ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    ЦСКП-Якутия. Стенограмма заседания на тему: "Зачем охранять памятники истории?"

    [18.04.2011]

    Мартынов А.А., директор ЦСКП-Якутия, член Общественной палаты РФ: Уважаемые участники заседания, приглашенные! Сегодня мы отмечаем Международный день памятников и исторических мест.      В республике под охраной государства находятся более 600 памятников, в том числе 373 памятника истории, 125 – архитектуры, 96 – деревянного зодчества, 13 – искусства. Насчитывается 1500 памятников археологии, 16 объектов являются памятниками федерального значения. Но, количество памятников в республике сегодня стремительно сокращается. Большинство памятников находятся в муниципальных образованиях. Мы знаем, что школьники, педагоги, краеведы-энтузиасты нашей огромной по площади Республики активно занимаются общественной работой: обустраивают и охраняют памятники природы и исторические места на местах: в наслегах, деревнях и районах. Это работа имеет и воспитательный характер, приобщение детей и молодежи к вопросам сохранения памятников и исторических мест имеет глубокое духовное составляющее. На днях Ассоциация священных мест Якутии «Ытык Кэрэ Сирдэр» провели в третий раз научно-практическую конференцию, где также обсуждали этот вопрос. В Республике недавно создан Комитет по охране объектов культурного наследия при правительстве региона. Научная общественность в этом направлении активно и давно работает. Вот и сегодня мы будем обсуждать проблемы, которые накопились и выработать какие ни, будь направления работы.

    Винокурова О.А., народный депутат Республики Саха (Якутия), фракция «Единая Россия»:Вы, наверняка, знаете, что памятники истории культуры являются частью мира культуры, выделяемые людьми для передачи культурологических, технологических традиций из прошлого в настоящее. Главное достоинство памятника – его подлинность. Существенное влияние оказывает на сохранность памятников мораль, общественное отношение, экономическое развитие. Воспитательная функция является наиболее значительной, так как общество получает от памятников мировоззрение. В разные периоды истории общества памятники сопоставлялись с какой-то идеологической традицией, но мы живем в развивающемся по демократическом тенденциям государстве. Мы должны анализировать значение памятников не обрамляя вопрос в политические аспекты. У нас в республике существует закон, который был принят в 1997 г. В 2003, 2005 гг. вносились изменения в соответствии с изменениями в федеральном законодательстве. И в 2009 г. мы внесли в закон изменения в связи с передачей полномочий. Статью три отредактировали, согласно которой государственная политика по охране памятников является неотъемлемой частью государственной политики республики и памятники признаются культурным богатством народов, проживающих на территории республики. Охрана памятников – одна из приоритетных задач органов госвласти. С прошлого года начала функционировать новая структура, главной задачей которой является составление единого государственного реестра памятников, а также проведение историко-культурной экспертизы. Этими функции исполняет полномочный орган исполнительной власти.

    Мартынов А.А.,Спасибо! Слово предоставляется Егору Спиридоновичу Шишигину.

    Шишигин Е.С., директор краеведческого музея им. Е. Ярославского: Сегодняшний вопрос очень актуален. В республике в прошлом веке проводилась целенаправленная работа по охране памятников. Вспомнить надо энтузиастов в этом деле, например, Дмитрия Кононовича Сивцева, благодаря которому было создано три музея под открытым небом, где были собраны памятник деревянного зодчества. Также Александр Викторович Аполовников – известный архитектор, реставратор. Он занимался практическими делами, например реставрировал восточную башню якутского острога, выполнил чертежи таких уникальных памятников как Зашиверская церковь, Якутский острог. Благодаря этим чертежам можно сделать макеты исторических памятников. В начале 21-го века эта работа была заброшена, но, тем не менее, сейчас в республике создан комитет, но неизвестно по какой причине комитет бездействовал. Правда сейчас начинается работа по улусам. Старый город в Якутске призван сохранить часть города, авторами проект были известные архитекторы Ким Туралысов, Айсен Дмитриевич и другие. Но реализовать проект удалось только при Вячеславе Анатольевиче Штырове. Наш второй президент памятникам уделял особое внимание, при нем восстановлено несколько памятников. После того как он уехал, начались нападки, в частности со стороны Скрипина. Как только он не отзывал высшее руководство нашей республики в отношении Старого города. Но ни один государственный орган, ни один специалист не ответил на эти статьи господина Скрипина. Он в итоге извинился, но тон его был ихиден. Я напсиал в газете статью-ответ. Штыров ставил совершенно другие задачи, не говорилось, что будут создаваться точные копии памятников. Когда город создавался два-три пожара было. Хотелось бы, чтобы государственные органы ответили горожанам и нападкам, которые были и есть в отношении Старого города. Нужно более трепетно относиться к Старому городу. Пришло время серьезно подумать о защите памятников. Есть проблемы. Республиканские органы власти денег не выделяют. Как обойтись без средств? Здание якутской консистории, например, сгорело в прошлом году. Я писал письма, но ответа так и не последовало. Здание является собственностью якутской епархии. Ничего сегодня для восстановления памятника не сделано. Такое ощущение, что республике только новостройки нужны. О культовых сооружениях тоже надо думать и хочется, чтобы и этот вопрос мы решили. Спасибо!

    Мартынов А.А.: Спасибо, Егор Спиридонович! Андрей Иванович, пожалуйста!

    Емельянов А.И., председатель Комитета по охране культурного наследия при Правительстве Республики Саха (Якутия): Здравствуйте! Хотелось бы немного рассказать о комитете. Комитет Указом Президента республики Штырова создан 1 января 2010 г. Наш комитет был создан последним в России, но, тем не менее получил высокий статус. После создания комитет был оформлен в юридическом плане, был защищен бюджет на три года, выделено помещение. За лето комитет полностью был обеспечен кадрами. У министерства культуры 1 сентября 2010 г. были приняты дела по памятникам. Началась отработка направлений. Закон 73-й ФЗ требует четкого определения полномочий. Определены наиболее проблемные точки – это город, территории, подвергающиеся хозяйственному освоению, в основном Южная Якутия, Ленский район, Олекминский район. Считаю, что скорость работы в этом направлении хорошая, учитывая, что раньше не было ни ресурсов, ни средств. Хотелось бы предоставить слово начальнику нашего отдела сохранения, она более подробно расскажет о том, какая работа проводится нами сегодня.

    Черепанова Е.А., начальник отдела сохранения Комитета по охране культурного наследия при Правительстве Республики Саха (Якутия): Добрый день! Комитет создан с 1 января 2010 г. и не надо говорить, что мы работаем уже три года. 1 сентября мы получили документы из министерства культуры, самое ценное что там было – это старые паспорта. Спасибо музею Ярославского, что хоть это удалось сохранить. Не понятно было, кто занимался охраной памятников, сначала музей, потом министерство, потом опять музей и снова министерство. По документам, которые нами были получены, мы начали делать списки. Надо объяснить что такое памятник, поставленный на учет. Памятник, поставленный на учет – это памятник по которому было выпущено постановление. Объектов федерального значения – 22, после 1997 г. стало 18, объектов регионального значения – 382. 73 объекта муниципальных. Мы насчитываем по спискам от министерства культуры – 1193 объекта муниципальных, при этом 1120 не поставленных на учет. В республике за все годы не проводилось ни одной инвентаризации. Сегодня по улусам мы делаем инвентаризацию. Много выявляем памятников, которые стали памятниками только на основании слов, нашедших его людей. Таких ошибок нельзя допускать, ведь дело касается истории. На сегодня уже четыре улуса прошли инвентаризацию. Хотелось бы остановиться на Таттинском улусе, там по нашим спискам 140 памятников, из которых 4 – федеральных. Работа в улусе очень хорошо ведется, там руководство улуса особенно к памятникам относится. Мы все описали, дали свои рекомендации. На сегодня комитет обратился к общественности. Есть люди, которым интересно этим заниматься. Мы надеемся, что в дальнейшем удастся вести совместную работу. Спасибо!

    Мартынов А.А.: Спасибо! Давайте перейдем к дискуссии.

    Винокурова О.А.: Вопрос к исполнительному органу. Все ваши проекты должны осуществляться целевыми программами. Есть у вас целевая программа и каков ее бюджет?

    Емельянов А.И., В это году подана заявка на целевую программу. Предполагалась, прежде всего, инвентаризация памятников. По предварительным расчетам сумма составит на 5 лет 73 миллиона рублей. Строка бюджета рассматривалась в министерстве экономического развития, у председателя правительства. Очень жесткие разговоры были. Финансировать нас будут по итогам разговоров по остаточному принципу, но это, конечно, комитет не устраивает. Я буду встречаться также с президентом по этому вопросу, если и это не поможет, то буду писать Президенту России. Отмечу, что в расчет также входит паспортизация экологических памятников.

    Из зала: Вопрос такой, у нас в Якутске есть вторая охранная зона памятников деревянного зодчества, в Заложном районе. Будет ли эта зона включена в программу, о которой Вы говорили?

    Емельянов А.И. Эта другая тема. Мы уже предложили администрации города провести совместную инвентаризацию памятников города. Пока ответа не получили. Работать до ответа от мэрии будем своими силами.

    Из зала: Надо выносить решение о том, чтобы выходить на правительство с инициативой о подготовке независимых экспертов. Ощущается существенный недостаток в таких специалистах.

    Емельянов А.И.Отмечу, что охрана памятников на любой территории – это есть инфраструктура. Чем лучше вообще развита инфраструктура, тем легче охрана памятников.

    Айсен Дойду, писатель: Вопрос очень серьезный. Я знаю, что город Якутск не внесли в список исторических городов России. Можно ли добиться того, чтобы Якутск внесли в этот список? Якутск ведь форпост России, отсюда когда-то отправлялись экспедиции на исследование территорий страны, даже Америки.

    Емельянов А.И.Никто не воспрепятствовал на включение Якутска в список. Дело в том, что нет ни одного документа на памятник культуры или археологический памятник республики. Нужна инвентаризация.

    Мартынов А.А.,Вопрос на самом деле сложный. Получается, что люди до этого не работали, ничего не делалось в этом направлении. Юрий Алексеевич Мочанов, пожалуйста!

    Мочанов Ю.А., академик Академии наук Республики Саха (Якутия): С моей точки зрения начало работы комитета идет неверным курсом. Я приложил много усилий к созданию этого комитета. И теперь не знаю, что из него получится на самом деле. Наша республика обладает рядом памятников исторических, из них самые ценными считаются памятниками археологические. Есть два подхода в изучении территорий, которые сегодня претерпевают хозяйственное воздействие человека. Первый, опираясь на научные разработки. Или наука тут вообще не нужна. По-моему, комитет придерживается второго пути. Емельянов считает, что нужны люди, которые просто пройдут, посмотрят памятники, сделают хороший отчет. Знание археологии, истории, по мнению председателя комитета, тут вообще не нужно. В связи с тем, что разворачиваются большие строительные работы, которые начинаются еще с советских времен. Мы, ученые, работали тогда в сотрудничестве со строителями, было научное обоснование. Со времен Ельцина научно-методическая работа почти полностью прекращается, стали появляться люди, не совсем чистые на руку, которые ради денег делают согласование и официальной экспертизой разрешают строительство новых зданий. Нам надо принять все меры, чтобы в республике такого не было. Мы рекомендовали Емельянову, чтобы при комитете был создан научно-методический отдел, чтобы было научное обоснование и изучение памятников. Насчет экспертизы. Прежде всего, должна быть проведена экспертиза земли, на которой будет осуществляться застройка. Но чтобы провести экспертизу надо десятки лет и тщательный анализ. То, что сейчас делается, это, по большей части, юридическая экспертиза. Она не дает полной картины. Спасибо!

    Мартынов А.А.: Стоит отметить, что сегодня у нас создается Общественная палата республики. Также считаю, что необходимо создавать общественные советы при органах государственной власти, что в республике и делается. Поэтому как член Общественной палаты России хочу сказать, что общественный совет, либо научно-методический совет при комитете должен быть создан.

    Федосеева С.А., доктор исторических наук, почетный гражданин Республики Саха (Якутия): Сохранение культурных ценностей – трудная и многокомплексная задача, к осуществлению которой должны привлекаться специалисты разной направленности. Без осмысления нашей истории в свете культурной традиции наше настоящее и будущее становится бессмысленным. Совет Европы, который политически можно осуждать, но они уделяют огромное внимание охране памятников культуры. Принята конвенция по охране памятников, в которую вошли 26 государств, в том числе и Россия. Если нет ни одного паспорта, то чем занималось министерство культуры? У нас в республике печальная картина по охране наследия. В республике уничтожено, под воздействием антропогенных факторов 45 памятников. Что творится с усадьбой Мигалкина? Хозяйка мебельного салона «Виктория» сколько возмущалась, что мы не дали сносить эти строения. Нужно предпринять целый ряд мер по охране памятников. С точки зрения археологии, ведь у нас нет зон охраны памятников. Отсутствует в земельном кадастре поземельная перепись земельных участков, на которых расположены памятники. У нас нет ни единого паспорта на памятники. На археологический памятник Белькачи-1, чтобы на него представить паспорт необходимо минимум 600 страниц описания и фотографий всех слоев памятника. Нам необходимо создать многофункциональную систему охраны памятников. Спасибо!

    Мартынов А.А.Спасибо! Есть еще выступления?

    Коркин П.К., краевед: Мне жалко уходящие объекты старины. Никто ничего не предпринимает. Памятники разрушаются, а уголовных дел никто не возбуждает. Музею выделили дом казака Березкина и тоже сгорел. Так нельзя! Надо искать поджигателей. Товарищ Шишигин критикует Скрипина. А ведь Скрипин чаще всех выступает у нас в печати в защиту старины.

    Айсен Дойду, писатель: Я говорил насчет Якутска, почему? Мало таких городов осталось, где столько деревянных памятников осталось. Мы ранее отстояли внесение Старого города в охранную зону № 1. Надо серьезно взяться за работу с главным архитектором города. Если мы сегодня потеряем деревянный Залог, то Якутска уже не будет. Новый, каменный гродо – это уже не Якутск. Прошу этот вопрос решить в первую очередь.

    Карамзин А.Е., архитектор: Хорошо, что есть орган, который будет что-то делать для охраны памятников. Комитет не должен один работать, там должен быть общественный совет. Было бы неплохо утвердить в рабочем порядке также научно-технический совет.

    Мартынов А.А.Мы учим людей, что надо выступать емко, лаконично, к сожалению, пока этого не получается. Собрания слишком долго длятся, но будем учиться. Разговор состоялся, мнения были высказаны интересные и разные. Комитету надо устанавливать более тесные отношения с общественниками. Работы очень много.

    Винокурова О.А.Я не пожалела, что пришла на эту площадку. Можно сказать, контингент участников дал понять, что есть у нас в республике носители культуры. У нас в республике есть закон, он позволил нам создать наделенную государственными полномочиями структуру, которая имеет бюджет. Стоит отметить, что надо воспитывать кадры, мы же не сегодняшним днем живем. Научно-методический совет должен быть обязательно. Нужна программа, по которой надо развивать это направление работы. Я пожелаю комитету успехов. Вам предстоит большая работа. С 12-го года бюджет будет принимать по целевым программам, именно поэтому надо отдельную программу разработать и представить. Спасибо!                  

    Версия для печати