ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    ЦСИ: Стенограмма заседания круглого стола на тему: «Студенты – старшему поколению»

    [17.03.2011]

    Карелова Г.Н. (Вступительная речь не с начала.)

    ... потери даже очень многих людей пожилого возраста. И поэтому второе направление, которое было представлено в проектах по результатам конкурса, которые мы проводили, – это проекты помощи старшему поколению. Победил (я с гордостью об этом скажу) Воронежский филиал Российского государственного социального университета. Я депутат от Воронежской области, поэтому я работаю с ними постоянно. Сейчас эти проекты поддерживаются губернатором. Проект был под названием «Скорая социальная помощь» студентов пожилым людям, одиноким, инвалидам, тем, кто нуждается в помощи.

    Присутствующая здесь Самарина Ольга Викторовна – руководитель Департамента социальной защиты Министерства здравоохранения и социального развития – была в Воронеже и практически видела, насколько мощное, масштабное, красивое, достойное волонтерское движение появилось не только в этом учебном заведении, но даже в Пожарном университете. Они работают великолепно, помогая ветеранам, которые являются дедушками, бабушками этих студентов. Очень интересные формы. В этом году, буквально через две недели губернатор Алексей Васильевич Гордеев будет вручать этому учебному заведению автобус, сделанный как «Скорая социальная помощь», чтобы студенты могли оказывать помощь жителям, пожилым людям в сельских территориях. Это проблема огромная, и без волонтерской поддержки органам власти, и даже учреждениям социального обслуживания проблему не решить.

    Мы чувствуем, что нужны не просто проекты адресной поддержки пожилых людей, сколько нужны проекты современные, ведь сегодняшние пожилые люди – это другого типа пенсионеры, они хотят быть востребованными, они хотят обучаться компьютерной грамотности, и в этой связи появились первые инициативные студенческие проекты. Партия «Единая Россия» нашла финансовую поддержку и объединила их под названием «Твой курс – повышение компьютерной грамотности». В ряде регионов я уже открыла эти учебные курсы, побеседовала с пожилыми людьми. Кстати, пока только один пожилые женщины включились в эти проекты. Вот зачем им это надо? Две трети сказали, что они продолжат работу, и они знают, куда они пойдут на работу, только им нужно знание компьютера. А остальные сказали: чтобы повышать свой статус в глазах внуков и детей.

    И нам важно, и мы обращаемся с просьбой к студентам: не столько включиться туда, где нужно «тимуровское» участие, сколько подхватить работающих, живущих рядом пожилых людей, которых вы знаете, и которые хотели бы прожить достойную старость и найти возможности для социальной активности пожилых людей, поддержать эту категорию. Я это понимаю, я много лет курировала эту тему, работая в министерстве и заместителем председателя Правительства России, знаю, насколько важно в обществе формировать достойное отношение к людям старшего поколения. Я уверена, что вы этого понимаете, особенно получая профессию в таких вузах, которые должны по своей сути, по предмету подготовки специалистов готовить именно таких специалистов, не только давая уровень знаний, но и формируя неравнодушное отношение ко всему, что в жизни происходит.

    Наконец, третья группа проектов была посвящена помощи детям, живущим в детских домах. И вы знаете, что в стране поменялась парадигма, поменялась логистика помощи детям-сиротам. Мы ориентированы в России на то, чтобы этих детей брали семьи. Можете быть вы не в курсе, но имейте в виду, что те семьи, которые сегодня берут детей из детских домов (усыновление, опека, попечительство – разные формы используются), они получают очень хорошее по размерам, даже в сравнении с теми доходами, которые имеют сегодня люди, денежное пособие ежемесячно и единовременное пособие.

    Мы видим, что у студентов есть огромный потенциал, но иногда просто есть незнание, куда его приложить. И мы бы очень хотели, чтобы то предложение, которое прозвучало в адрес Центра социальных инноваций… Есть еще одна структура, которая недавно создана в партии «Единая Россия» – Координационный совет по взаимодействию с объединениями граждан старшего поколения. И меня делегировали возглавить этот совет. Поэтому мы бы хотели, чтобы у нас сложились, и у этого совета, такая системная работа с теми, кто желает в этом принимать участие по поддержке тех пожилых людей, которые в этом нуждаются, привлекая и ветеранские организации. Они и сами многое могут, у них есть интересные проекты. Кстати, есть такие организации старшего поколения, когда они сами инициируют, чтобы в стране начало развиваться движение патронатных семей. Это когда семья пожилых людей, но еще дееспособных, берет к себе в семью пожилого человека, которому нужна поддержка, и который нуждается в уходе. У нас в Самарской области уже 140 таких приемных семей.

    То есть идей много. И мы благодарны студентам, они нас подпитывают идеями. Поскольку никто не хочет сегодня работы или участия ради галочки, а хочется найти ту нишу, в которой может проявиться и пожилой человек, и молодой человек, в том числе студенты.

    Поэтому сегодня у нас по сути дела заседание Центра социальных инноваций посвящено больше обсуждению намерений о дальнейшем сотрудничестве. И для начала у нас будет несколько выступлений по поводу уже той работы, которая ведется в двух учебных заведениях (я уже их назвала). И к нам примкнул сегодня такой коллектив очень интересных людей – это Московский студенческий центр, – они впервые на этой площадке. Мы тоже предоставим слово Артуру Размиковичу и тем, кто присутствует. У нас клубная форма, поэтому выступления могут быть по желанию, когда вам хочется что-то дополнить, какую-то реплику сделать. И, конечно, мы бы очень хотели, чтобы Ольга Викторовна Самарина вам тоже представилась и самое главное рассказала, чем Минздравсоцразвития в этом плане занимается.

    Нам приятно, что наше сегодняшнее заседание Центра совпало с тем, что на президиуме Правительства Российской Федерации (прямо в эти же часы) утверждается Координационный совет по взаимодействию с ветеранскими организациями, председателем которого будет Владимир Владимирович Путин. Мы работаем вместе одной командой по этим проблемам: мы, Правительство, Минздравсоцразвития и, конечно, полагаем, что эта ориентация в работе органов власти на партнерство с неправительственными организациями, включая мощный блок ветеранских организаций – это очень перспективное дело, и только в такой технологии можно в обществе создавать неравнодушную атмосферу отношения к этой категории людей.

    Начинаем? Я такое большое вступление сделала, но сразу обо всем рассказала.

    Я хочу предоставить слово студентке третьего курса Российского государственного медицинского университета Чунихиной Елене Игоревне. К докладу есть слайды, Елена Игоревна подготовилась фундаментально. Доклад называется «Помощь старшему поколению в Российском государственном медицинском университете имени Пирогова». Пожалуйста, Леночка.

    Чунихина Е.И. От рождения до смерти человек неизбежно проходит три этапа: детство, зрелость и старость. Каким будет третий этап в жизни моих сверстников, мы должны позаботиться уже сейчас.

    Так получилось, что начало ХХI века все-таки привнесло некий дисбаланс в эту связь поколений. И этому есть много причин: война, революция. Но не в этом суть. Главное, что очень трансформируется отношение молодежи к старшему поколению, и оно трансформируется от почтительного к отрицающему, отвергающему. Так быть не должно. Глядя на стариков, мы понимаем, что неизбежно и наше будущее. И мы бы хотели, чтобы дети и внуки относились к нам с уважением, чтобы оказывали помощь различную.

    Мы – студенты Российского государственного медицинского университета стараемся помочь пожилому поколению, стараемся проявлять больше внимания и к тем людям, которые живут рядом, наши дедушки и бабушки, а также к тем людям, с которыми нас сводит судьба каждый день, оказывать им посильную помощь. Это не так сложно.

    Под этим девизом стали встречи с пожилыми людьми. Студентами старших курсов читаются лекции по профилактике геронтологических заболеваний и по их лечению для ветеранов войны и труда Обручевского района. А студенты младших курсов посещают ветеранов и за чашкой чая обсуждают с ними их молодость, они делятся с ними своим бесценным опытом, а наши студенты в свою очередь рассказывают о своих достижениях в медицине.

    Самым страшным испытанием в жизни старшего поколения, конечно же, стала война, и об этом нельзя забывать. Ежегодно наши студенты участвуют в фестивале патриотической песни «Гвоздика» (в Обручевском районе), а также во многих других мероприятиях Юго-Западного округа, в котором находится наш университет, и города Москвы.

    В 70–80-х годах мир изумляла женская команда «Метелица», которая была первопроходцем заполярных маршрутов. Одной из участниц этой лыжной команды была сотрудница нашего университета, которая ныне здравствует. В нашем университете теперь появилась лыжная команда «Метелица-2», она не ставит столь амбициозных задач перед собой, но дух товарищества, командной сплоченности «Метелицы» им близок. Этому подтверждение – ежегодной поход по местам боевой славы. В этом году наша команда была под Звенигородом и посетила все памятники Великой Отечественной войны.

    Славной традицией университета стало чествование ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта. В университет приходят бывшие сотрудники Второго МОЛГМИ, теперь Российский государственный медицинский университет, которые внести свой вклад в Великую Победу.

    Также ежегодно у мемориала памяти сотрудникам университета, погибшим в годы Великой Отечественной войны, проводятся митинги памяти.

    Также традицией стало проведения форума студентами Московского факультета, посвященного Дню Победы, на который приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, трудового фронта, а также жители Северного и Юго-Западного округов города Москвы.

    Среди профессорско-преподавательского состава нашего университета есть участники боевых действий современности и ветераны силовых ведомств. Их встречи со студентами в ходе традиционных уроков мужества – еще один вклад в упрочение связи поколений. Данные мероприятия подходят под 23 февраля и проводятся ежегодно.

    Мы – будущие врачи и в нашей профессии неотъемлемыми качествами являются гуманизм, сострадание. Одним из самых тяжелых недугов человечества на данный момент является онкологические заболевания, и большинство больных – это пожилые люди. Наши студенты стараются скрасить их пребывание в хосписе № 1. Если кто не знает, хоспис то лечебно-профилактическое учреждение, в котором тяжело больные люди (обычно это четвертая стадия рака) находятся до своих последних минут жизни. Наши студенты приезжают туда, они стараются скрасить последние часы жизни этих людей и хоть чуть-чуть ослабить их боль. Их всегда очень радостно встречают пациенты данного учреждения, и это очень облегает душу (можно так сказать), это очень приятно.

    Также есть такая цитата: «Страшнее смерти забвение», это сказал кто-то из мудрецов. Мы стараемся не забывать тех, кто делал фундамент нашей отечественной медицины, а также нашего университета. К сожалению, за некоторыми могилами уже некому ухаживать, не осталось родных людей. В прошлом году администрация нашего университета вместе со студенческим советом приняли решение о взятии на патронаж такие захоронения и успешно это исполняют.

    Все, что студенты делают для старшего поколения, это олицетворение нашего уважения и почитания, знак признания огромного вклада, того, что наши дедушки и бабушки сделали для нашей страны, для нашей родины. Внимание к старшему поколению – это долг каждого из нас, о котором нельзя забывать. В наших силах сделать жизнь пожилых людей немного лучше, добавить доброту, заботу. Ведь совсем не сложно добавить посильную медицинскую, социальную помощь, а также решить какие-то бытовые проблемы. Забота о старшем поколении – лишь малая толика нашей благодарности, которую мы можем выразить старшему поколению за все то, что оно сделало для нас и нашей родины. И это будет неотъемлемым правилом ля всех поколений.

    Карелова Г.Н. Спасибо, Лена.

    Вообще Российский государственный медицинский университет демонстрирует удивительное многообразие форм совместной работы студентов со старшим поколением. Нам приятно, что они сейчас вызвались усилить свое участие не только в тех программах, которые уже сложились, в тех проектах, которые реализуются, но и участвовать в проектах более масштабных – федерального уровня. Поэтому мы сейчас выстраиваем с университетом ряд программ, прежде всего такого плана – это развитие мобильных медицинских центров, которые должны работать в тех населенных пунктах, в первую очередь, сельской местности, где квалифицированной медицинской помощи нет. Это может быть и во время студенческой практики, это может быть в другое время через волонтерские формы. Поэтому мы очень признательны ректоры, вам, Леночка, и всем активистам, кто так активно работает по этому направлению.

    Сейчас я хочу предоставить слово Мартыновой Марии Юрьевне, поскольку ей делегировано право от студентов разных факультетов выступить сегодня здесь. Пожалуйста, Мария Юрьевна.

    Мартынова М.Ю. Уважаемые коллеги, я представляю Российской государственный социальный университет. Я полагаю, что этот университет является одним из лидеров подготовки специалистов в области социальной работы. Конечно, у нас есть факультет социальной работы, где готовят высококвалифицированных специалистов в разных направлениях поддержки и пожилых людей, и людей с ограниченными возможностями, других категорий населения, которые требуют особой специализированной поддержки и ухода. Но я хотела сказать о другом. Все факультеты, все специальности, по которым учатся наши студенты, в своих учебных программах содержат непременную составляющую, которая посвящена социальным проблемам, социальным технологиям, которые должны помочь решить те проблемы в социальной сфере, которые имеют место в нашей стране.

    Здесь находятся студенты, которые меня поддержат в том, что ни одно из научных, других мероприятий, куда задействованы студенты, не обходится без очень серьезного разговора о тех задачах, которые стоят перед ними как перед будущими специалистами, которые должны в своей деятельности обязательно учитывать потребности общества и потребности самых разных категорий населения, прежде всего самых незащищенных. То есть, как и сказала Галина Николаевна, мы очень внимательно относимся к тому, какова же нравственная сторона деятельности будущего профессионала, и насколько эти будущие специалисты будут соответствовать не только узкопрофессиональным требованиям, но и тем нравственным ценностям, которые традиционно отличают наше российское общество.

    Хотелось бы отметить, что патриотическое воспитание – это особая сторона воспитания образовательного процесса в нашем вузе. Когда вы заходите на территорию университета по улице Вильгельма Пика, д. 1 – первое, что вы видите, колоссальный комплекс, посвященный воину, солдату, который не вернулся с войны. Я вам хочу сказать, что цветы рядом с этим памятником никогда не увядают. Я думаю, что таким образом ни один мимо проходящий студент не останется равнодушным, он не забудет то великое прошлое, те великие победы, наследниками которых являются наши студенты. Поэтому эта сторона воспитания невероятно важна, и руководство университета понимает это, а мы как профессорско-преподавательский состав пытаемся, особенно в это время, когда обостряются многие социальные проблемы в обществе, сохранить душу студента, его нравственность, духовную составляющую его характера.

    Конечно, у нас студенты очень активны во всякого рода научных процессах, программах. Это и самостоятельное участие в научно-исследовательской работе, которая финансируется отечественными и зарубежными грантами внутри университета. Класс этих проектов оценивается крайне высоко. Я сама не раз присутствовала на награждении золотыми медалями ВДНХ и других выставок, посвященных научно-техническому творчеству молодежи. Наши студенты здесь непременные лидеры. Золотые медали, премии президентские мы получаем благодаря тому высокому качеству проектов, которые предлагают наши студенты. Но особенность этих проектов – их социальная составляющая, направленная на реализацию интересов, в том числе пожилых людей.

    Я вспомню, что совсем недавно наши студенты делали блестящую презентацию, которая была посвящена анализу ситуации с пожилыми людьми во всем мире. Проделан был сравнительный анализ, как обстоят дела за рубежом, какие там есть наработки, и что происходит у нас. Между прочим, были сделаны рекомендации, одна из которых – компьютерная грамотность для пожилых людей.

    Студенты не ограничились теоретизированием, сразу предложили в резолюции целую серию конкретных шагов, которые уже сегодня помогли людям пожилого возраста удобнее себя чувствовать в этом обществе. Причем исследования показывают, что категория пожилого населения (так уж у нас получилось за последние 20 лет), не только растущая в численности, но это одна из самых образованных частей населения. Потому что, получив очень качественное образование в советский период (а тогда оно признавалось лучшим в мире), они сегодня поддерживают не просто себя, но и стараются передать свое видение, свое понимание мира следующим поколением. Не только в качестве бабушки, но в качестве активного гражданина этого общества. Я сталкивалась в своем политической практике, что по пожилые люди, люди пенсионного возраста, наравне с молодыми людьми участвуют в общественной жизни. И одной из рекомендаций наших студенческих проектов было следующее. Конечно, пожилые люди требуют особого ухода, особого комфорта, и мы должны в своих программах поступать таким образом, чтобы человеку было удобней продолжать свою активную деятельность в разных формах и в пожилом возрасте. Но ведь накопленный опыт знания пожилых людей могут сослужить колоссальную службу, если привлекать пожилых людей к деятельности общественных региональных палат, если их приглашать в общественные организации и позволять им осуществлять контрольные функции на общественных началах для того, чтобы в том числе бороться с таким выдающимся злом в нашей стране как коррупция.

    То есть повторяю, что поле деятельности для вузовской молодежи колоссальное, и Российский государственный социальный университет накопил здесь не просто материальную базу, на которой я просто не стала останавливаться, это специальный разговор, чем обладает университет технически, чтобы реализовывать очень серьезные научно-практические проекты на уровне государства или на уровне одной из отраслей. Но существует колоссальный интеллектуальный потенциал не только в лице профессорско-преподавательского состава, но и студенты уже сегодня доказывают очень хороший уровень компетенций, который позволяет им легко входить в это пространство и приносить пользу обществу.

    Я считаю, чем больше руководство страны будет понимать, что есть такие возможности в лице активности студентов, тем больше мы продвинемся в решении нашей общей задачи, в том числе и защиты старости. И в еще большей степени мы, конечно, продвинемся в сторону воспитания подрастающего поколения, в сторону развития его нравственности, самых лучших качеств, которые востребованы сегодня обществом для того, чтобы нормально эволюционировать.

    Я несколько злоупотребила временем, но то, что я сказала, это не главное, главное то, что скажет сейчас настоящая студентка, которая готова высказать целый ряд предложений от лица студенчества Российского государственного социального университета, чтобы продвинуть те идеи, которые здесь были озвучены.

    Карелова Г.Н. Спасибо, Мария Юрьевна.

    Пожалуйста.

    Ерофеева Н.В. Я студентка четвертого курса специальности «Политология» Российского государственного социального университета.

    Хотелось бы продолжить ту тему, о которой сказала Мария Юрьевна, и отметить самое главное. Как она уже сказала, в Российском государственном социальном университете есть волонтерские центры, волонтерское движение. Но одно из основных это то, что в декабре 2010 года Российскому государственному социальному университету вручили сертификат на подготовку волонтеров для Паралимпийских игр в Сочи 2014 года. То есть университет будет заниматься воспитанием, поддержкой, обучением волонтеров, которые будут работать с людьми с ограниченными возможностями, которые преодолели себя, будут участвовать и будут защищать честь своей страны.

    Также хотелось бы отметить следующее. В вузе действительно идет большая работа по развитию программа, направленных на улучшение качества жизни старшего населения. И есть некоторые предложения, которые мы можем высказать Координационному совету Генсовета партии «Единая Россия» по взаимодействию с людьми старшего поколения.

    Они следующие:

    1. Оказывать гражданам старшего возраста консультационные услуги по правовым и социальным вопросам. Так как мы знаем, что правовая база во многом очень сложна и без какой-то дополнительной поддержки многие пожилые люди просто с ней не справляются и являются некомпетентными. В связи с этим у них возникает проблема с тем, куда обращаться, как обращаться, как действовать в тех или иных ситуациях.

    2. Проводить занятия по компьютерной грамотности пожилых людей.

    3. Осуществлять адресную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    4. Реализовывать совместно с ветеранскими организациями программы патриотического воспитания молодежи и школьников.

    5. Проводить благотворительные акции поддержки ветеранов и инвалидов.

    6. Оказывать помощь в проведении культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для пожилых людей.

    7. Способствовать информированию граждан об актуальных проблемах развития страны, региона, чтобы они не чувствовали свою отсталость, ненужность, а чувствовали, что они значат что-то для этой страны. А самое главное, мы должны быть вместе, и мы должны быть уверены, что мы действуем на благо страны все вместе.

    Карелова Г.Н. Спасибо огромное.

    Поскольку прозвучало два выступления, а по сути дела оно одно, хотела бы сказать, что авторы проектов, о которых я вам рассказывала в своем вступительном слове, многие после окончания вуза пошли работать по специальности. Вообще работа по специальности выпускников социальных вузов – это огромная проблема в России. Два года назад, когда мы анализировали, у нас были такие данные, сколько выпускников социальных вузов приходят работать по специальности? 5%! Мы тогда начали бить тревогу, в том числе обсуждали эти проблемы вместе с Министерством здравоохранения и социального развития. Что же надо сделать такого, чтобы студенты приходили работать по специальности? В первую очередь, работать социальному обслуживанию пожилых людей. Мы тогда беседовали параллельно и с бизнесом. Сколько же предприятий в России – малых, средних – работает по оказанию социальных услуг населению. Знаете, чем более развито общество, тем выше доля занятости в социальном секторе. Так вот представители бизнес-сообщества, особенно курирующих или объединяющих малые предприятия, сказали, что социальные услуги оказывают только 2% малых предприятий в России. Казалось бы, огромный спектр возможностей у выпускников, по крайней мере социальных вузов, да и не только, пойти по пути создания своего дела и создания малого предприятия или по пути индивидуальной предпринимательской деятельности. очень хотелось бы надеяться, что те авторы социальных проектов, которые благодаря своему участию в социальном проектировании, смогли состояться в своей профессиональной карьере, закончив институт и получив статус специалиста. Мы с ними поддерживаем контакты. И я уверена, что в этой аудитории мы встретимся с тем, чтобы посмотреть, куда же все-таки они пошли и как продолжается их деятельность.

    Вот то, что было сказано по тому, в чем готовы принимать участие студенты, есть у вас в папочке материалы, там есть обращение. Это обращение сделано не для того, чтобы его публиковать, оно представляет собой перечень тех намерений, предложений, по которым студенты готовы работать и с Центром социальных инноваций, и с Координационным советом партии «Единая Россия» по работе со старшим поколением. Вы, пожалуйста, посмотрите, если будут какие-то предложения, дополните или покритикуете.

    Сейчас я хочу предоставить слова Артуру Размиковичу – президенту Московского студенческого центра. Мы очень рады, что мы подружились за последний период времени, но мы не разу не общались вот в таком формате. Пожалуйста, вам слово.

    Савелов А.Р. Уважаемые коллеги, безусловно, я очень рад, что в последний промежуток времени я встретился с Галиной Николаевной и смог несколько под другим углом посмотреть на всю нашу 10-летнюю деятельность в молодежной сфере.

    Безусловно, делается колоссально много в формате гражданско-патриотической работе, задействовано очень активно на базе, я уверен, всех высших учебных заведений работа с ветеранами Великой Отечественной войны, с преподавателями, которые воевали. Здесь присутствует целый ряд руководителей служб про внеучебной работе лидирующих вузов, которые ведут данную деятельность.

    Но я тут сидел и анализировал, что 10 лет мы сотрудничаем с одной из лидирующих организаций – Российским комитетом ветеранов войны и военной службы. Я всегда обращал внимание на ветеранов войны, и воспринималось это как взаимодействие, преемственность поколений ветеранов Великой Отечественной войны, тыла и молодежи. А ведь это еще ветераны военной службы, и ветеранов трудовой деятельности у нас миллионы, которые не охвачены какой-то студенческой деятельностью, не взаимодействуют со студенческим сообществом. Здесь очень хорошо обозначена тема «Студенты – старшему поколению». Расширить эту деятельность. Вовлечь в эту деятельность как можно больше людей и совместными действиями привлечь старшее поколение, которое не охвачено, может быть, они себя считают выпавшими из современного ритма жизни, к современной деятельности.

    Наверное, я говорил спонтанно, я не стал рассказывать о всех достижениях Центра. Я думаю, что многие здесь знают о наших программах. Безусловно, те, кто хочет, могут зайти к нам на сайт и познакомиться. Но вот тот новый угол работы и новое направление!.. Всегда думаешь, что ты охватил все, ведется направление по всем позициям… Но это новое, что должно развиваться и придать нам новую энергию в нашей деятельности.

    Спасибо.

    Карелова Г.Н. Спасибо.

    Я хочу предоставить слово Ольге Викторовне Самариной, а далее мы обменяемся мнениями. Договорились? Пожалуйста, Ольга Викторовна.

    Самарина О.В. Спасибо, Галина Николаевна.

    Во-первых, мне очень приятно видеть здесь много молодых лиц, и видеть горящие глаза, я полагаю, передовой молодежи, которая (Леночка сказала золотые слова), которая прекрасная понимает, что для того, чтобы иметь свое будущее, сейчас нужно приложить те или иные усилия для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь тем, кто перешел в ту самую третью стадию жизненного цикла.

    Прежде всего, я бы хотела несколько слов сказать о департаменте. С определенным «шкурным» интересом. Я думаю, что, может быть, те выпускники высших учебных заведений захотят посвятить свою жизнь государственной службе и могут прийти к нам работать. Департамент организации социальной защиты населения занимается вопросами семейной политики, политики в области поддержки семьи и детей – это один блок вопросов, которые мы прорабатываем и регулируем.

    Второй блок вопросов связан с обеспечением социальной поддержки, развитием системы социального обслуживания, социальной защиты, в том числе в субъектах Российской Федерации.

    Третий блок – это определение стратегий действий и политики в отношении граждан пожилого возраста – женщин с 55 лет и мужчин с 60 лет.

    Самостоятельный блок работы – взаимодействие с общественными организациями, с негосударственным сектором в оказании социальных услуг населению, в предоставлении несоциальной поддержки населения.

    То есть вопросов очень много, работы, соответственно, тоже очень много. Галина Николаевна, к сожалению, департамент небольшой, и будет еще сокращаться, но тем не менее мы готовы принимать на работу молодежь. И для нас на самом деле это очень важно, потому что те, кто приходит сейчас выпускники высших учебных заведений, они уже в силу своего базового образования заточены именно на формирование новой модели организации социальной защиты населения, как раз таки той рыночной модели. Потому что Галина Николаевна затронула вопрос: почему мало малых предприятий в нашей сфере? А их мало потому, что законодательство не создает возможности для их развития. Потому что государственный заказ мы только начинаем внедрять. Причем я вам хочу сказать, что именно Галина Николаевна была инициатором внедрения рынка социальных услуг. К сожалению, в силу определенных причин в 2004–2005 годах мы не смогли довести это до логического конца, не смогли создать нормативно-правовую базу, которая бы позволяла внедрять рыночные механизмы в сферу социальной защиты.

    Поэтому вся социальная защита, по сути, единственная отрасль сегодня, где рыночные механизмы практически не используются. И только сейчас, когда формируется новая организационная модель предоставления социальных услуг и социального обслуживания населения, мы можем опять активно вернуться к формированию рынка социальных услуг. Я думаю, что сейчас как раз мы создадим тот базис, при котором в нашей сфере могут развиваться и создаваться малые предприятия, оказывающие социальные услуги, работающие по государственному заказу, то есть выполняющие и государственные задачи, и создающие ту самую конкурентную среду, которая будет позволять потребителю наших услуг выбирать, где он эти услуги будет получать.

    Это очень коротко. Если кого-то заинтересует более подробная информация о деятельности нашего департамента, я готова ответить на ваши вопросы и обсудить какие-то ваши предложения в этом плане.

    Теперь что касается темы нашего сегодняшнего «круглого стола». Вообще волонтерское движение является основой развития и основой поддержания достойного уровня жизни отдельных категорий населения во всех странах. Я сегодня слушала выступления представителей студенчества, представителей высших учебных заведений. Мне кажется, для того чтобы ваши инициативы были более эффективными и для вас, и для тех, на кого они направлены, вам нужно объединиться. Объединиться в единое волонтерское движение, которое позволяло бы определять наиболее острые, наиболее чувствительные точки, в которые вы именно как волонтеры, именно как молодые люди могли бы быстро вторгаться, и где вы могли бы проводить определенную работу.

    Очень хорошее Обращение, очень хорошее, затрагивающее по сути все наиболее острые вопросы, которые, наверное, органы исполнительной власти не всегда могут в полной мере решить самостоятельно, по крайней мере на достойном качественном уровне.

    Но при этом мало сказать об оказании той или иной помощи, нужно определить механизм включения волонтерского движения в оказание этой помощи. Мы должны с вами понимать, что пожилые люди разные. Есть пожилые люди активные, которые сохранили трудовой потенциал, социальный потенциал, именно которым вы и можете помогать в освоении компьютерной грамотности, которых вы можете не просто обучать и поддерживать, а с которыми вы можете реализовывать совместные проекты, в том числе и создающие возможности для дальнейшего развития малого бизнеса, уже вашего собственного дела. Потому что мы должны понимать прекрасно, у вас впереди жизнь, и это время студенчества вы должны использовать и с точки зрения формирования вашего трудового потенциала, и с точки зрения формирования вашего дальнейшего социального потенциала, вашего дальнейшего места работы.

    Знаете, я сейчас скажу немножечко такую грустную вещь, которая меня чуть-чуть поразила. Она грустная в основном для Российского государственного социального университета. Я в последнее время проехала по регионам, и меня поразило количество молодых людей, работающих в центрах социального обслуживания, интернатных учреждениях, причем сложных интернатных учреждениях. В психоневрологических интернатах, где работают с тяжелыми пожилыми людьми, в детских интернатах, работающих с умственно-отсталыми детьми – очень большое количество молодых людей, причем и девушек, и юношей. Я их спрашиваю: а вы откуда пришли? Где вы получали образование? Это медицинские вузы, педагогические вузы. Но, к сожалению, Российский государственный социальный университет и его филиалы не звучали нигде, ни в Нижнем Новгороде, ни в Красноярске. То есть об этом на самом деле нужно думать. Но, с другой стороны, когда я разговаривала с этими ребятами, я спрашивала: а что вас сподвигло? Ведь действительно вопрос возникает. Заработная плата не очень высокая, и вы это должны понимать. Заработная плата у социальных работников не очень высокая, значит, то, что сподвигло людей идти работать именно в эти учреждения, связано с душевным порывом, с духовной настроенностью. И ребята говорили, что еще когда учились, они сюда приходили, и что здесь они реализуются. Опять-таки Елена Игоревна сказала, что когда видишь эту отдачу в глазах пациента, клиента, это очень многое определяет в принятии тех или иных решений. Вообще все волонтерское движение, студенческое волонтерское движение, на мой взгляд, должно быть направлено на формирование, с одной стороны, отношения молодежи к старшему поколению вообще, отношения молодежи к желанию поддержать это старшее поколение, в частности, и к развитию того… Может быть, сейчас скажу такую вещь, не очень определяющую в данном случае, но к возникновению той самой национальной идеи, когда население страны в определенной степени сплачивается при решении тех или иных проблем, тех или иных вопросов. Когда происходит подобного рода общая оценка того, что случается с людьми, когда они проходят те или иные пути жизненного цикла. Это ведь касается и детей, и молодежи, и сегодня мы говорим о волонтерском движении в отношении старшего поколения. Но ведь подобного рода движение должно быть направлено и на поддержку детей. Причем далеко не всегда детей, которые в трудной ситуации или нуждаются в чем-то, а просто детей. волонтеры могут ходить в детские садики и работать в направлении воспитания подрастающего поколения, они могут приходить в школы и тоже делиться уже своим опытом с учетом ранней юности и детства. И точно так же волонтерское движение у нас развито в медицинских учреждениях, где далеко не всегда находятся пожилые люди или дети.

    Понимаете, это общее отношение человека к человеку и формирование такого понятия: гражданин Российской Федерации с понимаем, что есть плечо, на которое можно опереться, если вдруг что.

    Для того чтобы волонтерское движение развивалось, нужно понимать и очень четко определить те ниши и мероприятия, которые нужно делать, в том числе и по этим позициям в Обращении. Причем можно просто по нему пройтись. «Оказывать гражданам старшего возраста консультационные услуги по правовым и социальным вопросам». В каждом из ваших вузов (я не знаю, как в медицинском, а у нас точно) есть соответствующие факультеты, которые ориентированы на подготовку юристов. Продумайте, ведь именно в формате волонтерского движения можно создавать бесплатные юридические консультации и входить с этими юридическими консультациями в органы социальной защиты и в соответствующие учреждения. Я сейчас просто не хочу занимать время, но подобного рода механизмы реализации пожеланий, механизмы реализации намерений должны быть очень четко прописаны. И тогда они должны распространяться отсюда, из Москвы или из любых других высших учебных заведений, где подобного рода волонтеры будут входить в это общее волонтерское движение. И они должны пронизывать всю страну.

    Не может быть движения между одним вузом и вторым, это отдельно взятая работа. Если мы говорим о системной поддержке, о воспитании системы, о переходе в несколько иную морально-нравственную плоскость это движения и воспитания в том числе и вас, то тогда нужно говорить (я еще раз повторюсь) о целенаправленном движении с выработкой целей, задач, механизмов, определения того, куда мы идем.

    Я сейчас сказала, что первая группа – это те пожилые люди, которые абсолютно активны, у нас есть вторая группа – это те люди, которые в силу тех или иных причин стали одинокими, которые нуждаются иногда только в том, чтобы с ними просто поговорили. Вы делаете эту работу, безусловно, делаете, но опять-таки повторяю, нужны механизмы и нужны четкие направления данной работы, потому что можно приходить в дом, и тогда это через систему надомного обслуживания, можно проводить какие-то мероприятия в центрах, которые специально создаются, и куда приходят пожилые люди, можно приходить в дома-интернаты, где эти пожилые люди живут постоянно и т.д.

    Хочу сказать, что мы готовы к сотрудничеству с подобного рода движением, как департамент, как федеральное министерство мы готовы оказывать всякого рода содействие для того, чтобы вас впускали и в учреждения, и в органы социальной защиты. И мы готовы к тому, чтобы работать с вами по созданию (то, с чего я начала, и о чем сказала Галина Николаевна) конкурентной среды в системе социальной защиты.

    Я так полагаю, что вы не всегда будете волонтерами, но когда вы начнете заниматься своей профессиональной деятельностью, мне бы очень хотелось, чтобы вы сохранили те душевные и духовные порывы, которые у вас уже сейчас есть, у большинства из вас. Потому что мы прекрасно понимаем, что вы от этого движения кроме самоощущения не будете иметь ничего. Так вот для того, чтобы эти духовные порывы сохранились, мы готовы содействовать вам в открытии своего дела в сфере социального обслуживания населения, в том числе с поддержкой службы занятости, с получение соответствующих субсидий на открытие этого дела и потом патронировать подобного рода ваши учреждения и поддерживать вас в этой деятельности.

    Готова ответить на любые вопросы.

    Карелова Г.Н. Спасибо, Ольга Викторовна.

    Ольга Викторовна, может быть, мы обратимся к вам с просьбой. Я думаю, что меня поддержат все участники нашего заседания. Может, мы объявим конкурс проектов, но организаторами мы готовы выступать сами, понимая, что департамент по численности небольшой, он большой по проблематике, и, слава богу, он охватывает этот блок самых сложных проблем, которые называются «социальная защита»? Может быть, мы сформулируем темы, предметы, по которым мы хотели бы сотрудничать и которые вызывают интерес у студентов и проведем такой российский конкурс? Вот как сейчас проходит конкурс, где Минздрав тоже участвует, конкурс под названием «Вуз – здоровая территория». И форум по подведению итогов конкурса в прошлом году проходил в Иваново. В этом году уже второй Всероссийский форум студентов «Мы за здоровый образ жизни!» будет проходить в Воронеже 12–13 мая. И мы провели там оргкомитеты. Минздрав принимает участие. Может быть, мы аналогичную тему?.. Может быть, не конкурс, но какую ветвь вместе начнем? Просто через конкурс легче начать взаимодействие.

    Самарина О.В. Безусловно, это очень хорошая идея. Причем если волонтеры окажут поддержку нам (мы тоже старшее поколение), мы готовы приходить, и соответственно с нашими специалистами мы проработаем, как это нужно сделать.

    Карелова Г.Н. Московские студенческие центры… Мы вместе с ними, они и наш Координационный совет, у нас хватит оргресурса. И кто пожелает, давайте проведем по старшему поколению красиво, достойно, вычленим острые проблемы (как вы правильно сказали) пошире, не только в рамках того, что я рассказывала об итогах конкурса, проведенного Центром социальных инноваций, а исключительно с привлечением к этому конкурсу, а значит и к проблематике огромного количества студентов, участвующих в волонтерском движении. Тем более у нас сегодня задача и пожелание студентов действительно объединять в это мощное волонтерское движение под названием «Мы вместе».

    Принимается?

    Самарина О.В. Да.

    Карелова Г.Н. Вот видите, уже не зря поработали.

    И вопрос? Пожалуйста.

    Акимова Е.А. Здравствуйте! Я студентка четвертого курса Российского государственного социального университета.

    У меня возникли два вопроса, и я их адресую Галине Николаевне.

    Первый вопрос. Называется «Центр социально-консервативной политики». Как мы знаем, «консервативный» значит «традиционный». Что мы под этим понимаем? Ведь в нашей стране за последние сто лет было три политических режима: царская России, длинный советский период и сейчас Российская Федерация.

    Карелова Г.Н. Вы не обидитесь, я вас остановлю. Я готова с вами остаться побеседовать. Давайте сейчас по нашей теме, мы регламентом ограничены. Я не уйду от вашего вопроса и обязательно вам отвечу.

    Акимова Е.А. Тогда второй вопрос.

    Мы сказали: для того чтобы помочь старшему поколению мы должны воспитывать и образовывать молодое поколение. А как мы это будем делать, если в апреле 2009 года Госдума приняла проект о том, что среднее образование будет платным, и уже к концу 2011 года закон уже вводится в школы? Как «Единая Россия» допускает, говоря, что социальные инновации, а делает совершенно обратное? Почему это допускается.

    Карелова Г.Н. Спасибо.

    Этот вопрос тоже за предметом нашей дискуссии, но я не могу на него не ответить. Почему? Потому что у меня впечатление и даже уверенность (вы только не обижайтесь, я скажу свою точку зрения, вы искренне спросили и я искренне отвечаю), что вы не читали закон, о котором вы говорите. Я вам гарантирую! Вы прочитали отзывы, скорее всего, оппозиционные, которые идут по этому закону. Речь идет о принятии стандарта образования. Что такое принять стандарт образования? Это значит, принять ту программу образования, которая будет бесплатной во всех школах страны: будь то сельская территория, будь то город Москва или город Воронеж. Сегодня программы очень отличаются в разных школах, а самое главное, многие школы, имея те нормативные документы, которые принимаются внутри каждого субъекта Российской Федерации, если не узаконили, то дали возможность вводить платные образовательные услуги. И мы столкнулись с тем, что в разных субъектах Российской Федерации соотношение между бесплатным и платным, и понятие «А что же такое бесплатное?»… Вот если вернуться к нашей теме, каждый пожилой человек, который приходит в больницу, должен четко знать, что эти десять услуг и такие-то лекарства он получает бесплатно – это стандарт лечения, допустим, такого вида заболевания как язва или грипп. Точно так же и в образовании в каждой школе должно быть понимание для каждого учителя, для каждого родителя (а это еще важнее), за что родитель не платит. Это, как минимум, десять учебных дисциплин, которые будут предоставляться по каждому классу бесплатно. Но родитель хочет, чтобы ребенок учил не один иностранный язык, а два. Вот за второй иностранный язык, который будет за пределами стандарта, родитель может платить. Но он не будет платить как сейчас за два иностранных языка в некоторых российских школах, потому что не принят образовательный стандарт.

    Поэтому то, что приняла «Единая Россия», и не только «Единая Россия», а вся Государственная Дума, совсем не совпадает с той точкой зрения, о которой вы сказали, что мы предполагаем введение платного образования. Напротив, мы хотим отрегулировать таким образом организацию образовательного процесса, чтобы ни у кого, ни у отдельного учителя, ни у отдельного директора школы, ни у отдельного чиновника, допустим, районного звена, не возникало даже мотивации… Ну, не хватает учителей, и он вводит платное образование по данной дисциплине.

    Поэтому я вас уверяю, если вы почитаете закон, вы поймите. Вот где наша ошибка, я признаю, пусть задают такой вопрос студенты и образованная аудитория, значит, не столько ошибка партии и депутатов, сколько всего Министерства образования и образовательного сообщества в разъяснении этого закона. В разъяснении всего того, что предполагает введение стандарта. Очень многие проблемы были бы сняты.

    Поэтому, если такого рода дискуссия необходима, в том числе и к вам, в Российский государственный социальный университет, пригласите (тем более я поняла, что вы политолог). Если вам интересно проведение этих дискуссий, или даже вы накапливаете перечень вопросов к нам или к кому-то еще, мы всегда найдем, кого к вам пригласить либо на такой штурм-беседу, либо на разъяснение ряда положений. Потому что если мы сегодня говорим о значимости юридической консультации для пожилых граждан, понимая, что многие не понимают всей сложности пенсионного законодательства. Я вам скажу как депутат, 15 лет назад я могла легко посчитать пенсию любому гражданину, ко мне приходили на прием, и я спокойно могла сделать расчет, была упрощенная система расчета пенсий. Сейчас увеличилось количество видов деятельности, треть пенсионеров стали работать по «горячему стажу» (если говорить старым советским термином), то есть работают на вредных видах производства и выходят на пенсию раньше. То есть пенсионное законодательство усложнилось, и мы просим студентов рассказывать и разъяснять людям пожилого возраста, но сталкиваемся с тем, что многие ведущие позиции и самим студентам, и даже юристам неизвестны. Вы, слава богу, можете хоть задать вопрос, а другие-то промолчат и не покажут, что они, оказывается, и не знают с чем выходить в эту аудиторию. Мы еще и прагматичную задачу решаем. Когда студенты готовятся выходить на консультации к старшему поколению, они не штудируют все законодательные акты. А сегодня знать пенсионное законодательство надо почти с пеленок, потому что идут понятия: базовая часть пенсии, страховая часть пенсии. Вы знаете, сколько жалоб приходит на депутата по поводу того, что не учтен какой-то период работы, не учтены первые годы работы после вуза?

    Поэтому мы очень рассчитываем на такие вопросы, как вы задали. Можно было бы давать ответы в рамках какого-то клуба, который вы создадите или к которому примкнете, к той команде, которая уже в Российском государственном социальном университете с нами активно работает. Мы с удовольствием будем выходить, общаться, получать от вас информацию и понимание, что, оказывается, эту тему до сих пор не знают. Хоть это и не задача только законодателя разъяснять эти положения, но мы обязаны в любом случае сделать максимум. Вот я в Воронежской области выступаю в своем филиале, который я обожаю, и работаю с ними тесно по всем позициям. Они ведь иногда «разденут», выходишь и чувствуешь, что кровь кипит, потому что ты на ряд позиций мог не так легко ответить. Я не имею в виду по вопросам на знание законодательства, есть же вопросы на уточнение, на понимание. Я сама в прошлом преподавать высшей школы в Уральском политехническом институте. И я всегда запрещала студентам задавать вопросы на разрушение, типа, а вот это плохо, а вот это почему? Я готова на любой вопрос отвечать, только не на тот, который уводит аудиторию от той темы, которую мы обсуждаем или которая является деконструктивной. Я думаю, что и вы этому учитесь.

    Поэтому спасибо вам за вопрос. По «социально-консервативному» мы с вами поговорим. Если необходимо, давайте мы сделаем встречу студентов политологического направления, если есть, конечно, интерес. И мы пригласим руководителей Клуба социально-консервативной политики. Договорились?

    Мартынова М.Ю. Можно? Уже в апреле месяце (мы составили программу, разослали приглашения) проходит Всероссийская конференция на базе Российского государственного социального университета. И наш «круглый стол» будет посвящен проблемам социальной политики. А в рамках этого «круглого стола» уже подготовлен доклад по результатам исследований наших студентов по пожилым людям. И, конечно же, если бы вы пригласили человека, который бы мог компетентно ответить на острые вопросы в области политики, это было бы очень хорошо.

    Карелова Г.Н. Да. Давайте. Я вам обещаю, или мы сегодня поговорим, или мы пригласим, проведем целый разговор, дискуссию. Пожалуйста, вы посоветуйтесь. Хорошо?

    Так, у нас еще желающие есть. Я так поняла, у вас есть вопрос?

    Таптунов В.Н. Я из Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева.

    Вопрос по Обращению. В Обращении указано два вуза, а здесь присутствует представители не только двух вузов, но большего количества. Скажите, это Обращение не ограничено? Мы можем расширить?

    Карелова Г.Н. Спасибо огромное за вопрос. Готовили предложения два вуза, но мы так и предполагали сегодня поговорить. Может быть, что-то добавить. Вы же видите, мы не работали над формой, студенты работали над содержанием, чтобы зафиксировать те позиции, по которым мы будем выстраивать проекты и программы. Поэтому, конечно, оно открыто. Мы вас приглашаем к сотрудничеству и были бы искренне рады. Просто мы не имели право вписывать кого-то еще, поскольку пока еще нет согласованной позиции. Поэтому с удовольствием, хоть сегодня. И мы договоримся о форме. То есть мне бы очень хотелось, чтобы у нас сложились контакты. Я опять к тому, что все имеет жизненный смысл, когда есть продолжение. Тем более мы с Московским студенческим центром договорились, что мы встретимся. Во-первых, у нас появился предмет работы очень интересный, и чтобы выстроить в целом программу взаимодействия. Спасибо.

    Пожалуйста. Только очень коротко.

    Поддубная Л.Г. Я проректор по молодежной политике Московской финансово-юридической академии.

    Я хотела бы сказать, обращаясь к вам, Галина Николаевна, и к Ольге Викторовне, что в нашей академии в течение двух с половиной лет работает целая сеть бесплатных юридических клиник для социально незащищенных слоев населения. Это волонтерство, это социальный проект. У нас 12 филиалов в России. Наши ребята работают в центрах социальной защиты под руководством опытных преподавателей. Студенты создали Ассоциацию студенческих юридических клиник, в которую входят не только московские вузы, но и российские вузы. Поэтому опыт накоплен колоссальный. Те книги отзывов, которые есть в этих центрах социальной защиты, можно просто публиковать, потому что это благодарность пожилых людей.

    Кроме того, сейчас ребята начали активно выезжать в детские дома. В регионах это: Ярославль, Киров, Оренбургская область. Ребята ездят на автобусах в отделенные поселки, в отдаленные населенные пункты для того, чтобы консультировать абсолютно бесплатно население.

    Я обращаюсь ко всем и призываю всех, у кого есть юридические факультеты, активно… Мы работаем с ведущими юридическими вузами страны. Мы готовы с департаментом социальной защиты населения общаться, работать, выезжать в интернаты, и готовы участвовать во всех конкурсах, потому что это уже очень большой и серьезный опыт. И, кроме того, юридические клиники, юридические консультации у нас сейчас входят как обязательная учебная дисциплина для студентов-юристов. Спасибо.

    Самарина О.В. Спасибо большое, Лилия Газиевна. Я как раз знаю о вашей практике.

    Я хочу обратиться к вам с призывом чтобы безотносительно, к Галине Николаевне, ко мне, чтобы вузы объединились в подобного рода волонтерское движение. Но сами! Не под эгидой единой… , а чтобы это шло от вас, объединение в единое волонтерское движение. Потому что каждый вуз имеет определенный накопленный опыт и очень хорошую свою практику. Для того чтобы не выдумывать велосипед, ее нужно распространять, а для этого нужно понимать кто и что делает, какие технологии уже отлажены.

    Карелова Г.Н. Спасибо, Ольга Викторовна.

    Знаете, вы нам, во-первых, дайте материал. Я хочу сказать для всех участников нашего сегодняшнего заседания. Мы делаем буклет по итогам каждого заседания. Для чего? Чтобы не потерялись адреса, не потерялась идея. Поэтому, если вы нам дадите материал, это уже будет здесь. И если вы не против, я бы выступила на этой ассоциации.

    Поддубная Л.Г. Спасибо. Замечательно! Спасибо огромное!

    Карелова Г.Н. Договорились. И вы нам все контакты… Здесь есть директор Центра социальный инноваций Любовь Тимофеевна, свяжитесь.

    Поддубная Л.Г. Спасибо. Тем более у нас планируется интернет-конференция.

    Карелова Г.Н. Давайте мы продумаем и тоже найдем возможности.

    Поддубная Л.Г. Из 12 регионов мы можем это сделать, и это будет очень интересно.

    Карелова Г.Н. Давайте. Я даже вижу, как это может быть.

    Поддубная Л.Г. Я тоже вижу, спасибо.

    Карелова Г.Н. Самое главное видеть образ, чего мы хотим, тогда все получится.

    Пожалуйста.

    Юров Н.Н. Я проректор Московского авиационного института.

    Два вопроса хотел бы. Чем похожи пожилые люди и молодые? Своей категоричностью, и те, и другие катогоричны. Каким путем мы пошли? У нас один их профессоров, который был в эвакуации в 1941–1943 годах в Алма-Ате, написал книжку. И мы провели конференцию. как оказалось, все, что хотел этот профессор 70 лет назад, хотят современные студенты. Они хотят нормально жить, они хотят любить, они хотят подрабатывать. И мы этим показали, что, извините, молодые студенты, пройдет 70 лет, и вы будете такими же. Если вы хотите нормально жить, помогайте сейчас этому пожилому профессору, может быть, вам тоже будет кто-то помогать.

    И второе, этот год у нас и юбилейный, и трагический. В прошлом году мы отмечали дату 65-летие Великой Победы, а в этом году дата – 70 лет с начала Великой Отечественной войны. Наша позиция: история страны – это история твоей семьи. Есть два понятия: твоя вина и твоя беда. Это твоя вина, когда ты не знаешь, где похоронены твои предки на территории России, твоя беда, когда ты не знаешь, где похоронены твои предки, которые воевали за территорией нашей страны. И благодаря поддержке Министерства иностранных дел и военного атташе мы смогли найти могилы прадедов наших студентов в Венгрии. Выезжала делегация возлагать венки. Был разговор такой: вот приехали русские на польском автобусе и ездят по Венгрии, возлагают венки. Мыв увидели, какие были наши студенты. И на вопрос: что было лучше, когда вы в составе делегации вместе с послом возлагали венки? Они говорят: нет, Николай Николаевич, лучше было и значимо, когда мы вместе со студентами, где они нашли могилу своего прадеда, и там возлагали венки. Почему Венгрия? Потому что она оказалась забытой, а там 250 тысяч погибших. И не особенно знают.

    В этом же году… Мы сделали так, кто хочет, выясняйте, где родственники воевали. Как выяснить? По медалям. Если медаль «Порт-Артур» – победа над Японией, «За взятие Будапешта» – значит, Венгрия. Не многие знают, что такое Ханка. Это полуостров в Финляндии, который оказался отрезанным от основной территории, и там наш гарнизон держался. Брестскую крепость знают все, а Ханку не знает мало кто. В этом году, опять благодаря поддержке Министерства иностранных дел, нашли могилу прадедов наших студентов на Ханке. И я надеюсь, что летом студенты поедут туда возлагать венки.

    Поэтому вот такой краткий опыт. Действительно, у каждого свое в институте есть, каждый пользуется своими возможностями, если мы все объединимся, это будет и интересно и полезно. И старшее поколение будет знать, что молодое поколение хорошее, а молодое поколение будет знать, что когда оно будет старшим, о них так же будут заботиться.

    Карелова Г.Н. Спасибо, Николай Николаевич. Такая оптимистичная нота, лучше не скажешь в порядке завершения.

    Будем завершать?

    Дудина Н.А. Можно еще? Я из Московского государственного университета путей сообщения.

    У нас тоже ведется огромная работа, и над детскими домами мы шефство ведем, и с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, и с нашими ветеранами, и с ветеранами округа.

    Но у меня такой вопрос. Мы будем взаимодействовать с вами только по результатам конкурса социальных проектов? Или если уже есть какие-то наработки и есть желание что-то сейчас уже начать делать, к кому нам обращаться? Может быть в окружных департаментах ваш департамент представлен? С кем? Или напрямую с вами, Ольга Викторовна? К кому обращаться?

    Самарина О.В. Во-первых, напрямую с теми органами исполнительной власти, в которые вы собираетесь выходить. У нас нет вертикали. У нас полномочия по социальной защите отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Поэтому если вы работаете в Москве, вы можете приходить в Москву, в департамент соцзащиты и предлагать свои услуги. Мы готовы быть проводником вашего вступления. К сожалению, не знаю, может быть, и к счастью, мы не можем руководить этим процессом. Но я вас просто уверяю, что любая помощь будет достойно оценена, она просто будет востребована.

    Карелова Г.Н. Спасибо.

    Пожалуйста.

    Логинов И.А. Если позволите? Я из МГИМО, проректор.

    Я хотел бы сказать, что в функции моей деятельности входит курация Совета ветеранов. И когда я с ними общаюсь, я говорю, что это наше будущее. Воспринимается это по-разному, но это действительно то, о чем говорим здесь все мы. Старость – это слово мне не очень нравится, или это понятие, или категория, может быть, в большей степени – мудрость. Эта категория определяется в первую очередь и продолжительностью жизни, и качеством жизни. На продолжительность в первую очередь влияют какие-то наследственные факторы и многое другое. Но на качество жизни мы можем влиять и должны влиять. Все, что мы делаем, это именно то, что повышает качество жизни той категории, которая называется «Мудрость».

    Я не хочу повторяться, хочу только предложить, может быть, стоит составить единый реестр социальных студенческих услуг по всем вузам. Надо за это взяться, и тогда будет очень многое понятно. Это как бы в продолжение слов Ольги Викторовны.

    И огромное спасибо вам за то, что пригласили нас.

    Карелова Г.Н. Спасибо.

    Во-первых, я бы хотела сказать слова признательности тем, кто выступал, кто готовил материалы. Конечно спасибо, что есть такое желание работать вместе. Мы в целом берем за основу те предложения, которые прозвучали. Хочу пока назвать их как намерения о совместной работе. Вслед за этим, я думаю, что мы сделаем программу совместных действий. И в этой программе проведение того конкурса, о котором мы проговорили, через который мы могли бы привлечь внимание большого количества студентов к этой теме, мы проведем.

    И, конечно, мы максимально будем помогать, способствовать тому, чтобы студенты могли между собой договариваться, чтобы то движение, которое сейчас начало формироваться – «Мы вместе» как-то расширялось. И я думаю, что даже по вторам видно, что после нашей сегодняшней встречи это состоится.

    Все те идеи, которые прозвучали, мы с Артуром Размиковичем еще объединим и будем выстраивать совместную работу и с теми двумя вузами, с которыми работаем очень тесно. И нам очень приятно, что у нас появился новый друг такой коллективный – Московские студенческие центры.

    Я уверена, что мы продолжим наши встречи. Еще раз хочу сказать, что мы готовы выходить в вузы. Я не имею в виду, лично, я как руководитель Центра социальных инноваций, но приглашая руководителей клубов – у нас работают три политических клуба: левая платформа, правая платформа и центристская в партии, потому что партия объединяет огромное количество людей, но эти три клуба взаимодействуют в рамках идеологии социально-консервативной политики.

    Если у кого есть желание, мы можем делать так, чтобы приглашать принимать участие в работе клубов. Это очень интересно, там политики всей России собираются, иногда и приезжающие из других стран мира.

    Мне кажется, что сегодня состоялось значимое событие. И я еще раз хочу поблагодарить тех, кто, может быть, не выступал, но принял участие. Желаю всем здоровья, удачи и всем, кто хочет остаться и обсудить дальнейшие перспективы взаимодействия, пожалуйста, мы готовы проговорить.

    Я представлю директора нашего Центра, с кем вы взаимодействие вели и будете вести – Любовь Тимофеевна Дулинова.

    Спасибо вам. Всего доброго!

    Версия для печати