ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    СКК: Стенограмма заседания Социально-консервативного клуба партии «Единая Россия» «Гражданская платформа» на тему: «Развитие сотовой связи в России. Защита прав потребителей»

    [10.02.2011]

    Председательствует М.Л. Коробов 

    М.Л. Коробов

    Добрый день!

    Сегодня я хотел предложить тему: «Развитие сотовой связи в России. Защита прав потребителей», второй важнейший аспект в теме «развитие сотовой связи» и присутствую т у нас сегодня 3 депутата, два из фракции «Единая Россия» - это Игошин Игорь Николаевич и ваш покорный слуга и один коллега из фракции «Справедливая Россия», Пономарев Илья Владимирович. Приглашены представители компаний и общественных объединений, которые непосредственно участвуют в развитии связи вообще и которыми не безразличны вопросы защиты прав потребителей.

    Вступительное слово предоставляется Игошину Игорю Николаевичу, координатору Социально-консервативного клуба «Гражданская платформа» партии «Единая Россия» и затем послушаем Домбровского Юрия АнатольевичаПрезидента Ассоциации Региональных Операторов Связи.

    И.Н Игошин

    Большое спасибо, постараюсь быть максимально краток. СКК партии существует уже больше 2х лет, работает именно в том режиме, который есть сегодня, когда есть инициатива общественных организаций, мы подчеркиваем, что мы на все инициативы всегда без относительно того кто эту инициативы выдвинул, реагируем.

    Наша задача не только предоставить площадку и возможность обсуждения, но и добиться того, чтобы на этом обсуждении были фигуры из чиновнической, и депутатской среды, которые так или иначе принимают решение для того чтобы инициатива прошла через обсуждение и в итоге вылилась в конкретную законодательную инициативу, поправку или в самостоятельный закон.

    Единственное, что мы просим всегда, чтобы инициаторы обсуждения выносили свои идеи, свои мысли не в форме просто «пришли, поговорили, разошлись», а в форме каких то конкретных формулировок, которые могут изменить законодательство.

    Задача площадки носит роль «мозгового штурма», заключается в том, что должны звучать самые разные идеи, нет никаких ограничений, мы стараемся так, что должны быть представители самых разных спектров экспертного сообщества, для того чтобы ни одна из идей не была так или иначе не услышана.

    После того, как проходит этот «мозговой штурм», это публичное, открытое обсуждение, тот аппарат, который есть, в ЦСКП и СКК «Гражданская платформа» профессионально проводит анализ «мозгового штурма», как это принято делать в подобного рода мероприятиях и вычленяют идеи, которые ложатся в доработку той инициалы, которую привнесла общественная организация вместе с депутатами Государственной Думы. Те депутаты, которые присутствовали на обсуждении, если согласны с окончательными итогами, являясь субъектами законодательной инициативы, подписывают конкретные поправки в законодательстве.

    Сегодня та инициатива, которую мы обсуждаем – развитие телекоммуникаций, интернетизации, понятно, что за последние 15-20 лет Россия совершила огромный шаг вперед, речь идет не только о количественных, но и качественных изменений, если мы будем смотреть на тарифную составляющую, сравнивать сферу ЖКХ и телекоммуникаций, то если мы помним еще 90-е гг., обязательно вспомним, что плата за услуги связи была таким же раздражителем для людей, как и услуги ЖКХ и тарифы росли одинаково.

    В какой то момент рынок стал качественно преображаться и сами по себе тарифы в сфере телекоммуникаций, стали расти намного медленнее, нежели в секторе не подвергся реформированию.

    Если в 90е гг. темпы роста тарифа были одинаковые то в2009 г. Услуги ЖКХ подорожали без малого на 20% и это официальная цифра, мы понимаем, что эта цифра ниже, чем реальная, потому что регулируются услуги тарифных составляющих, фактически не регулируются на сегодняшний день, а в сфере же связей, повышение тарифов выросло не более чем на 3%. Этот рынок составляют операторы, которые более конкурентоспособные и стараются получать прибыль не за счет прямого повышения тарифов.

    Понятно, что здесь не только рыночные преобразования сыграли свою роль, но и сыграло свою роль внедрение новых технологий, которые произошли на протяжении 10 последних лет. Понятно, что здесь есть обратная сторона медали, и она заключается в том, что сегодня услугами средства связи пользуется огромное количество людей и сама по себе эта услуга она не услуга для какого то элитарного потребителя, а услуга для всех.

    Поэтому, конечно же, нам нужно законодательно стараться максимально внимательно реагировать на те инициативы сообщества потребителей в этой сфере. Я думаю, что сегодня мы услышим акценты, сформулированные Петром Борисовичем, в этой сфере и постараемся сделать так, чтобы находились те решения, отвечающие на инициативы тех же общества потребителей, которые в то же время не тормозят развитие отрасли, которое позволяет так же точно развиваться, то есть находить какие то разумные компромиссы, которыми довольны и потребители и компании, оказывающие услуги в этом секторе. Поэтому сам по себе эмоциональный разговор в сфере «мозгового штурма» - это первый шаг, то что мы должны делать дальше и то что мы обычно делаем дальше после обсуждения я уже упомянул в самом начале, поэтому только хочется пожелать профессионалам в этой отрасли в результате мозгового штурма найти решения, которые необходимы для ее развития.

    Спасибо.

    М.Л. Коробов

    Спасибо, Игорь Николаевич,

    Слово предоставляется Домбровскому Юрию АнатольевичуПрезиденту Ассоциации Региональных Операторов Связи

    Ю.А. Домбровский

    Я не удержусь от того, чтобы начать с этого слайда, то о чем говорил Игорь Николаевич, мы взяли цены из Госкомстата за 10 лет, но мы пошли дальше, мы разделили фиксированную связь и мобильную. Мобильная связь, красненькая, это единственная из услуг частная. Интересно, что на сайте Госкомстата, там пока нет мобильной связи, у них есть общая часть, но зато есть такая услуга интересная, как одна помывка в году и она дорожала еще быстрее, чем газ.

    Спасибо большое клубу, что откликнулся, поднял эту тему, тема важнейшая, потому что сотовая связь вошла всех людей и спасибо большое максиму Леонидовичу, который эту тему все время поднимает и выходит с конкретными предложениями и поправками в закон, это очень правильные поправки.

    Мы впервые увиделись с Максимом Леонидовичем, когда он руководил группой в ГД, который готовил Закон «О связи» 2003 года, это были тогда горячие, сложные процессы, но этот закон сделал большой шаг вперед. Последняя инициатива была «инициатива внутрисетевого роуминга», если бы не снизилась цена на мобильную связь, она не была бы такой массовой.

    Я знаю региональных преторов, у нас более 30 тыс. абонентов, причем наш абонент - это люди, которые меньше всего говорят и у нас в сельских регионах, мы умудряемся такую связь предоставить, что люди платят 60-70 рублей в месяц, этого достаточно, для того чтобы быть на связи.

    Некоторые примеры, того где сколько стоит связь, но вот видите. Сразу бросается в глаза отличие между Москвой и Петербургом и причина этому очень проста, что в Москве 3 GSM оператора, а в Петербурге 4, в Краснодарском крае тоже четыре оператора и краснодарский край у нас стал рекордсменом в цене – 79 рублей – это минимальная цена из-за ужесточенной конкуренции оператора. А вот, например, Ставропольский край, там должно быть меньше, потому что покупательная способность меньше, там три оператора, а цена в 2 раза выше, это говорит о том, сто конкуренция играет решающую роль.

    Мы конечно сторонники регулирования, но по нашему убеждению это регулирование даже в таком вопросе как роуминг и сотовая связь, оно не должно быть прямым. Ведь все цены, кроме сотовой, регулируемы государством.

    У нас мобильной связи 220 млн. абонентов на сегодняшний день, а фиксированной связи значительно меньше.

    Вот еще один пример мы взяли оператора МТС – одного из лидеров и сравнили их цены в Москве и Петербурге, у них название тарифов одинаковые, а вот параметры тарифов в Москве на 70-80% выше, причина – низкая конкуренция.

    Еще одна проблема сотовой связи – население у нас уменьшается, оно падает, стареет, население и для индустрии в сфере коммуникаций это тоже очень серьезный вызов.

    Но те рычаги, которое правительство должно применить – это повышение конкуренции, лицензии, сколько территорий, сейчас, как раз, Роскомнадзор проводит новые конкурсы, и мы надеемся, что количество конкурентов в регионах увеличатся.

    Но вот из опыта зарубежных стран, лицензии связи уже даже 4го поколения были разыграны в развитых странах, в Европе по 5-6 победителей, на всю страну, в США было 100 победителей.

    По роумингу, конечно дорогой роуминг и что касается роуминга зарубежном – это сложная проблема и тут Правительство подключается и наша ассоциация послала всем операторам «большой тройки» предложения. Что касается зарубежного роуминга, создать российскую ассоциацию и говорить с иностранцами «или пан, или пропал», но не откликнулись. «Вымпелком», например, ответили, что если пойдем на это, то это будет нарушение, и нас оштрафуют.

    Я хочу сказать, что даже внутри России все – таки, есть положительнее изменения.

    Например, несколько месяцев назад, Мегафон снизил внутрироссийский роуминг в 3 раза, и все перешли в Мегафон, и оказалось это выгодно, снизили цены абонентам, потому что у них большой прирост (Мегафон обогнал в этом году прибыль «Вымпелкома)

    Что касается внутрисетевого роуминга, важное очень инициатива, Максима Леонидовича, когда мы это применили к себе, мы уперлись в барьер, которые создает Приказ Минсвязи 2005 года, который запретил нам напрямую передавать этот трафик, звонки, между сетями. Сегодня абонент из Самары со своим оператором, едет в Саратов, со своим оператором, звонки нельзя передавать напрямую, а нужно это делать только через какого то большого оператора в том числе через МТС или Билайн.

    Огромное спасибо ФАС России, который сам проанализировал это законодательство, и в декабре направило письмо в Минсвязи с предложением пересмотреть этот приказ.

    Теперь я вернусь к той поправки, которая раньше была о присоединении операторов. Ни одного возражения, по сути, я не видел, например, Минэкономразвития, там были правильные вещи написаны, но там было очень разумное дело, они говорили, что прямое присоединение надо поощрять у всех операторов. И действительно на сегодняшний день эти 25% они на самом деле не актуальны, потому что «большая тройка», «Ростелеком» - уже четыре, да еще есть и маленькие и уже 25% не набираете, а вот норма европейская – это просто прямые присоединения. А вот приказ Минсвязи – это запрет прямого присоединения

    Наше предложение по подзаконным актам – корректировка и поддержать предложение ФАС, а по законодательным актам – мы предлагаем вернуться к той поправке, которую вносил неоднократно в Государственную Думу и на современном уровне предложение Минэкономразвития, чтобы фракция поддержала его.

    Спасибо.

    М.Л. Коробов

    Спасибо Юрий Анатольевич. Сегодняшняя тема наша посвящена развитию сотовой связи в России, защите прав потребителей в целом, поэтому мы ожидаем от последующих выступающих концентрации проблематики развития сотовой связи в России и о потребителях, нежели на то, какой кто молодец и кого надо «пожурить».

    Предоставляя слов Петру Борисовичу Шелищу, хотел бы может быть в порядке подсказки, а может быть для дальнейших выступающих обратить внимание на общесистемный подход в этом вопросе, поскольку уровень проникновения сотовой связи 151 на 100 человек, 151 аппарат на 100 человек, это то, о чем говорил Юрий Анатольевич. Она эта связь стала самодовлеющей в нашем обществе, колоссальное значение. Потому что чуть ли не дважды в каждое ухо заходит каждому гражданину, многие переходят на 2 аппарата – это норма уже.

    И с защитой потребителей, может быть их не стоит защищать? Юрий Анатольевич говорит – обратите внимание, электричество растет, а потребители все равно платят, потребляют. Может быть со связью все хорошо?

    Петр Борисович, прошу вас.

    П.Б. Шелищ

    Спасибо, Максим Леонидович, понял ваше наставление, никого не ругать и никого не хвалить.

    Прежде всего, я хотел бы отнестись к тому перечню законодательных и правительственных инициатив, которые уже в этом году появились.

    И я благодарен Юрию Анатольевичу, который дал список, где в этом году уже масса инициатив, в области сотовой связи. В частности, 27 января Виктор Евтухов сенатор от Петербурга, внес законопроект в Государственную Думу, законопроект, устанавливающий лимит долга абонентов мобильной связи при нахождении в роуминге не больше 3х тыс. рублей за месяц. Инициатива правильная, может быть Максим Леонидович помнит, было предложение Александра Шишлова, когда шел закон о связи, чтобы ввести некий лимит кредита абонентов и предупреждать заранее при подходе за сколько то процентов, когда остается сколько то лимита абонента, чтобы он понимал и не попадал в ситуации, которыми сейчас полно прессы, когда ребенок в Греции наиграл на миллион на телефоне своих родителей и что им делать? Есть такие ситуации, когда до нынешнего взлета сотовой связи и с фиксированной связи, когда кто то наговаривал, людям приходили миллионные счета, люди вешали, не имея возможности не рассчитаться, не доказать, что не причем.

    Я думаю, что это надо делать, депутат ГД 26 января Максим Коробов внес поправки в закон «о связи», предусматривающие отмену платы за входящие вызовы во внутрисетевом роуминге. И тут же говорится, что ФАС поддерживает это предложение в пределах одного оператора, почему, потому что есть приказ, о котором говорил Юрий Анатольевич. Хотя, в пределах сети одного оператора, не имеете право передавать абонента из одного региона, в другой.

    Ю.А. Домбровский

    «Большая тройка» может

    П.Б. Шелищ

    Тогда это нарушение антимонопольного законодательства, когда один участник рынка имеет права, которых нет у другого. В любом случае, это тот вопрос, который с точки зрения интересов потребителей лучше бы регулировался административной нормой, а не договорной. Эти договорные вещи, я думаю, потребителя оставляют на произвол договаривающихся услугодателей. Еще одно предложение, 24 октября 2010 года партия ЛДПР предлагает отменить на плату внутрироссийского сетевого роуминга, вот тут я бы выступил против, потто той причине, что если будет отменена плата на внутрироссийский сотовый роуминг, просто сама по себе, ясно, что поднимется тарифы, а это ударит по тем, кто не пользуется роумингом. Поэтому вопрос надо решать системно.

    Теперь, с вашего позволения о том, чего нет в ваших предложениях законодательных и иных, что с моей точки зрения важно для конкуренции, я не буду повторять то, что говорил Юрий Анатольевич, мне кажется это просто аксиома и вот эти данные которые вам приводил свежие по зависимости по среднему расходу, в зависимости от количества операторов в регионе еще года 4 назад мне довелось на коллегии Минсвязи приводить такие же данные. Мне «покивали» тогда, но прошло уже минимум 4 года или 5, но ничего не изменилось, никто не хочет пускать конкурентов.

    Я уже несколько последних лет являюсь членом конкурсной комиссии на распределении частот. На первой, суды отменили результаты конкурса, во втором, конкурс прошел, но опять таки та компания, которая выиграла большинство (не самая большая компания) частот, в разных регионах, в итоге так она ничего не получила, все это «замоталось». Не так давно, может быть год назад был третий конкурс, ты сделало правило, по которым «большая тройка» не могла участвовать. И кто, как вы думаете, выиграл? Практически все (с огромным трудом отбили Чечню из за технической ошибки Ростелекома) кто, как вы думаете? Выиграл Ростелеком, и Ростелеком за прошедший год, как мне известно, ничего не построил. Я считаю, что надо дисквалифицировать победителей конкурса, которые не реализуют свои права, так как частоты, это капитал. Нужны какие то законодательные жесткие меры, по отношению к таким компаниям.

    Что на мой взгляд могло бы стать сильнейшим конкурентом на сотовом рынке, это то, что есть во всем мире, право абонента сохранить свой номер, при смене оператора, я бы с удовольствием ушел от своего оператора ( я не буду говорить какого, для того что бы не давать «негативную» оценку), но я не могу пожертвовать своим номером, это просто конец жизни, что я буду делать, и что будут делать люди, которые мне звонят, поэтому терплю. Это вопрос, который надо решать на мой взгляд законодательно, уважаемые депутаты, но как только этот вопрос будет решен, тогда потребители реально начнут регулировать рынок.

    Ну и на последок, я скажу о том, что есть конечно проблемы злоупотреблений по отношению к потребителям услуг, за которые сегодня сотовые компании не отвечают и даже уже суды были, которые подтверди, что они не должны отвечать, знаменитые короткие СМС, которые выполняют деньги людей. Сотовые операторы «отпираются», говорят, что: «мы кому то дали номер, а найти его не можем», полное безобразие у нас.

    Я тут прочитал среди предложений. Уже не помню чье, ужесточить правила продажи телефонов и сим-карт, это было предложение Мединского. Я бы поддержал, если бы был уверен, что это поможет. И сегодня, мне не продают без паспорта, в тоже время есть люди, которые мне говорят: я тебе сейчас 5 карт принесу, никаких проблем и модно ли каким то усилением ответственности добиться, я не знаю, для меня это темный лес. Совершенно очевидно, что нельзя оставлять безнаказанными телефонных мошенников, все это дело становится все более распространенным, жертв все больше и все это очень сильно людей раздражает, надо что то придумать, конкретных нет предложений, но просьба думать.

    М.Л. Коробов

    Спасибо, Петр Борисович. По порядку обсуждения послушали защитников, каким является Петр Борисович, теперь, я предлагаю послушать регуляторов и может быть самих операторов или крупные игроки на этом рынке в лице Ростелеком или Мегафон, если посчитает высказать свое мнение по этому поводу – будем приветствовать.

    Еще раз, возвращаясь к проблематике, было бы не плохо, Петр Борисович, учитывая ваш опыт и в законодательной и в общественной деятельности, приходить с формулировками. Не потому что депутаты глупы до безобразия, нет, а потому что тогда легче поднимаемую проблематику тут же запускать в законодательную практику, тем более, вы на своих площадках в ходе обсуждения в своей ассоциации можете собирать концентрированное общественное мнение в определенных формулировках.

    П.Б. Шелищ

    Намек понят, придумаем.

    М.Л. Коробов

    И вот еще раз Игорь Николаевич это озвучил в самом начале, для нас к конце концов, не важно, по какому каналу пошла законодательная инициатива, главное, чтобы она была полезная и которая может достигнуть трех основных фигур у нас в стране – это гражданина, бизнеса и государства, то тогда рано или поздно, она конечно себе дорогу пробьет.

    Было бы не плохо, если бы выступающие отметили такие проблемы, как «монополизация общества», слегка г-н Домбровский затронул эту проблему, но испуганно сразу отошел на другую тему.

    Навязываемые услуги, это то, к чему вы, Петр Борисович подошли, это то, что предоставляется абоненту без его согласия, «грязная» услуга, это то что вы сказали – это короткие номера, которые фактически означает продажа мясником гнилого мяса и заявление мясника, что он за качество товара ответственности не несет. Конечно же, должны нести, то есть нужна наверно фильтрация контента.

    По роумингу мы поговорили, может быть вопросы межоператорского взаимодействия слегка затронуть? Может там найдем что то полезное, и для потребителей и чтобы связь развивалась без особых повреждений со стороны законодателя.

    По росту конкуренции мы неизбежно придем к вопросу распределения спектра, зачистки и дальнейшего ввода в гражданскую фазу.

    В.Н. Угрюмова

    Я просто хотела спросить, вы сказали, что телефонные мошенники, в привязке, что продают по паспорту и без паспорта, что вы имели ввиду?

    П.Б. Шелищ

    Компании сотовые говорят, в том числе и на суде, что мы продали номер, но за то что передает абонент, мы не отвечаем, но они не отвечают и что это вопрос милиции.

    В.Н. Угрюмова

    Мошенничество в чем?

    П.Б. Шелищ

    Людей побуждают посылать деньги куда - то.

    В.Н. Угрюмова

    Это отдельный вопрос, я про то, что например, вы купили телефон дочери с сим-картой и подарили ей, это противозаконно?

    П.Б. Шелищ

    Сейчас я скажу, потребительская организация подала в суд на МТС по–моему, в связи с подобной рассылкой. В суде оператор отвечал, что у него действительно был заключен договор с некой организацией, то эта организация оказалась фирмой- однодневкой и он не смог ее найти, все и на этом ответственности закончилась.

    В.Н. Угрюмова

    Я имела в виду, что может быть вам известны какие то случаи по тому купил по паспорту или нет.

    П.Б Шелищ

    Нет, я просто смешал 2 вопроса, извините.

    М.Л. Коробов

    Екатерина Сергеевна у нас отсутствует, тогда Валентина Николаевна, вам карты в руки

    В.Н. Угрюмова

    Единственное, что я могу сказать, коротко по конкурсу, если дальше будет обсуждаться по частотам, то я коротко еще добавлю

    Что касается вот наболевшего вопроса по СМС, тут перечень вот этих действий которые иногда сопряжены с уголовными преступлениями с экономическими, их очень много и они очень разные, это и какие то розыгрыши, дозвониться просто невозможно, я сама пробовала, чтобы получить какие то дальнейшие компроматы, и это и розыгрыши типо «вам звонят Радио Россия или Ретро», вы выиграли такие то машины, такие то деньги, купите карточки и направьте через нас, кстати, одну такую «шайку» милиция накрыла, она работала не так далеко где то в Омске прямо из тюрьмы.

    СМСки, когда у вас блокируются компьютеры и высвечивается было неприличная картинка неприличного характера и я не могла это снять, причем там стоимость СМС там низкая, 13-12 рублей, но с тебя ничего не снимают.

    По СМС я еще много бы могла привести примеров, в «Роскомнадзоре» мы собирали операторов, большую «тройку» и с ними этот момент обговаривали, что есть на наш взгляд пряма связь, что эти короткие номер выдаются по договору с оператором сотовой связи и все они знают это лицо, которое обладает этим коротким номером, но этот короткий номер, у них ест специальные технические средства, которые они раздают другим юридическим лицам, с кем у них договор, и за этими лицами уже никто не следит, и они вот такие «штуки» проворачивают. Либо вирус направляют на компьютер, либо СМСки заставляют слать, причем снимают довольно крупные суммы с телефона, причем если корпоративный номер, могут «обчистить» только так. Сотовые операторы пытались утверждать, что они тут не причем, они ничего не знают, что они сами готовы в суд обратиться, но как же они в суд могут обращаться, когда это партнеры и у них с ними договорные отношения? Пусть пишут договор, что если в случае если кто то пострадал, пусть ответственность несет сотовый оператор, ведь он этот номер обслуживает, его сети.

    Это было осенью, наверно в сентябре-октябре, мы собирались, после этого было затишье, каких то всплесков со стороны СМС посылов не наблюдалось, сейчас опять это начинает приобретать такой негативный характер. Мне кажется это либо в правилах, где то прописывать по коротким номерам, что должно быть в типовом договоре, какую ответственность несет оператор, по сути, это поставщик контенты, больше ничего, операторы сотовой связи на этом имеют очень большие деньги, деньги эти «грязные», а от этого страдают потребители. Причем более наивные в лице детей, подростков, пенсионеров, которые думают: «Вот выиграю 20 тысяч, я знаю, что это Пугачев или Киркоров нарисован, только носа нет», от ветеранов очень много писем приходило, это просто преступление, мы просили квалифицировать это как мошенничество, но есть некие правовые тонкости, которые тоже не всегда можно это сделать.

    Может быть в Правилах, может быть в Кодексах каких то внести некие поправки, чтобы такие виды преступления, чтобы их сократить до минимума или если возможно вообще изъять. Зарубежном этого нет, там вообще нет никаких коротких номеров, они все это скачивают через интернет.

    Мы даже находили, кто это делает, и говорили, что лицензию отнимем, пугали их со страшной силой, это прекращалось, а потом снова, уже с другими техническими решениями на этот же рынок.

    Что касается конкурса, тут прозвучала фирма «Сумма Телеком», но она ничего не получила которые она выиграла, было решение суда по отмене результатов конкурса. Суд посмотрел нарушения антимонопольного законодательства и «Сумма Телеком» ничего не получила, сейчас на основы этих лотов (было 25), будет проводиться новый конкурс в марте, Вас приглашаем, как члена конкурсной комиссии и дополнительно там были частоты найдены в других регионах, они тоже вошли в этот конкурс.

    П.Б. Шелищ

    А что с «Ростелекомом»?

    В.Н. Угрюмова

    Он выиграл конкурс, вы там присутствовали и никаких подтасовок там не было, в конкурсных условиях тоже участвовала широкая общественность и ФАС, и Минсвязи, и Минторг, все там кто хотел участвовать, участвовали.

    Но там есть нюансы, эта полоса 23-24, не такая простая, все вроде бы разыграно, но в тех точках, где они хотят ставить базовые станции, не всегда есть техническая возможность, полоса не такая чистая.

    П.Б. Шелищ

    То есть продавали то, чем нельзя пользоваться?

    В.Н. Угрюмова

    Мы не продавали, у нас был конкурс, если бы мы продавали то, чем можно пользоваться сразу, был бы аукцион, потому что у нас написано в Постановлении Правительства № 8 о Правилах проведения торгов» там написано, что если разыгрывается полоса, в которых нет других пользователей, это уже Аукцион, это другие цены. Это так же, как и в Америке, например.

    М.Л. Коробов

    Спасибо, Валентина Николаевна, по – моему, прозвучало очень четкое решение порядка предоставления услуг операторами. И в этом плане мы готовы работать по совершенству законодательства.

    Вы подтвердили позицию Союза Потребителей в том плане, что потребитель, то есть абонент зачастую оказывается недостаточно защищенным в плане потребления каких то услуг.

    И касаемо спектра конверсии частот, это могу сказать, что может стать темой отдельного обсуждения. Согласен с Вами, что получается очень крупная межотраслевая проблема, которая нам досталась в силу исторического прошлого от советского строя. В отличие от других отраслей, недра перешли в более свободное использование, это же национальный, конечный ресурс, вот скажем недра введены правила как с ними работать, как обращаться для различных нужд, а в части радиочастотного спектра это «белое» пятно в значительной мере и можем подискутировать.

    Дадим возможность выступить Заевой Елене Александровне - Заместителю начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России

    Е.А. Заева

    Спасибо, что мне предоставлена возможность участвовать в данном заседании.

    Нам бы хотело пояснить, так хорошо в начале нашего заседания был иллюстрирован рост связи, особенно по сравнению с фиксированной, помимо того, что растет за последние 10 лет, что снижаются цены, они снижаются потому что по сравнению с фиксированной связью совершенно иная система привлечения потребителей, она на то и мобильная, потому что буквально бегают за потребителями и просят заключить с ними договоров.

    По поводу заключения договоров с сотовыми операторами, без предъявления паспорта, мы всегда много видим палаток и где паспорт можно не предъявлять. Сейчас рассматривается дело по 14 статье Недобросовестной конкуренции» в отношении таких действий – реализация сим-карт без предъявления паспорта.

    Один из членов комиссии, вышел из здания ФАС, буквально 2 шага прошел, купил сим-карту без паспорта, совершенно законно, тут же.

    Мы рассматриваем, почему это недобросовестная конкуренция, потому что абоненту проще, ну нет у него с собой паспорта и тот оператор, кто заключает договор, даже оказывают услугу без заключения договора, что вообще законом не разрешает, он получает необоснованное конкурентное преимущество по сравнению с тем оператором, который законность связи соблюдает и услуги связи без договора не оказывает.

    Поэтому у нас рассматривается такое дело и будут решать, является это незаконной конкуренцией или нет.

    Очень серьезная тема была затронута по ответственности сотовых операторов по рассылке их абонентами каких то мошеннических действий. Действительно это вопрос серьезный, решать его нудно системно, у нас же не предусмотрен взыскание ущерба, нанесенного 3ми лицами, фактически контент провайдеру, номер принадлежит, он значит абонента.

    Если уже возлагать на оператора ответственность за действия контента, то возлагать надо то, что он предоставляет услуги связи по кабельному каналу, ответственность, что по телевизору идет какая то мошенническая лотерея, возлагать ответственность за те же самые действия на оператора, которые эфирное или спутниковое телевидение дает. Мне кажется, что это нужно не только на стадии отраслевого законодательства решать, а на более высокой стадии, потому что мне кажется только правилами это не решить.

    П.Б Шелищ

    Может быть, это вообще не правильно, может быть стоит возложить ответственность на операторов, чтобы можно было найти по договору с ним этих людей.

    Е.А. Заева

    Так оператор отдаст договор, где будет написано местонахождение его партнера, все, он предоставил все возможное.

    П.Б Шелищ

    Чтобы оператор контролировал

    Е.А. Заева

    А как оператор будет контролировать где он сидит?

    П.Б. Шелищ

    Ну он каждый день ему предоставляет услуги, значит он может найти.

    В.Н. Угрюмова

    Как же он отдаст, это же деньги

    П.Б. Шелищ

    Это называется «неправомерное обогащение» я думаю, что пару таких дел, когда уже деньги пришлось вернуть, они бы…

    Е.А. Заева

    Вы хотите внести имущественную ответственность за действия третьих лиц?

    П.Б Шелищ

    Да

    Е.А. Заева

    Очень системный вопрос.

    П.Б. Шелищ

    Подождите, они не трети, они их партнеры

    Е.А. Заева

    Это для оператора они не трети, а для потребителя, чьи права ущемляются – это трети лица. И вы предлагаете возложить ответственность оператора за действия третьих лиц

    П.Б Шелищ

    У нас очень много законов, например, по алкоголю, он предусматривает ответственность не только тех лиц, которые незаконно продал, но и тех, кто перевозил, хранил.

    Вот оператор эту информацию «перевозит», он должен нести ответственность за эту информацию.

    М.Л. Коробов

    Да действительно есть ограничения по действиям третьих лиц, действительно, а с другой стороны, это договор «совместной деятельности», по сути, когда один изготавливает снаряд, а другой дает ему пушку и в конце концов целью становится потребитель.

    П.Б. Шелищ

    Без оператора это преступление совершено быть не может, преступление которое на мой взгляд подпадает под 159 ст. УК «Мошенничество» хищение вашего имущества, злоупотребляя доверием.

    О.В. Кузнецов

    Предотвратить оператор это преступление не может, он же не может заранее знать, для чего ты номер будешь использовать.

    Извините, что я влез в дискуссию, я начальник отдела коммуникативных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, наш отдел как раз занимается регулированием услуг, оказанием услуг, тут все, все, все, что с этим связано, защита прав потребителей.

    В части операторов, я хочу сказать, что они к этим вещам, особенно после событий прошлого года относятся очень внимательно и ко всем сообщениям абонентов на такие мошеннические действия в явном виде, они разбирают каждую жалобу и у них очень серьезные санкции

    П.Б. Шелищ

    Какие?

    О.В. Кузнецов

    Или расторжение договоров или штрафы. А что касается, когда абоненты к ним обращаются и пишут претензии по конкретно начисленным суммам, они практически всегда возвращают деньги, но по каждому конкретному случаю, в большинстве случаев, они тихо возвращают деньги абонентам.

    Более того, даже еще доплачивают 100-200 рублей и пишут, что это в рамках политики лояльности.

    Понятное дело, что было много инициатив, что бы в нормальное русло привести эти действия. Множество таких действий, когда СМСка в рекламе объявляется 10 рублей, а в итоге, когда человек ее посылать, ему снимают 300 или 500 рублей. Были такие предложения, которые обсуждались, что давайте сделаем какой то запрос, если согласен человек, то тогда только проходит СМСка и снимаются деньги, но вы же понимаете, что в данном случае этот бизнес практически «свернется». Надо же понимать, не только со стороны абонента, но и со стороны оператора, что все деньги, которые зарабатывает оператор на этих контентах, они позволяют им развиваться.

    И честные предприниматели, и нечестные они все в одной упряжке, поэтому нельзя так подходить.

    П.Б. Шелищ

    А может быть тогда попробовать создать список тех номеров, которыми не следовало бы пользоваться

    О.В. Кузнецов

    Я сейчас тоже попробую, могу тоже рассказать. Вот какая система этих СМС, если рассматривать по пальцам, есть оператор, который выделяет короткий номер 4х значный, есть контент провайдер, которому этот номер выделяется, которому оператор связи перечисляет деньги, дальше у этого контент провайдера еще множество клиентов, которые оказывают различные сервисы. Один продает картинки, другой мелодии, третий пароли для интернета и деньги снимаются разные с абонентов, отправляешь цифру 1 на короткий номер – платишь за какую то услугу в интернете, отправляешь цифру 2, получаешь картинку, отправляешь цифру 3 и совершенно разные получатели этих денег. И среди этих четвертых лиц и мошенники встречаются, и оператор связи, когда получает жалобу, он не может отключить или блокировать полностью на весь этот номер, потому что там нужно уже вести анализ по цифре, которую направляет абонент.

    Операторы связи для того чтобы отслеживать и контролировать каждое СМС они сейчас скажут, что нужно миллионы долларов вложить, для контролирования полностью всех СМС

    П.Б. Шелищ

    Узнали что, например, на цифре 5 идет мошенничество, отключить цифру 5

    О.В. Кузнецов

    Технически нельзя это сделать

    Надо данном этапе мы разбираемся, это очень сложная проблема.

    Оператор связи сами сообщения не может ни анализировать, ни цензуре подвергать, ни сортировать сам текст этот сообщений и права такого не имеет.

    Это очень сложная проблема.

    Почему мы опять же к этому возвращаемся, потому что сейчас сложилась такая ситуация, что количество пользователей растет, а в целом очень низкая грамотность компьютерная. Появилось очень много коммуникаторов, которые сами скачивают обновления, то есть если ты не прочитал инструкцию, не настроен правильно свой аппарат, а поехал в соседнюю область, в роуминг, то потом счет, мало не покажется, а если за границу уехал, то вообще. Это не явное мошенничество, то есть это тоже большая проблема, просто недостаточная грамотность.

    Дальше, какая еще есть проблема.

    Конечно с развитием услуг уже достаточно больше 10 лет у нас продвигается телефонная связь, операторы связи тоже учатся на своих ошибках, естественно дорабатывают свои договоры, правила оказания услуг, в итоге сейчас мы имеем при заключении договора абонентам вручается «пачка» не побоюсь этого слова документов, договор, очень мелким шрифтом написанный даже нормальному человеку трудно разобрать, плюс приложение правила оказания услуг страницах на 20 –ти, плюс тарифный план, который написан так, что нормальный человек в этом если разберется, то часа через 2.

    Кто это все читает? – Никто не читает. Хотя, операторы связи тоже хитро подходят, поставьте подпись, что я ознакомлен и с тарифным планом и с правилами оказания услуг и с договором, естественно кто это будет читать, ставят подпись, дают паспорт, а в итоге там такие пункты оказываются в договоре, что просто «плати по полной программе». Но тут проблема другая, договоры, заключенные лет 5 назад, они все еще старые, они все еще и не известно в какую сторону если суд будет разбираться чем это закончится.

    Очень много вопросов, я могу часами на эту тему разговаривать, к нам же приходят все эти обращения граждан, которые пишут и Путину и Медведеву, и Министру, они к нам приходят для подготовки ответов, мы по каждой жалобе разбираемся, проверки проводим, типичные жалобы, все это известно, естественно мы тоже не сидим тоже сложа руки, мы работаем над изменением правила оказания услуг, с операторами активно работаем и с ассоциациями, это достаточно активно у нас на сайте, мы публикуем и антикоррупционная проверка проходит и обсуждаем на нашем техническом совете, то есть открыто для предложений всяческих подзаконных актов, будет изменение и в 97 и 98 Приказ, но, к сожалению, не все так быстро получается.

    Если накопился такой перечень проблем больших, хочется всё сразу внести, но не всегда это сразу получается.

    П.Б. Шелищ

    Олег Валерьевич, извините, а вы не видите перед собой задачи создать типовые договоры с абонентом – физическим лицом и с клиентом – юридическим лицом для операторов связи, который был бы для абонентов физического лица не больше 1 страницы, были бы все существенные, необходимые и достаточные условия. Мне кажется, что это решит вопрос

    О.В. Кузнецов

    Вы знаете, на самом деле, раньше были правила на оказание услуг местной телефонной связи и там действительно в приложении был договор, но это было еще при старом законе «О связи», но, сейчас, на сколько я знаю, у нас нет таких полномочий.

    Если законом будет установлено, что да, в Правилах будет форма договора, то наверно да, сейчас в правила нельзя включить такую форму и обязать операторов по такой форме заключать.

    Это что касается граждан.

    А что касается юридических лиц, я не буду тут говорить.

    О.В. Коробов

    Спасибо, Олег Валерьевич

    В.Н. Угрюмова

    Я хотела только сказать, что когда оператор связи берет эти деньги за СМС, так называемая информация, которая каким то образом мошенническая, он берет за услугу, которая включает в себя непосредственную услугу связи и контент и после этого, за контент он с кем то расплачивается, то есть он берет сразу деньги и за то и за то, что именно оператором связи снимаются с абонента.

    П.Б. Шелищ

    Так если это так, то тогда я вправе предъявить претензии оператору связи.

    М.Л. Коробов

    Есть другое мнение

    В.А. Левчик

    Василий Левчик – руководитель правовой секции Ассоциации Региональных Операторов связи.

    Юридически обычно не освящено между операторами связями, контентами и абонентами. По договору между контент провайдерами и операторами связи в данном случае оператор связи выступает в роли агентов, они собирают деньги, но они этих денег не касаются, они их пропускают мимо своих счетов и отдают их конент-провайдерам, а там потом с ними расплачиваются.

    В.Н. Угрюмова

    Так услуги они с кого снимают?

    В.А. Левчик

    С абонента

    В.Н. Угрюмова

    Ну все.

    П.Б. Шелищ

    В какой момент вы вступаете в отношения с контент-провайдерами?

    В.А. Левчик

    Когда Вы принимаете оферту, послать СМС сообщение

    П.Б. Шелищ

    Каким договорам это предусмотрено? Моим, с оператором связи.

    В.А. Левчик

    Вас как абонента, имеется ввиду?

    П.Б. Шелищ

    Да

    В.А. Левчик

    Нет, вы получили оферту от некого лица из СМИ и совершив указанные действия вы подтвердили

    П.Б. Шелищ

    То есть это акцепт

    В.А. Левчик

    Да

    В.Н. Угрюмова

    То есть, это вот какой акцепт, там написано, что услуга стоит 35 рубелей, а снимается с вам 300, снимает оператор связи за стандартное СМС и получает тариф в 10 раз больше.

    В.А. Левчик

    Безусловно, вы правы, это просто мошенничество

    П.Б. Шелищ

    Одну секундочку, я пока не акцептировал, не ответил за полученную информацию оператор связи, мне передана заведомо ложная информация

    В.А. Левчик

    Информация может быть передана через телевизор и оператор здесь вообще не причем.

    П.Б. Шелищ

    Зачем вы про телевизор, мне пришло на телефон, я не в какие договорные отношения не вступал с контент-провайдером, я получил информацию, которая была недостоверной

    В.А. Левчик

    Отвечает тот, кто ее направил, если информация пришла непосредственно от оператора связи, то он отвечает, если же вам это посылает контент-провайдер, то оператор просто не имеет права знать, что прислал конвент-провайдер

    В.Н. Угрюмова

    Проблема в том, что тарифная СМС не та, которая у тебя указана в договоре, вот о чем я, не про ту суму, которую берет контент-провайдер, а связной тариф в 3 раза выше, у тебя в договоре написано, что СМС стоит 5 копеек, а с тебя берут 150.

    В.А. Левчик

    Если нет в тарифной сетке оператора, то это мошенничество.

    П.Б. Шелищ

    Так чье это мошенничество? Хищение моих средств путем обмана или злоупотребления доверием.

    М.Л. Коробов

    А давайте послушаем оператора, у нас есть Гришин Вячеслав Вячеславович – старший специалист по взаимодействию с госорганами компании «Теле 2», как раз вот оператор, наверняка в чем то да участвует

    В.В. Гришин

    Мы стараемся, конечно минимизировать, как оператор может сказать, что он занимается мошенническими действиями.

    М.Л. Коробов

    Ну, в чем-то участвует?

    В.В. Гришин

    Ну, в чем-то наверно участвует, но что касается конкретно сегодняшней встречи, то по сути мы являемся региональным оператором, Юрий Анатольевич представил наши основные позиции, так или иначе, а что касается именно взаимодействия с контент-провайлерами или нашими партнерами, то здесь я не на столько глубоко в этой теме, что бы детально говорить.

    Ю.А. Домбровский

    Проблема конечно тяжелейшая, мошенничество. Я только один пример приведу, когда один из наших региональных компаний в Ростове была массовая рассылка и компания удосужилась локализовать, посмотреть откуда идет рассылка. Оказалось, что рассылка – это настоящий колл цент мошенничества, который работал в исправительно-трудовой колонии и довели до суда, это единственный случай.

    Я не знаю все, но большинство исправительных учреждений в настоящий момент являются агентами таких рассылок

    Я хочу сказать только одно, все-таки мошенничество идет вниз, за последние 1.5 года, когда операторы озаботились этим, потому что сами операторы поняли, что они от этого страдают. Потому что мы пришли к тому с чего начали – это конкуренция, в Москве мошенничество выше, потому что в других регионах больше конкуренции.

    К следующей нашей встрече я подготовлю данные, что в других регионах не просто цена ниже, но и мошенничества меньше, потому что есть куда уходить абонентам.

    Важно то, о чем говорил Петр Борисович – это переносимость номера и на самом деле, экономически в ценах СМС мошенничество – это маленькая доля, от того, что представляют цены и оплаты услуг, тут конкуренция еще важнее и свободная конкуренция развития операторов на рынке решит проблему мошенничества при помощи операторов и правоохранительных органов.

    Спасибо.

    М.Л. Коробов

    Спасибо, Юрий Анатольевич, это очень интересное замечание по темам, которые затрагивают права потребителя, нам целесообразно приглашать не просто отраслевого регулятора, но и профессиональных защитников прав потребителей, представителей Прокуратуры, МВД и может бы т и так, потому что они по сути дело превратили зоны в «гнездо теневого бизнеса», если приходит СМС в 2 ночи, то будьте уверены, что кто то сидит на «нарах» и делает рассылки.

    Мы, в общем то, на сколько я понимаю довольно заинтересовано и горячо обсуждали эти темы и я бы предложил вам ограничиться временем, не смотря на горячее желание Валентины Николаевны, Олег Валерьевич у нас хорошо выступил и я думаю, что будет регулярным гостем по этим темам.

    Таким образом, если позволите слегка подытожить. Мы обсудили проблему в таком ракурсе, что сотовая связь, как услуга, как бизнес, как явление нам нужно, развивается хорошими темпами по сравнению с фиксированной связью, при этом темпы показывают просто потрясающие особенно по уровню проникновения и стоимости оказываемых услуг выполняем зовет Чехова в плане «потребления роскоши человеческого общения» - это самая главная роскошь, не поесть, поспать, а поговорить, пообщаться, а потом уже все остальное.

    Поскольку значение связи выходит за рамки бизнеса, а становится в какой то мере идеологической или политизированной проблеме, потому что доступ к уху и сознанию человека – это способ воздействовать на него.

    Я думаю, что любая политическая организация так или иначе вновь и вновь будет обращаться к этой теме с позиции потребителя, того, кто дает возможность расти в этой сфере, связи, кто кормит операторов, контент провайдеров, но кормя их, хотел бы получать довольно чистый продукт, в этом есть проблема, так же как есть проблема у самих операторов в отношении между собой. Мы к этому вернемся, точно так же как и к сочетанию возможности воздействовать на эту отрасль как с позиции Закона, так и с позиции нормативных актов.

    Более оперативно мы можем влиять, когда вносим какие –то новации, через правила предоставления услуг связи , через приказы Министерства или через постановление или распоряжение Правительства, это происходит быстрее и эффективнее.

    У нас присутствует еще очень важный дискутеры – это журналисты, у них тоже есть вопросы по этой теме, поэтому, если кто-то хочет высказать, то с удовольствием предоставим слово.

    Журналист

    Лев Московский «Московская правда»

    Спасибо Максим Леонидович, это то, что вы поставили на обсуждение эту тему, действительно чрезвычайно важно.

    Я с вопросом по той причине, что нас больше всего волнует 2 вопроса, которые не обсуждаются:

    Первый касается проблем доступа к операторам связи, потому что практика показывает легкость решения почти любой проблемы, если оператор заинтересован, а служба поддержки специально так устроена, что человек просто не дождался. Последний раз, я так и не дождался, после часового ожидания

    Вторая проблема, которая важна для журналистов, мы накупили себе модемчиков, интернет не работает практически нигде, причем даже там, где он раньше работал, сейчас связь даже если есть, то очень медленная и причем выключены из нее целые Республики, мне кажется там такая же проблема как с короткими номерами, потому что начинают говорить «перезагрузите компьютер», потом кто то наконец признается, что знаете, нам юридическое лицо оказывает услуг и вроде « я не я и лошадь не моя».

    В Татарстане, когда мы ездили еще с Комаровой там вся республика выключена из интернета и почта не работает.

    Просто Россия как целостное информационное государство не существует, просто опасно для проблемы национальной безопасности.

    М.Л. Коробов

    Спасибо, итак мы подвели итоги, я благодарю участие и тех кто принял участие, и кто слушал.

    Предлагаю заключить нашу дискуссию тем, что мы поддерживаем необходимость дальнейшего регулирования в отрасли предоставления услуг и их качества, особенно в области сотовой связи.

    Отметили известную незащищенность потребителей в отношении сотовой связи и необходимость внесения соответствующих новаций, как в ФЗ, так и в нормативные акты и затронули важнейший вопрос, это конверсию спектра, которую нужно выносить как совершенно отдельную крупную тему, может быть имеющую общую методологическую проблематику и тщательно подготовиться.

    Валентина Николаевна, будем ждать вас, может быть как в качестве основного докладчика по этой теме.

    Спасибо всем присутствующим и до свиданье.

      Список участников 

    Депутаты

    - Игошин Игорь Николаевич – Координатор социально-консервативного клуба "Гражданская платформа" партии "Единая Россия", Заместитель председателя Комитета ГД по науке и наукоемким технологиям;

    - Коробов Максим Леонидович – Член Комитета ГД по транспорту;

    - Пономарев Илья Владимирович – Член Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи.

    Эксперты

    - Гришин Вячеслав Вячеславович – старший специалист по взаимодействию с госорганами компании "Теле 2";

    - Домбровский Юрий Анатольевич – Президент Ассоциации Региональных Операторов Связи;

    - Едидин Борис Александрович – Начальник правового управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

    - Кириков Виктор Павлович – Начальник управления контроля и надзора в сфере связи Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

    - Кузнецов Олег Валерьевич – Начальник отдела коммуникативных технологий Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;

    - Левчик Василий Анатольевич – руководитель правовой секции Ассоциации Региональных Операторов связи;

    - Угрюмова Валентина Николаевна – Начальник управления разрешительной работы в сфере связи Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

    -Шелищ Петр Борисович - Председатель Союза потребителей Российской Федерации.

    Версия для печати