно должны перейти к конкретным предложениям. Я передаю слово Елене Сергеевне Годовых – секретарю регионального отделения Союза молодых консерваторов.

    Е.С.Годовых. Добрый день, уважаемые гости. 19 февраля состоялось заседание ЦСКУ-Урал на тему «Государственная национальная политика:состояние и перспективы». В.А. Язев выступил с предложением создать рабочую группу по доработке концепции национальной политики. И мы считаем, что группа не может быть хорошей без представителей национально-культурных автономий именно поэтому мы Вас всех сегодня пригласили, чтобы принять участие в обсуждении. Сейчас я бы хотела кратко обозначить те моменты, которые необходимо учитывать при дорабоке концепции.

    Первое, в государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе партий. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в России.

    Второе, Закон должен отражать определения российской нации, содержать определенную национальную идею, которая будет понятна каждому народу и привлекательна для жизни.

    В концепции Свердловской Области, принятой 6 лет назад сформулирована цель национальной политики в России – формирование многоэтнической российской нации, объеденной исторически сложившимся языком межнационального общения, общей территорией, экономикой, культурно-историческими традициями и одним государством! В концепции также сформулирована одна из важных функций государства - это обеспечение права граждан России на культурную идентификацию, право на национальную самобытность, национальное и культурное развитие, межнациональных и межконфессиональных отношений в обществе.

    Кроме того, необходимо уделить внимание русским в России. Русский национализм набирает силу. В концепции96 гзакрепляется консолидирующая роль русского народа в формировании единого многонационального российского общества. Очевидно, что эта формулировка нуждается в четком описании правовых, культурных и иных механизмов, обеспечивающих развитие русских институтов и в целом русского народа. Особое внимание необходимо уделить русскому языку, который является системно образующим элементом в Российской государственности. Необходимо обязать государство предпринимать меры по его сохранению и развитию. Юристы правоведы обращают внимание на то, что русский народ единственный, который не имеет своей государственности, кроме общероссийской. За последние 15 лет мы больше начинаем говорить о многонациональном российском народе. В последние годы все больше утверждается тезис о российской нации. Если бы не развал советского союза, то идея российского народа, уже бы утвердилась.

    Кроме того, необходтмо ответить на вопрос, является ли национальная политика самостоятельным видом деятельности государства и касается только этноса, народности, которые проживают и тогда национальная политика понимается как регулируемые государством этнические отношения. И другой подход, что национальная политика имеет гражданский смысл и общеполитический смысл. Во втором варианте национальная политика замыкает на себя и экономическую стратегию государства.

    Основным средством реализации национальной политики является культурный процесс. Культура выступает той сферой, которая может обеспечить гармоничное взаимоотношение различных этносов. Национальная политика имеет отношение к планированию и регулированию культуры, культурных процессов, образования, здравоохранения. Нужно в рамках закона обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров.

    Молодежь сейчас подросла с новым представлением о совокупности национального самоопределения .Сегодня национальные республики потеряли культурно-творческу связь с другими регионами России, развиваются самостоятельно, культивируя свой национальный аспект. Важно, чтобы общество было более терпимым. Нужно проводить мероприятия по формированию толерантности. Кто сегодня менее толерантен: события показывают, что это молодежь, которая сегодня не имеет ориентиров в этом вопросе, не знает культуру других национальностей. Возникает важный вопрос – работа с молодежью, даже правильнее сказать с детьми. нужно работать с садиками, школами, вузами- -именно там формируется личность

    Сегодня в век информатизации, молодежь в основном черпает информацию в интернете, и часто это для них единственный источник информации. Нужно принимать меры по мониторингу интернета, анализа информации и контроля за ней.

    Нельзя оставить без внимания вопросы миграции – этому должна быть посвящена существенная часть Закона и неотъемлемая часть национальной политики. Существует 2 уровня миграционных процессов:

    1) Это глобальный и внешний миграционный процесс, с которым сталкиваются все страны.

    2) Это внутренняя миграция, которая у нас есть.

    Я считаю, что сегодня мы должны остановиться на всех этих аспектах и обсудить их. Особенно хочется услышать мнение представителей национально-культурных автономий, возможно вы обозначите какие-то новые аспекты. И самое главное мы ждем от Вас конкретных предложений в проект закона о национальной политике.

    Зильбер Ю.А. Сейчас я думаю мы можем перейти к обсуждению.

    Савельев Ю.В. Я хотел бы сказать некоторую преамбулу. Елена Сергеевна сказала о так называемом русском национализме, который якобы поднимает голову. Я, например, очень доволен, что русский национализм поднимает голову, я объясню почему. Давайте определимся в понятиях. Патриотизм - понятие всем понятное. Это любовь к Родине. Что такое национализм с точки зрения русских националистов. Это встревоженный патриотизм. Давайте проведем аналогию. Мать любит своего ребенка – это патриотизм, он заболел, естественно она встревожилась и начинает искать способы, чтобы ребенка вылечить. Это называется национализмом, вот почему я рад, что русский национализм поднимает голову. Тревога за Россию уже вывела народ из этого усыпленного состояния. Он начинает тревожится, чтоже происходит в России, а Вы сами знаете, что происходит в стране. Есть еще понятие шовинизм – это когда националист ставит свою нацию выше всех. Для русского народа это не свойственно, да и для каждого сидящего здесь. И если говорить о фашизме, то этого явления вообще нет. Фашизм – это способ, технология, это объединение на основе каких-то норм. Скажем Гитлер объединил свою нацию на основах нацизма. Поэтому давайте, если мы согласны на этих терминах определится, то давайте рассуждать на основе этих терминов. Спасибо.

    Мустафаев М.М. Национальная политика мне очень близка, так как в прошлом году я писал курсовую по этой теме и я не могу сегодня не выступить. Так как всем известно, что Россия является многонациональным государством и национальный вопрос имеет долгую историю и существует до сих пор. В советские годы удалось решить на какое-то время Сталину, Хрущеву и Брежневу. Но в завершение советской эпохи Горбачев не сумел справиться с нацизмом и Б.Ельцин довел национальную политику до полного развала. И пример чеченской войны достаточен для того, чтобы показать остроту национального вопроса. В. Путину удавалось на какое-то время проводить успешную национальную политику, но националистические проявления все же осуществлялись. Национальная политика важна для дальнейшего развития государства. Мирное существование народов – главная цель национальной политики. И молодые политики нового поколения, такие как Д.Медведев, А. Сердюков, А.Хлопонин пытаются осуществить политику между всеми народами России. Я предлагаю следующее решение: президент России в своих выступлениях должен использовать термины - многонациональный народ Россиийской Федерации, российский народ и россияне, дружба народов и единство России. Сегодня жизненно важно выстроить систему государственной национальной политики, которая могла бы на практике обеспечить единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог, равноправное развитие народов, культур страны и такое местное самоуправление, которое несло бы полную ответсвенность перед обществом и государством. Одна из основных проблем национальной политики – это дефицит информации о культуре той или иной страны. Необходимо формирование общефедерального информационного пространства, систематически обеспечивающего освещение в СМИ как на базе многонациональных культур, также проведение программ просвещения молодежи, направленных на формирование общекультурных и национальных ценностей. И то, что мы сегодня на базе УрГЭУ создаем Ассоциацию иностранных студентов, тоже сыграет свою роль на молодежном уровне. Студенты разных национальностей смогут познакомится друг с другом, совместно отдыхать, узнавать новое о культуре других государств. И было бы замечательно, если бы по всей России были открыты филиалы Ассоциации иностранных студентов. Это мое личное пожелание.

    Ю.А.Зильбер. Можно сразу же вопрос. А у вас уже проводится какая-то работа, чтобы такие Ассоциации открывались в других городах, странах, регионах?

    Мустафаев М.М. Именно на уровне УрГЭУ мы объединяем иностранных студентов разных вузов, собираемся вместе, знакомимся друг с другом и они работают вместе над совместными проектами.

    М.В.Федоров А что вы имели ввиду конкетно по поводу СМИ?

    Мустафаев М.М Например, если гражданин Дагестана выигрывает на соревнованиях, то говорят победила Россия, а если в Москве или где-то терракты, то говорят гражданин Дагестана. Я считаю, что такого не должно быть: просто россиянин, гражданин Российской Федерации.

    Годовых Е.С. Что вы конкретно собираетесь делать в Ассоциации иностранных студентов, какие мероприятия планируете проводить?

    Мустафаев М.М Да, конечно, для начала какие-то общие культурно-развлекательные мероприятия, чтобы студенты смогли познакомиться. Затем у каждой национальности есть свои праздники, традиции, мы могли бы их отмечать.

    Гасанов А.К. Говоря о том, что должно быть заложено в закон о национальной политике, важно обратить внимание на работу с молодежью, подрастающим поколением. Мы граждане Российской Федерации едины, у нас единое государство. Россия не должна уподобляться и брать во внимание моду и называть государственные учреждения белыми домами. Для меня это было оскорбительно. У нас есть свои дома, мы должны сохранить свое лицо, быть носителями своей национальной культуры, общей крепкой дружбы единой России. Мы должны показывать пример на себе, как создавать крепкую семью, уважать старшее поколение. Также развиваться экономически и политически независимо, но исключительно уважая в соответствии с принципами международного права все народы мира и быть носителями мира.

    Зильбер Ю.А. Можно сразу же вопрос. А вы согласны с тем, что национализм – это встревоженный патриотизм?

    Гасанов А.К. Конечно мы должны уважать мнение друг друга, ради этого мы сюда и пришли. Мы должны помочь государству сформировать и укреплять узы гражданского общества. Я проявляю исключительное уважение к этой точке зрения, но в таком случае мы понятие национализма, шовинизма и фашизма в отличие от других понятий мы должны заложить в закон, чтобы граждане Российской Федерации понимали в каком состоянии находится дух российского народа с учетом текущей политической ситуации в стране и в мире. Но если рассматривать с юридической точки зрения Юрий Владимирович вкладывает собственное время, то я его мнение уважаю. То, что он заложил в понятие состояние духа молодежи и народа с учетом политической ситуации в государстве, с чем мы идем, как мы идем я считаю, что его мнение я уважаю.

    Федоров М.В. Я хочу высказать соображения, которые у меня возникли. Коллеги, наш разговор будет эффективным при одном условии, если мы с вами проведем хотя бы небольшой анализ с учетом той аудитории, которая сегодня собралась. Что такое анализ? Вот меня интересует, есть ли проблема сегодня на территории, например, Дагестана, Татарстана, Башкирии. Хотелось, чтобы вы высказали, какие тенденции, какие проблемы. Когда мы их обозначим, мы поймем в каком направлении нам двигаться. Мне интересно, потому что я работаю с молодежной средой и когда мы проводим наши форумы, собираются разные национальности, в том году было 48 стран участниц и конечно вся Россия. В этом году у нас будет 50 регионов. И я вижу, что в молодежной среде отношения иные, они чувствуют себя как рыба в воде, живут в интернете и у них понятия национальности не существует. Но это то, что касается молодежной среды, а мы говорим о политике. Сегодня обсуждается вопрос: в Германии все немцы, во Франции – французы, а в России – россияне или русские все, например.

    Богатырев А-М.Д. На сегодняшнем нашем форуме много молодежи, это радует. Из тех, кто давно занимается национальными проблемами я, Юрий Владимирович, Азис Курбанович недавно подключился. Есть ли проблемы национальной политки, этот вопрос жвучит не совсем корректно, потому что конечно есть. Эти проблемы были и в царской России, и в Советском союзе и они без изменения перекочевали в современную Россию. Вот уже 20 лет ничего не меняется. Конечно Россия – это страна пародоксов, здесь происходит много удивительных вещей для тех людей которые живут так себе: вот моя семья, мой дом, а остальное меня не касается, конечно, все это проскакивает незаметно. А те люди, которые это остро ощущают находятся на передовой линии, такие, например, как я ощущают эту сильную нагрузку, давление, проблемы, которые возникают. Поэтому конечно есть национальные вопросы, которые сегодня стоят перед Российской Федерацией и если эти вопросы не решить, то последствия будут не исправимыми. Вот что хотелось бы сказать конкретно. Фактически в РФ сохраняется сталинская национальная политика, от которой мы никак не можем избавиться. Очевидно, что насилие было столь велико над всеми народами и над русскими в первую очередь, которые выселяли, уничтожая скопом тех, которые сопротивляются или умирают с голода. Вот, например, ингушский народ и чеченский народ потерял около 40 % всего населения в период депортации. На сегодняшний день эта сталиская политика фактически сохранилась и продолжается. В чем она конкретно выражается: фактически федеральный центр разжег войну на Кавказе. Мы знаем, кто насадил в Чечне Дудаева, мы знаем как его хвалил Ельцин, я сам был свидетелем этого. Он по телевидению говорил, что чеческий народ может гордиться таким лидером как Дудаев, который являясь генералом одновременно был демократом, это первый прецедент в мире. Привезли этого Дудаева, посадили на шею чеченского народа, оставили ему все оружие, которое было в северокавказском округе, а затем для того, чтобы укрепить свой фактически преступный режим начал войну в Чечне. Расстрел Верховного совета – это был государственный переворот. Вот депутаты Верховного Совета, тогда его назывли Хат-Булатом все стрелки перевели на чеченцев, как будто вся власть Совета легла на Вячеслава Мурановича и поэтому его надо было ликвидировать. И с этого все началось, а что происходит сегодня? Война на Кавказе продолжается, несмотря на контртеррорестические операции, на которые еще в2008 г Путин сказал, что забил на 2009 год бюджет на контртеррорестические оперции. На сегодняшний день президент Российской Федерации Медведев признал, что после 2009 на 2010 терроризм увеличился на 100%. Я со всей ответственностью вам заявляю, что в 2011 году он еще на 100% увеличится, а в 2012 еще на 100%. Вот посчитайте к чему мы идем. Какие причины приводят к этому? В первую очередь, социальные проблемы, потому что в Ингушетии, например, 85% безработицы. В советское время, я вам даю информацию из экономической газеты 1990 года, безработица была 73%, но в то время была возможность у людей выезжать по всей стране, по всему Советскому союзу, в том числе в Казахстан на заработки: люди работали целый сезон, приезжали на 2-3 месяца на родину, с семьей побыли, а затем выезжали в марте снова на заработки до ноября. Сейчас такой возможности нет ни выезжать ни работать по разным причинам. Тем более после чеченской войны вы знаете ситуация обострилась. СМИ и в первую очередь государственные органы делают все, чтобы эта ситуация сохранилась, то есть никто не хочет эти проблемы решать, всех устраивает статус-кво. Службы работают, на контртеррористические операции выделяют огромные деньги. Какой-нибудь представитель спецслужб уезжает майором и через три года возвращается генералом: выслуга лет, боевые, командировочные. Конечно, какому майору не хочется за три года стать генералом. Поэтому и терракты отсюда же, если не хватает террористов, значит наши спецслужбы сами подключаются и делают эти терракты. Вот последний терракт в Домодедово, неоднократно, несколько дней подряд вы все видели кадры, которые сняты камерой наблюдения: здоровый, крепкий парень, в черной шапке, в черной куртке он разлетается, происходит взрыв. Потом через три дня показывают, что якобы какой-то славянин, уже демонстрируют лицо и голову, которые соответствуют туловищу. Через несколько дней показывают как будто этот терракт совершил Илоев. А Илоев – это маленький двадцатилетний худенький парень, то есть по комплекции даже не надо экспертизы назначать. Но где-то решили, что надо, чтобы этот терракт совершил ингуш Илоев. Вот кто это все делает, кто этим манипулирует, манипулируют общественным мнением. Если мы хотим излечиться от этой болезни. Вот как сказал Юрий Владимирович, встревоженный патриотизм, его можно назвать по разному, для этого есть все основания. И для того, чтобы был и встревоженный патриотизм и был и экстремизм со стороны русского народа и со стороны других народов, потому что ситуация такова. Вот скажите пожалуйста, я хорошо знаю историю, я юрист, я историю изучал для себя, сколько раз за последние десять лет переписана история России. Я подсчитал 6 раз. Как можно учить молодежь. История – это история болезни человека. И если мы больного будем лечить не от той болезни, вряд ли мы его вылечим. Для того, чтобы вылечить надо сказать правду.

    Савельев Ю.В. Коллеги, хотелось бы вернуться к понятиям. Я бы попросил не пугаться слова национализм. Мы все с вами представители определнных народов, которые мы любим. И если народу плохо, то естественно мы встревоживаемся, мы националистя в хорошем понимании этого слова. Когда был советский союз, то русский народ служил цементом для всех наций. И я, прожив большую часть жизни в Советском союзе, везде чувствовал себя как дома. Веди себя корректно и ты везде будешь как дома. И сейчас, когда этот цемент, русская нация разрушается и даже в современной конституции, которую изобрел Ельцин русского народа нет вообще. Уничтожается русский язык, образование, здравоохранение, т.е. уничтожаются все институты, на которых строится государство. У каждого человека выбиты точки опоры. Это начинается со смены формы армии, со смены вида денег, валюты. Кто у нас самый большой наркоборон – Гайдар, потому что он ввел оборот валюты в России, как только она была введена, она стала привлекательна для наркоторговли. Мы должны правильно оценивать ситуацию в России. Теперь перейдем к конкретике. Нам необходимо ввести русский народ в правовое поле, сделать его нацией, которая имеет права и обязанности. Кроме того, мы должны понимать, что все мы несем ответственность за свои национальности, поэтому каждый руководитель национальных представительств должен контролировать эти процессы, нести ответственность за правонарушения своих представителей. Мы должны все содействовать миру. В прошлом году я выходил на министра культуры с письмом, в котором был ряд предлжений, в том числе о том, чтобы на базе вузов готовить специалистов межнационального общения. У нас есть специалисты, которые готовы их готовить. Второе, необходимо делать совместную работу, я предлагаю написать кнингу народов Урала. У нас на урале свыше 120 национальностей, каждый может внести свою лепту в это, Министерство готово оплатить её издание. Давайте создадим оргкомитет, который может эту книгу подготовить, это может нас объединить, дать возможность знакомства разных культур.

    Шаклеина К. Я бы хотела выступить, как представитель молодежи. Вот сейчас говорилось о книге народов Урала. Это великолепно, но это на уровне теории, а нужно решать проблемы на практике. Как говорил докладчик, многое зависит от культуры, многие ничего не знают о культуре другого народа, но проблема в том, что существуют стериотипы, которые накладывает и история и родители. И с ними трудно бороться, потому что нет обоюдного желания сторон. Не только представители национальных групп должны идти на контакт, но и русские граждане, а сейчас этого нет, каждый сам за себя. Проблема национальной политики существенна, даже в у нас в области. Нужно решать проблему ознакомления молодежи с культурами других народов. Нужно с этим бороться.

    Савельев Ю.В Не нужно бороться, нужно объединяться. И книга, о которой я говорил, нужна как совместный труд, процесс.

    Якименко П.В. Я хочу продолжить тему, о которой говорила Ксюша. Докладчики говорили о прошлом, о настоящем, я хочу сказать о будущем. Взрослые люди и молодежь – это такая категория людей, мнения которых уже достаточнос сложно изменить. А если говорить о детях, то все гораздо проще. Уже сейчас мы можем сделать огромный вклад, реализуя программы на базе средней школы: такие как классые часы, концерты. Конечно такая практика есть, но она единичная, и ее успех зависит от креативности преподавателей. Но конкретной политики не существует. Практика показывает, что дети проявляют большой интерес к новой культуре и это хорошая тенденция для дружбы народов. Это хорошая практика для борьбы со стереотипами, о которых говорила Ксюша.

    Мустафаев М.М. Хочу сказать насчет стереотипов, во время и после второй мировой войны какие стереотипы были у советского народа о Германии, сейчас все с удовольствием туда летают и учатся, и работают, и отдыхают. Немцы взяли и уничтожили стереотипы, что же нам мешает сделать тоже

    Кузнецова Н. Я студентка УрАГС, я немного не понимаю тему разговора, мы говорим об объединении народов или все-таки об обособлении. Если брать территории Российской Федерации, то мы можем выделить два критерии становления территории РФ: традиции и национальный признак. То есть республики как раз выделены по национальному признаку, а вы же хотите, чтобы ваш ребенок нес ваши традиции. То есть я не совсем понимаю, мы должны хранить свои традиции или ассимилировать все. Потому что если будет происходить постоянное общение, то традиции будут смешиваться, а традиции отдельного народа в чистом виде не будут существовать. А для того, чтобы сохранить традиции, необходима автономия. У меня например, мама украинка, отец армянин. И в слиянии двух национальностей я не вижу ничего негативного, но я не могу отнести себя ни к украинской национальности, ни к армянской. У меня в группе есть девочка армянка, она поддерживает отношения только с армянами, хочет поддерживать свою национальную природу, хотя общается со всеми очень хорошо.

    Мустафаев М.М я считаю, что изучать другую культуру нужно как дополнение, и это хорошо. Вот я азербайджанец, но я изучаю русский, английский языки, но я не забываю свой родной язык. Это как в образовании, получаешь одно, два высших образования.

    Кузнецова Н. У меня есть один пример, не знаю насколько он уместен в данной ситуации, но все же я расскажу. За мной ухаживает чеченец, он воспитывался в чеченской семье по их традициям. Родители ему на день рождения подарили лошадь, он ухаживает за мной и из-за этого у него конфликт с родителями. Отец ему сказал, что если он женится на русской девушке, то он перестанет быть чеченцем.

    Кенхурсаев И.С. Не правда, мы чеченцы, ингуши, лезгины уважаем друг друга и русских тоже уважаем.

    Богатырев А-М.Д. У меня у самого жена русская, поэтому я знаю, как бывает. Я женился еще в 80-м году и первое время со стороны моих родственников, моих братьев было недовольство, но сейчас все говорят, что моя супруга – самая лучшая сноха. У меня есть вопрос ко всем здесь присутствующим: кто хотя бы в общих чертах знаком с законом об экстремизме, принятом в 2007 году Государственной Думой и кто знаком с законом о расизме, принятом в Англии. В 2007 году ГД приняла закон об экстремизме. А 3 месяца назад здесь проходил съезд мусульман, на который меня пригласили в качестве гостя, а затем выбрали в качестве делегата, чтобы я смог участвовать в голосовании. На этом съезде присутствовала женщина, татарка, которая явилась жертвой этого закона об эксремизме. Она педагог, писательница, и ее привлеки к уголовной ответственности, дали 2 года условно за то, что в своей книге она сказала, что татарский народ имеет право на самоопределение. Она не призывала ни к чему, просто сказала, что имеет право и сделала исторический анализ. Я этот закон проанализировал, и он фактически является набором жидких фраз для разжигания национальной розни и фактически он не противодействует экстремизму, а защищает сегодняшную власть от критики. Там даже есть такие пассажи, что если гражданин проткритиковал бывшего чиновника высокого ранга, то его можно привлечь к уголовной ответственности. Если я, например, скажу, что Ельцин был плохим руководителем, то согласно этого закона меня можно привлечь к уголовной ответственности. Именно из-за таким методов мы и имеем события в Москве, Чечне. Вот Англия – это страна, где мы можем сказать работает классическая демократия в мире. Почему в таком демократическом государстве в 1999 году был принят закон о расизме. В 2004 году мы с Калаевым Адамом были в Англии в рамках программы «Доступ этнических меньшинств к правосудию» были 12 дней в Великобритании и ощутили действие этого закона на себе. Этот закон был принят там после убийства одного единственного чернокожего студента. Как он действует: созданы комитеты. В Лондоне есть исламский комитет, у него около 40 млн фунтов стерлингов годовой бюджет, пятиэтажное здание, там есть адвокаты, врачи, психологи, транспорт. 50% из министерства внутренних дел финансируется, 50 % из государственного бюджета. Если какого-нибуль мусульманина обидят, то это называется экстремистский налет. Тут же выезжает группа психологов, юристов, врачей, составляют протокол, возбуждают уголовное дело и доводят до суда. Вот как там борятся с экстремизмом. А как у нас? У нас в конституции обозначено: преследование гражданина по национальным, религиозным признакам карается законом, а каким законом? Одна жидкая статейка регулирует национальные отношения. Эта статья сформулирована так, что в диспозиционной своей части сформулированы так, что нельзя возбудить уголовное дело, а если возбудишь, то невозможно довести до суда. Я не знаю таких дел, которые были доведены до суда, единицы может быть. Нужно принимать закон, который будет исключать полную возможность дискриминации человека по национальному признаку. Вот депутат Государственной Думы оскорбляет целые народы и ему ничего не делается. А в той же нелюбимой нами Америке, депутат позволил себе подобное, то он недолго побыл бы на свободе.

    Юсупова Ф.Ф. Я хочу сказать, что тот развал, который был 20 лет назад, после развала Советского союза, захват фабрик, продажа, закрытие культурных учреждений, детских садов, нас пугало чем это закончится. Правильно Муталип говорит, что телевидение, депутаты открыто заявляют, что башкир, татар всех по гнездам посылали, хотя мы коренное население, всегда на Урале жили, хранили как зеницу ока свой Урал, Башкортостан. Я хорошо знаю историю башкирского народа, но нигде на стенах это не пишу, никому не говорю вон отсюда. Или как десять лет назад писали: «Россия – только для русских», другим народам это было обидно, душе противно. Конечно, этого явления сейчас нет. Сейчас ситуация лучше и хорошо, что власти обращают на нее внимание. Мы участвовали и в 2005 году в Межрегиональной конференции здесь у нас в Екатеринбурге. Что мы хотим как представители башкирского народа: во-первых, мы гордимся, что сохранили свои национальные особенности, школы, театры. В советское время национальная политика была хорошей, сейчас Россия должна быть неделимой, все 89 субъектов. А три года назад в Аргументах и фактах была статья, что будет объединение республик, кто эту статью допустил? В министерстве культуры мы проводим национальные мероприятия и в разговоре с заместителем министра, я говорила: «Мы коренное население, где у нас башкирские школы, ни одной башкирской школы, ни одного театра, государственного театра, мы хотели бы этого». Мне сказали, что у нас в Башкирии есть школы, но мы представители Свердловской области не можем каждый день ездить в республику Башкортостан смотерть спектакли на родном языке. Почему нет ни одной телевизионной программы на башкирском языке и деньги не выделяются. Хочется, чтобы на национальную политику деньги выделяли. Культурные учреждения свели на нет, работникам культурных учреждений зарплату сократили. Как можно говорить о культуре? Мы видим друг друга только когда проходит День народов Среднего Урала. Денег не выделяют, эфирного национального времени нет. Мы все – представители национальных культурных общественных организаций – добились программы «Национальные измерения» на ОТВ. И что, все ведется на русском языке. Все национальные праздники – татарские, башкирские, чеченские – ведутся на русском языке. Пусть говорят на родном языке, а за кадром будет перевод. Должно же быть что-то национальное, свое. Свердловским областным башкирским центром делается многое. Мы проводим конференции, круглые столы. Когда миграционная политика началась, представители башкирского народа конечно не поняли, почему нахлынули со всего света народы на Урал. И эту государственную политику мы, общественные организации должны объяснить. И должны объяснить нашу национальную политику. Я могу гордиться тем, что при областном центре мы создали самодеятельный башкирский театральный коллектив, который базируется в доме культуры Елизаветинский. Никто нас не финансирует. Это то, что общественная организация может. Сегодняшнее наше заседание – не это ли национальная политика?

    Высокинская В.И. Я бы поддержала девочек, что нужно говорить о будущем. Но будущего у нас никогда не будет, без прошлого. И поэтому я бы хотела сказать, что как только стабилизируется наша страна, как и в советское время, вот например, трудоустройство – там не важна национальность, там важен профессионализм. И у нас никогда не было распрей. Мы даже не спрашивали, кто он по национальности. Далее, допустим национальная структура. Раньше в клубах говорили только на русском, ведь чужой язык раздражает. Говорите на нем на своих собраниях. Была бы культура. Раньше было так, танцы ваши – пожалуйста, поете – пойте, мы послушаем. Поэтому сегодня у нас эта социальная структура пропала вся, и здравоохранение, и в школах беспорядки. Но а национальные школы я думаю Россия не должна делать. Они есть в республиках, там где основная часть населения имеет данную национальность. И еще, последнее время мы часто говорим, что нет идеи у государства. А она должна быть. Идея государства – это должны быть высокие нравственные принципы, патриотизм, трудолюбие, уважение к старшим. Раньше бывший советский кодекс действовал, сейчас эти де принципы взяла церковь, но идеей государства это не стало. Тогда национализма будет меньше. Ну и последнее, у нас пропали воспитательные институты. Если мы будем с детского сада детям говорить, что не важна национальность, а есть просто люди, хорошие, достойные. У нас исчезли пионерские организации, комсомольские. Пусть даже другие молодежные и детские организации будут. В ВУЗах может быть они еще и есть. А в школах нет. Там ведь дети не по национальности. Там если человек способные, доброжелательный, хочет работать – он работает. И сегодня нужно восстанавливать эти воспитательные организации, начиная от школы и заканчивая ВУЗами. Именно какие-то примеры воспитательные, институты самоуправления. Если мы решим вот эти маленькие вопросы, то станет стабильной страна, я думаю. Приехала сюда молодежь, и наши еще без работы, поэтому все это и идет. Мне кажется, когда будут писать закон о национальностях, то надо просто учитывать, что надо бороться за стабильность нашей страны, чтобы мы могли все работать, учиться.

    Кенхурсаев И.С Фаима Фахретдиновна правильно говорит, что необходимо внести эти изменения. Не должно быть таких вещей, как вы говорите, которые вас раздражают. Иначе нам что остается – покупаем билеты. Вы едете в Белоруссию, а я еду в Чечню. Вы знаете, чеченцу, азербайджанцу, таджику устроиться на нормальную работу очень тяжело. А вы говорите проблем нет.

    Высокнская В.И. Как нет? Как раз проблема трудоустройства есть. Это раньше ее не было.

    Кенхурсаев И.С Мы собрались, чтобы разработать продукт, который можно подать в Москву, где его будут рассматривать. Мы вносим свою лепту, говорим о наболевшем. Среди собравшихся не должно быть «меня раздражает» или «меня не устраивает».

    Высокинская В.И. Если я приеду в Башкирию и там будут говорить на башкирском языке, я буду только рада.

    Кенхурсаев И.С Не будут. И знаете почему? Потому что, например взять мусульман, если присутствуют русские, то мы должны говорить на русском языке, иначе это грех. Чтобы вы понимали, чтобы вам в голову не приходили разные мысли. В сфере образовательной, начиная со школы. Ребенок приходит и говорит, что в классе есть чеченец, татарин, азербайджанец. И ему говорят, так ты того бей, того и того. Вот оно воспитание.

    Богатырев А-М.Д. Вера Ивановна, разрешите в качестве ремарки. Во-первых, насколько мне известно, ни в одном субъект РФ нет национальной школы. Пример могу назвать Ингушетию, Чечню, Дагестан. Есть один единственный предмет – национальный язык до 4-5 класса. Когда я учился в школе в Ингушетии, этого урока не было, поэтому я читать учился сам и сейчас читаю с трудом. Во-вторых, то что вы так приукрасили Советский Союз, как там все было хорошо, мне вспоминается такой маленький анекдот, когда пятилетнему Юре в детском садике начали рассказывать какая прекрасная страна Советский Союз, он заплакал. Его спрашивают: «Юра, что ты плачешь?» Он отвечает: «Хочу жить в Советском Союзе». То есть, то что не было проблем, на работу принимали – это вы затронули мою больную точку. Проблемы были очень большие. Я уже 35 лет живу в Екатеринбурге, и когда окончил юридический факультет, будучи коммунистом, имея рекомендацию парткома завода, пришел в прокуратуру устраиваться, мне заместитель прокурора сказал: «Извините, мы вашу национальность в прокуратуру не берем». На прием во все ВУЗы были установлены квоты. И ничего не изменилось, даже стало хуже. Мы для чего собрались? Давайте скажем друг другу, что все хорошо и разойдемся. В госорганы на сегодняшний день не принимают на работу. Я 29 декабря на губернаторском совете по толерантности очень жестко высказался губернаторы и по сей день идет скандал. Я поставил вопрос ребром. Я сказал, что насколько мне известно, не только за последние 70 лет в Прокуратуре Свердловской области не работал ни один ингуш, чеченец, дагестанец и т.д. тоже самое в судах всех юрисдикций, тоже самое в администрации, начиная от поселкового совета и заканчивая губернаторской администрацией. Если мы эти проблемы мы не решим, то не может быть вопроса мира.

    Зильбер. Ю.А Вы во многом правы, но не исключен вопрос профессионализма при найме и очень много русских на сегодняшний день не могут устроиться. Очень хочу услышать тех, кто еще не высказывался, буквально несколько тезисов по сегодняшней встрече. И будем подводить итоги.

    Темнева А.В. Я первые пол часа пыталась понять, что же в нашем понимании есть национальная политика. Мне очень хотелось услышать представителей диаспор и коренных народов. И наконец этот спор обналичился, как только подошло время подводить итоги. Мы для того и собрались, скажите, в чем вам некомфортно в России, для чего вам нужна национальная политика, чтобы не чувствовать себя ущемленным. Наконец прозвучало про школы, сохранение самобытности. Не хватает ресурсов, которые поддерживала бы власть наконец прозвучала тема трудоустройства. И мне хотелось бы, чтобы дальше высказались в том же русле. Что необходимо от власти, чтобы люди действительно не чувствовали себя ущемленными, дискриминированными. В обывательской ситуации мы понимаем, что когда говорим о национальной политике – это всегда дискриминация. Либо русские чувствуют, что к ним тут «понаехали», либо люди, которые привыкли чувствовать себя интеграционной частью Советского Союза, они не понимают, почему вдруг Урал стал русским, почему вдруг в Брянской области стали плохо относиться к переселенцам с Украины. Мы все прекрасно понимаем, что основной исток в нехватке ресурсов, это социально-экономическая ситуация, поэтому мы стали делить – кто больше права имеет на эти ресурсы. Нам надо говорить о комфортности, чего не хватает от власти, чтобы чувствовать себя комфортно. Мне очень понравилась постановка вопроса от представительницы УрАГС: «Вы скажите, вы хотите бльше ассимиляции или вы хотите больше самобытности». Я считаю, что это ключевой вопрос национальной политики. Спасибо.

    Савельев Ю.В. Хотелось бы реплику небольшую по поводу некомфортного существования в России, почему русским некомфортно жить в России. Глобально. У нас не национальное Правительство, мы отсутствуем в правовом поле, у нас уничтожается язык и мы хотели бы, чтобы все было возвращено русскому народу.

    Богатырев А-М.Д. Я хотел бы сказать, чего не хватает. Вопрос поставлен очень правильно и четко. Нам, националам, не хватает исполнения Конституции. Ничего не надо выдумывать, ничего не надо городить. Просто напросто, в Конституции РФ все прописано и ее надо соблюдать. А не так как сегодня, карательная сторона по отношению к националам соблюдается, а гарантируемые права нет. больше нам ничего не надо.

    Айткулова Г.Ф. Я представляю партию Единая Россия. Наша партия отстаивает права всех народностей, проживающих в нашей стране. Мне немного не была понятна тема, которую Савельев Ю.В. подчеркивал, что руководители диаспор должны отвечать за уголовные правонарушения, криминальные деяния. То есть, если таджики везут наркотики, то руководитель таджикской диаспоры отвечает за это. То есть, вы сразу выделяете национальность и преступление. По вашему мнению, наркотики – это одна национальность, убийства – это другая национальность, терроризм – это третья национальность. Также вы сказали, что русский национализм это встревоженный патриотизм. У нас Россия – это многонациональная страна. Вы говорите, что русский народ встревожен. А мы тогда кто? Мы все живем в России. Это наш общий дом. Как вы можете говорить, что ваш народ встревожен, а мы не относимся к русскому народу. Я по национальности на половину башкирка, наполовину татарка. Я считаю себя русской, потому что я живу в России, это моя страна. И все люди, которые живут в России равны, только потому что мы россияне. Если мы ищем какие-то определения, то давайте определяться без противоречий. Ваши слова, что русский язык истребляется – это как? У нас государственный язык – русский. Вы говорите уже не о национальной, а о культурной политике.

    Савельев Ю.В. Вы передергиваете мои цитаты, а я так не говорил. Я говорил, что когда возникают какие-то негативные процессы, то представители народов должны снимать их. Я не говорил, что обязательно это должно быть. Я же слежу за своими скинхедами, я же тоже сдерживаю те потоки, которые идут негативные. Это моя обязанность, так как я понимаю, что нужен межнациональный мир. Надо пресекать то, что несет зло – именно это я имел в виду.

    Айткулова Г.Ф Извините, если я вас неправильно поняла. Но вот опять же цитата «за своими скинхедами». Почему мы выделяем национальности, почему мы выделяем какие-то экстремистские выражения. У нас одна страна.

    Савельев Ю.В. Я объясню вам. Дело в том, что когда мы видим какие-то преступления, они группируются, структурируются. Скажем, русские не привозят наркотики. Им неоткуда их привозить. Если и привозят из Афганистана через Таджикистан, то это делают в основном таджики. Или говоря о трудоустройстве. Попробуйте русского устроить на работу в Азербайджане, в Чечне, Казахстане. Никогда не устроитесь. Я вам гарантирую это.

    Айткулова Г.Ф То что привозят и продают таджики нельзя говорить. Ссылаться только на таджиков.

    Савельев Ю.В. Я не хочу обвинить таджиков. Я говорю о процессах, которые характеризуются определенными признаками.

    Айткулова Г.Ф. Вы говорите, что русские не привозят то, русские не привозят это. То есть русские по вашему мнению вообще не совершают уголовных преступлений?

    Савельев Ю.В. Почему вы русских противопоставляете другим?

    Айткулова Г.Ф Это ваша цитата! Я не противопоставляю. Я сама считаю себя русской, потому что рождена в России.

    Савельев Ю.В. Вы не русская, поскольку интересы русского народа соблюдать не можете – они вам не интересны. Вы говорите, что наше государство многонациональное, но по всем нормам международного права – Россия мононациональное государство. Там где больше 50% коренного населения русские, это русское государство. Вы говорите, что Россия ваш общий дом, но, извините меня, тогда почему для русских нет России – общего дома? Почему мы самая униженная нация, самая депрессивная. Почему 282 статья стала называться «русской статьей»? вы эти процессы хоть анализировали? Вы хоть немножко глубже влезьте в эти проблемы.

    Айткулова Г.Ф. 11 февраля в Уфе было заседание госсовета по теме национальной политики. Так вот, президент страны выделил основные моменты, критерии по тому, как мы должны вести национальную политику. У вас же получается, что только вы выделяете это понятие. Я считаю, что вообще понятие «народа» нельзя выделять по национальностям. Есть народ – это тот народ, который проживает на территории одной страны. И есть определенные культуры.

    Савельев Ю.В. Не говорите глупости, Гюзель Флюровна. Я говорю, что решение проблем русского народа обеспечит многонациональный мир. В первую очередь именно решение проблем русского народа. Я же не зря говорил, о цементе.

    Юсупова Ф.Ф. Гюзель Флюровна во многом ошибается. Конечно, она молодая, она еще изучит политику. Так судить тоже не правильно. Мы все россияне - за рубежом будем россиянами. Мы за крепкую, дружную Россию. Но мы не русские и русскими не будем. Я, например, башкирка. Так нельзя говорить, что только то что я живу в России я стану русской. Анна Валентиновна, если вы говорите, что Россия многонациональное государство, а словом «многонациональное» нельзя выражаться, то все должно быть русское. Как мы свою национальность сохраним, если нет возможности развивать свою национальность. Школы, театры. Где мы должны язык сохранить? Культуру? Если государственных учреждений таких нет.

    Гасанов А.К. Благодарим руководство Союза молодых консерваторов и ЦСКП за проведение круглого стола и постановку такого важного вопроса. Но я хотел бы попросить всех не забывать о том, для чего мы собрались. Не для споров, а для того, что ясно и четко выразить свое понимание этого закона, этой проблемы. И чем мы можем государству помочь для того, чтобы избавиться от этих проблем. Эльдар прекрасно заметил, что необходимо нам говорить о том, какие проблемы существуют у народа, у молодежи сегодня. Я бы коротко пару примеров привел, о том что происходит сегодня в Дагестане. Я не чувствую участия государства в решении социальных проблем в Дагестане сегодня. Вы все знаете о взрывах. Неужели у такого мощного государства не хватает силы и средств, чтобы заглушить эти очаги. Привожу один единственный пример. В прошлом году я был 2 раза – в октябре и декабре – в Дагестане в связи с социальными проблемами. Я интересовался мнением общественности, специально ездил на общественном транспорте, чтобы понять, что происходит внутри у народа, какая проблема существует. Прямо говорят, что все что происходит – это дело государственных служб. 18 тысяч рублей стоит человеко-час сотрудника силовых структур. Сегодня и русские, и лезгины в Дагестане ущемлены тем, что происходит. Это опухоль на теле всего российского общества. Мы ясно должны понимать, что мы не должны спорить. Мы должны быть носителями высокой нравственной культуры, которую нужно воспитывать в молодежи, в детях. Уважение и терпение к национальным языкам, выходкам, обычаям, традициям. Возможно, не нравится. Но если проводится свадьба, без пьянства эта свадьба не обходится, тогда нужно предупредить соседей, сказать «Сегодня у нас свадьба, потерпите, пожалуйста». Я сталкивался с такими фактами. Проработал в органах 25 лет и всегда терпеливо регулировал эти отношения. С терпением относитесь к соседям. Сегодня за этим столом то, что мы не можем найти терпения друг к другу. Я специально акцентировал внимание на выступлении Ю.В. и проявил к нему свое уважение. Точка зрения должна быть встречена исключительным уважением человека к человеку. Тогда только мы обеспечим ясность собственного ума и интеллекта, и понимание того, что хочет наш собеседник сказать, что он хочет внести. Правильно он сделал, что внес в нашу среду общения существующую проблему. Мы будем знать. Плохо, когда все скрыто. Поэтому, обращаясь к недавнему выступлению В.В. Путина на чрезвычайном заседании совета в связи с событиями в Москве, он сказал: «Мы ничем иным не сумели заменить те ценности, которые существовали при социализме. Сегодня в погоне за обогащением мы потеряли бдительность за сохранением богатства души. Какое мы общество создадим? Все проблемы у нас от того, что мы равнодушные друг к другу». Пьянство, распущенность, равнодушие – это три основных печали в нашем гражданском обществе, с моей точки зрения. Поэтому, какой бы национальности человек не был, мы должны радоваться организации разных обществ, клубов. Фаима Фахретдиновна., доводите до совершенства закон об общественных организациях, требуйте субсидирования. Я считаю, что исключительное внимание следует обратить на нравственное воспитание молодежи. Давайте мы поможем формировать государственную национальную политику. Большое спасибо.

    Федоров М.В Уважаемые коллеги, я впервые на такой встрече острой. Мы здесь собирались в честь проведения каких-то мероприятий, все было хорошо. Но сегодня мы вопрос поставили о национальной политике и у каждого из вас была возможность высказать свое понимание того, что происходит в республиках, на территориях, где проживают отдельные народы. Думаю, что большая часть информации понятна. Я хотел бы в этой связи еще раз акцентировать внимание на следующем. Первая позиция, России очень повезло в иду ее многонациональности. Я был участником вольного экономического общества, посвященного его 245-летию. Обсуждали экономические вопросы, Попов, который является руководителем данного общества, высказал следующую мысль: «М точки зрения инновационных технологий нам сложно рассчитывать, что наши предприятия в ближайшее время будут соответствовать западным. Единственное, чем мы можем торговать сразу, это идеями. Потому что столько идей, сколько рождается в России, нигде, ни в одной стране мира нет. многие страны только уводят эти идея, внедряют и так дальше. Но идеи могут возникать лишь в людях, которые вобрали в себя несколько национальностей». Я вас уверяю, что у девушки из УрАГСа, если она выйдет замуж за чеченца, будут гениальные дети. Ведь это другой генофонд. И не случайно в этой связи в компании Microsoft 50% - это россияне. Гениальны наши дети, которые разъезжаются сегодня по всему миру. Но гениальность эта связана с нашей многонациональностью. И конечно эту многонациональность надо сберечь. Я понимаю, что мы переживаем особое время сегодня, и я не согласен со многими высказываниями по поводу специальной политики, которая рассчитана на разжигание розни и т.д. Конечно нет. вы представьте себе Советский Союз, устоявшаяся экономика. Мы все ездили отдыхать куда? Не в Турцию. Мы ехали и везли свои деньги в Закавказские республики. Все это прекрасно помните. Создавали рабочие места. Рухнула экономика. Мы сегодня пожинаем то, что та экономика, которая имела место быть, ее нет. Кластеры сохранились там, где их сохранили. И, к сожалению, мало учитывалась национальная политика и экономические кластеры, которые были, не сохранились. И сегодня, с учетом того, что политика это концентрированное выражение экономики, мы имеем беды, которые связаны с таким явлением как безработица. Эта проблема не только у нас. Я только что из Финляндии приехал. Министерство занятости и экономики, не просто экономики, потому что сегодня весь мир обсуждает одну проблему – как занять каждого человека работой. В этой связи, когда мы говорим «мы должны выстроить национальную политику» должны понимать, что в основе ее должны лежать экономические посылы. Я думаю с этой точки зрения нужно посмотреть на свои территории – каким образом поднять экономику. А получилось так: сегодня есть группа олигархов и все остальные, которые ущербные экономически. С учетом того, что мы не можем выстроить нормальную экономику, мы начинаем искать врага. Русский враг, белорус, башкир, чеченец и т.д. Это то, что мы сегодня имеем. Я думаю, что с этой точки зрения, надо выстраивать нормальную национальную политику имея в виду, что мы одна страна, у нас одна история. Кстати говоря, до революции не зависимо кто ты башкир, татарин – все были русскими. Без исключения. В этой среде сформировать идеологию проще. Любой закон начинается с понятийного аппарата, а потом уже все остальное. Вот нужно сформировать понятийный аппарат, который касается национальной политики, а затем развивать все аспекты с учетом экономических стратегий. Стратегии конечно должны выстраиваться. Вот я обратил внимание на Финляндию приезжаю в город Лаперад, там всего 70 тысяч население, но разговор в министерстве начинается с «вот экономические кластеры такие, такие и такие». Вы приедете в любой город и спросите, что такое экономический кластер и как экономика развивается. Ни один не ответит. Единственное, мы знаем, есть экономическая политика и есть стратегия развития, например, Свердловской области на период до 2020 года, но, коллеги я должен сказать, что любая территория, не зависимо от ее размеров, должна сформировать понятную экономическую политику. Надо посмотреть, откуда можно взять деньги и, соответственно, обеспечить население работой. А отсюда уже формировать национальную политику и т.д. я должен сказать, что сегодняшний разговор меня еще раз убедил в том, что мы должны почаще встречаться и достигать консенсуса. Если мы будем держать в себе то, что мы сегодня сказали, а я испытал шок от того, что услышал, от многих высказываний, от пониманий, с которыми я не согласен, и конечно думаю, что это возникает исключительно из-за того, что каждый на своей территории «шу-шу-шу», один там, другой здесь, а надо выносить, обсуждать. Вот с Юрием Александровичем я согласен. После этого заседания давайте мы на территории Свердловской области проведем (очень хорошая идея)… сформировать законодательную базу, но для этого нужен очень хороший анализ, хороший разговор, и эти разговоры нам надо перевести в систему, чтобы люди не держали в себе те проблемы, которые сегодня есть. Я думаю, что разговор очень полезный и у нас есть все возможности, дорогие друзья, показать на примере Свердловской области, а она уникальна, как надо строить национальную политику. Потому что в отличие от других территорий, мне кажется, у нас все таки благодаря традициям сохраняется единство. Поэтому мы за этим столом. Спасибо.

    Зильбер Ю.А. Я буквально 2 минутки воспользуюсь своим правом модератора и некий итог подведу. Конечно же очень бы хотелось встретиться еще подобным составом или расширенным но вот те практики, которые мы хотим за сегодня… В первую очередь я понял одно. Юрий Александрович за хорошую мысль. Вот в рамках возможностей молодых консерваторов. У нас часто споры на ровном месте – мы ошибаемся и путаемся в терминологии. Поэтому что касается национальных вопросов нам всем очень четко надо понимать и создать некий глоссарий. Что такое национализм? Что такое фашизм? Он, возможно, существует, и абсолютно точно так и есть, но нам важно, чтобы все участники дискуссий говорили об одном и том же, называя определенные слова. Это очень важно. Второй вопрос, что касается школ и садиков и воспитания молодежи. Клуб молодежный. Тут я бы больше сказал о людях и персонах, которые занимаются воспитанием нежели о самих институтах. Дело в том, что можно создавать и пионерлагеря и элементы дополнительного образования, но когда мы знаем кто там находится – детки… кстати можете меня поздравить – у меня родился третий ребенок недавно, мне в роддом надо ехать забирать… и я знаю, что детки наши изначально самые толерантные существа. В Орехово-Зуево команда области по художественной гимнастике заняла первое место. Сейчас на вскидку: Зильбер, Халлиулина, Саркесян, Миненко, Сковородченко, Попова… и они заняли первое место, ведь это команда. И никто и никогда им с детства не вкладывал какие-то принципы разбора в друг друге чего-то неодинакового. Мы должны направить свой упор на тех людей, кто воспитывает наших детей, а не сами формы, в которых это все заключается. Что касается ответственности. Наверно что касается монолита соглашусь. Русская нация должна быть монолитом или бетоном только в том ключе, на территорий Свердловской области 91% именно русского населения. Наверно немного меньше, так как у нас случаев смешения много. И больше ответственности лежит на том, чтобы межнациональный вопрос был лишен. Я наверное Елене Сергеевне дам возможность закрыть наше сегодняшнее заседание как председателю клуба молодых консерваторов. И давайте, может, проголосуем хотим ли мы собраться в таком же составе и возможно даже здесь. Я «за».

    Богатырев А-М.Д. Пожелание можно высказать? Значит, Михаил Васильевич, я внимательно прослушал ваше выступление, по сегодняшнему нашему форуму ваши выводы мне понравились, но когда вы сказали, что испытали шок, то уверяю вас, что сегодняшнее лично мое выступление было очень мягким исходя из того, что здесь присутствует молодежь. Если бы вы были на наших форумах, которые проводились в УрАГС, Уральском педагогическом Университете в 2008 году. Дело в том, что наш сегодняшний форум вольно или невольно наступает на те же грабли, на которые наступают организаторы всех этих научно-практических конференций. Они приносят свои генеральные доклады, вот до сих пор то что было, заранее напечатанные брошюрки, их озвучивают, мы националы высказываем все, что необходимо. Потому что вся ценность научно-практической конференции заключается в том, что мы националы высказываем свои чаяния и проблемы. То, что мы высказываем остается за кадром, оно нигде не фиксируется, нигде не публикуется, а генеральные доклады остаются и идут наверх.

    Е.С.Годовых Хочу сказать, что ведется стенограмма, она будет расшифрована и размещается на сайте cskp.ru. Что касается следующего объединенного заседания, то здесь есть предложение, чтобы обсуждать что-то конкретное, то когда будет объявлена дата заседания, может быть, от каждой национальной организации будут уже какие-то письменные предложения по терминологии, конкретным предложениям в закон. Чтобы организаторы могли обобщить это все в один документ и отправить обратно вам. И когда вы придете, то уже будет конкретный конструктивный разговор, какие предложения по каким терминам обсуждать. Тогда это будет более продуктивно и у нас будет какой-то продукт. Я думаю, мы на сегодня заканчиваем, поэтому хочу поблагодарить всех, кто пришел и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

    Версия для печати