ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    СКК: Стенограмма заседания Социально-консервативного клуба партии «Единая Россия» «Гражданская платформа» на тему: «Модернизация уголовного законодательства в сфере противодействия экстремизма»

    [11.03.2011]

    Председательствует А.Г. Назаров

    И.В. Янцукевич

    Добрый день!

    Сегодня заседание Социально - консервативного клуба, для того чтобы обсудить те предложения в уголовное законодательство, которые были подготовлены группой под руководством Андрея Геннадьевича Назарова. Всем кто присутствует, хочу напомнить, что СКК работает в формате обсуждений предложений, вносимых институтом гражданского общества общественными организациями, так как они не имеют прямого доступа к законодательной инициативе и правом этим не владеют, они выносят это на суд фракции «Единая Россия», для того, чтобы эти предложения были дальше продвинуты ими.

    Вести наше сегодняшнее совещание будет Андрей Геннадьевич Назаров – заместитель председателя Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству

    .Андрей Геннадьевич, вам слово.

    А.Г. Назаров

    Добрый день уважаемые коллеги!

    Сегодня совещание наше посвящено теме «Модернизация уголовного законодательства в сфере противодействия экстремизма». На этой площадке мы чаще всего говорим о легализации, гуманизации уголовного законодательства и для этого специально создана рабочая группа, члены которой здесь частично присутствуют. Данная рабочая группа создана «Ассоциацией юристов», «Деловой Россией», Комитетом ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству и занимается как раз модернизацией уголовного законодательства.

    Два основных направления, это смещение либерализации уголовного законодательства в экономическом блоке и ужесточения наказания по тем направлениям, степень общественной опасности явно недооценена. Прежде всего к таким преступлениям мы относим преступления, связанные с терроризмом, экстремизмом и обсуждение которое сегодня будет как раз направлено на то что бы результатом было то, как мы будем понимать ситуацию в сторону того, чтобы борьба с терроризмом и экстремизмом была более эффективная. Если вы помните недавно 11 февраля президиум Центрального Совета, проводимого в республике Башкортостан, был посвящен теме национального согласия, что в общем как раз является противодействие экстремизма и терроризма, где Д.А. Медведев сказал, что необходимо мониторить ситуацию, связанную с тем, как работает законодательство, и вообще как мы противодействуем экстремизму. Поэтому, по итогам госсовета прошло большое заседание опять же в Башкирии, которое проводил уже от лица юристов «Единой России» и она было посвящено теме: «Национальная безопасность». По национальной безопасности одно из основных направлений где приводили данные экстремистского роста и были предложены руководителями присутствующих на данных совещаний – руководители ФСБ. МВД, След Комитета, Прокуратуры, были предложены радикальные изменения уголовного законодательства, которые подразумевают резкое ужесточение наказание. Во-первых, введение понятие «неоднократности», во-вторых, это увеличение уголовной ответственности до 10 лет и перенесение данных преступлений к особо тяжким. Далее было предложено так же предусмотреть варианты изменения в УПК и для того чтобы выработать некий оптимальный подход мы предложили свой законопроект, я бы хотел сказать. Почему на столько важно обсудить этот вопрос сегодня? Потому что, по статистике, рост преступлений, связанных с экстремизмом достаточно быстро растет и с 2004 по 2009 год – это, по сути, рост составил в 3 раза, если в 2004 году было 134 преступления экстремистских, то в 2009 уже 477, а в 2010 году с января по ноябрь росте еще + на 20% и составил 596 преступлений, при этом надо понимать, что данное деяние является высоко латентными. Так же Прокуратура приводит данные, что есть около 200 объединений экстремисткой направленности в РФ.

    Я хотел бы привести пример, какие есть предложения силовых структур. Те предложения, которые прозвучали от силовых структур на данном совещании в Сибае:

    1. Проведение системной информационно - пропагандистской деятельности, направленной против экстремизма, с участием органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных структур, а так же юридических объединений и общественности.

    2. усиление воспитательной работы с населением, агитационная составляющая профилактики, осведомленности граждан

    3. совершенствование методов надзора и контроля с соблюдением федерального законодательства,

    4. нейтрализация правоохранительными органами, действительности иностранных религиозных организаций, террористической направленности

    5. отнесение ряда преступлений экстремисткой направленности категорий большой и средней, соответственно, тяжкие и особо тяжкие

    Это в двух словах, что силовые органы предлагали на совещании.

    Далее, Следственный Комитет, когда был «Правительственный час», 2 недели назад в Государственной думе, руководитель СК сделал предложение об усилении опять же преступлений в сфере экстремистской деятельности и на сегодняшний день, такое предложение официально поступило в ГД и я бы хотел несколько направлений назвать:

    1)                              Необходимо внести некоторые изменения в уже действующий УК и УПК

    2)                              Усилить санкции за незаконное создание вооруженного формирования и участия в нем

    3)                              Дополнить примечание в с. 208 УК положения об о том, чтобы освободить лицо от уголовной ответственности, в случае, если оно раскаялось в содеянном

    4)                              Ввести уголовную ответственность за недонесение о совершении готовящегося преступления экстремисткой или террористической направленности

    5)                              Дополнить ст. 100 УПК положением о возможности содержания лиц под стажей до 30 суток без предъявления обвинения, в случае подозрения совершения преступления, совершенных по ст. 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) и 317 ст. посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов

    6)                              Исключить из числа рассмотрения судом с участием присяжных заседателей уголовных дел, преступлений предусмотренных ст. 209 (бандитизм) и ст. 210 (организация преступного сообщества)

    7)                              Предлагается так де по обороту оружия создать номерной учет всего производимого и распределяемого оружия и установить срок документарного хранения оружия и боеприпасов до 50-75 лет

    Вот такие предложения, которые уже сегодня есть официальные и неофициальные, которые прозвучали на совещании и внесены в ГД. Результатом таких предложений явилась разработка законопроекта, на мой взгляд, очень умеренного, и он предполагает внесение изменений в 3 статьи уголовного кодекса.

    В статью УК 205 ч.2 «публичные действия и оправдания терроризма», наше умеренное предложение заключается в следуем: мы предлагаем во второй части добавить «…либо лицом, с использованием своего служебного положения» и добавить часть третью, которой нет, где «деяние предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи если они совершены организованной группой либо повлекшей организацию массовых беспорядков этих последствий». Наказывать лишением свободы от 5 до 10 лет, с ограничением свободы на скор до 2х лет или без такового.

    В ст. 280 публичные призывы к экстремисткой деятельности, так же добавить в ч. 2 «…либо лицом, с использованием своего служебного положения» и добавить часть третью, где «деяние предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи если они совершены организованной группой либо повлекшей организацию массовых беспорядков или иные тяжкие последствия», наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, с ограничением свободы на скор до 2х лет или без такового.

    Так же в ст. 282 возбуждение неравенства или вражду и равно унижению человеческого достоинства предусмотреть ч. 3 так же «деяние предусмотренное частями первой и второй настоящей статьи если они совершены организованной группой либо повлекшей организацию массовых беспорядков или иные тяжкие последствия» так же предусмотреть лишением свободы на срок от 5 до 10 лет, с ограничением свободы на скор до 2х лет или без такового.

    На наш взгляд это умеренные взвешенные изменения в уголовное законодательство, которые позволят изменить или, скажем, сделать работу по профилактике экстремисткой деятельности более эффективной.

    Основная проблема, по которой правоприменители называют действующее законодательство недостаточно эффективным, чтобы бороться с этой проблемой, это то, что часто наказание не является угрозой для тех людей, которых привлекают. В частности, в Башкортостане был пример, что за призывы к экстремисткой деятельности, обвиняемый был наказан штрафом, и позднее, при непогашенной судимости так же привлекается по этой же статье, и опять получает штраф и тем самым правоохранители логично полагают, что люди которые, по сути, подрывают общественный строй призывают к массовым беспорядкам и впрочем, последствиям очень тяжким, к разжиганию национальных розней и получают неоднократно штраф, вряд ли это может сдерживать кого-то других из экстремистов или тех, которые потенциально могут к ним относиться.

    Экстремизм и массовое разжигание национальных розней порождают терроризм в последующем, поэтому, для того чтобы нам не доходить до решения очень серьезных проблем, таких как терроризм, нужно разбираться к экстремизмом более эффективно.

    Сегодня у нас присутствуют, и приглашены представители МВД, Следственного Комитета, которые выступаю за ужесточение наказание. Я думаю, что мы сможем услышать ваши предложения и ваши пожелания по нашему законопроекту и ваши проблемы в целом по проблематике и после этого обсудим.

    Представитель МВД Корников Денис Игоревич – заместитель начальника отдела по противодействию экстремизму МВД России

    Д.И. Корников

    Уважаемые коллеги, рост проявления экстремизма у нас в настоящее время вызывает спокойную обоснованность общества. Если взять статистические данные, за последние 10 лет, то рост составил более чем в 6 раз. В 2004 году было совершено 130 преступлений экстремистского характера, в 2010 зарегистрировано 650 преступлений при этом в этом году уже за прошедшие 2 месяца наблюдаем рост преступлений экстремистского характера. При этом, как уже было отмечено, естественно и латентные преступления, есть преступления, которые не доказываются на стадии предварительного следствия в связи с тем, что зачатую не всегда можно доказать мотив. Который будет направлен на совершение действий экстремистского характера. При этом, к самим преступлениям в соответствии с совместным указанием МВД и ген прокураты отнесено 32 состава преступления. 19 составов будут отнесены при наличии отметки статистической карточки, которые направляются по результатом окончания уголовного дела.

    Серьезную обеспокоенность проявления экстремизма вызывают еще в связи с тем, что более 70 % преступлений совершаются молодежью, статистические данные говорят. Что средний возраст совершения таких преступлений от 16 до 25 лет.

    При этом, я приведу пример, когда мы занимались оперативным сопровождением материалов, когда привлекался к ответственности например 15 летний, подросток в сети интернет в 2009 году, он выбросил призыв на сайту, которые посещают к подобным склонностям люди, что давайте 5 мая 2009 года объявим день гнева, то есть гнев в стороны оперативных органов, совершать поджоги административных зданий. Массовые беспорядки и неповиновение. Когда мы все это установили, оказалось, что все это совершил 15 летний подросток, при этом родители прекрасно знали, чем занимается сын, потому что при обыске у него дома было найдено большое количество материалов, которые были пригодны, к приготовления взрывчатого орудия. Когда мы начали расследование, выявлять всю его преступную противоправную деятельность, оказалось, что этот молодой человек причастен к совершению более 5 террористических актов на территории города Москвы, а это 15 летний подросток. К сожалению, там квалифицировался не как террористический акт, а подрыв машины гражданина армянской национальности, то есть квалифицировалось как хулиганство, но тем не менее на всех сайтах, они говорили о том, что: «мы совершили террористический акт». При этом были выявлены пособники, которые по возрасту не далеки от этого 15 летнего подроста. В этом году судебно психиатрическая экспертиза признала его невменяемым и направила его на принудительное лечение.

    Мы понимаем, что одним «закручиванием гаек» конечно проблему экстремизма не решить. В этой связи, нами перед территориальными подразделениями, нашими центрами на округах ставится задача участвовать не только в выявлении раскрытии преступлений, правонарушений экстремистского характера, но так же участвовать в социальных программах, экономических, участие в круглых столах, конференциях, участие и инициирование программ на местном уровне, связанных с противодействием экстремизму.

    Противодействие экстремизму, это комплекс мер, только одной борьбой, одним силовым методом эти проблемы, конечно же не решит.

    Коллеги, я вам хочу сказать, уже беглый взгляд на законопроект, который уже был представлен. Показалось, что он очень актуален и своевременен и несомненно те предложения, которые были внесены, могут быть поддержаны.

    Не так давно, примерно год назад нами уже направлен законопроект, который направлен на ужесточение уголовной ответственности, за совершение экстремистского характера, как я еще раз отмечу, Андрей Геннадьевич абсолютно справедливо сказал, что в настоящее время. Большая часть преступлений экстремистского характера, в общем, преступления небольшой и средней тяжести.

    Получается, что наши работники, работники Следственного Комитета, Прокуратуры, занимаются выявлением, раскрытием этого преступления, уходит большое количество сил и времени, но когда состоится суд и выносят приговор и получаем, колония поселения, год условно и так далее. Таким образом, лицо, получив наказание, выходит и продолжает заниматься этой деятельностью. Он вовлекает молодежь, вовлекает тех лиц, которые по своим каким то убеждениям, в общем то поддерживают те или иные расовые религиозную вражду таким образом он расширяет свой круг.

    В этой связи, то, что вы предлагаете, абсолютно поддержано, но хочу отметить что мы тоже несли законопроект в Правительство, мы ввели ряд новых статей в УК, анализ показал, что собственно ответственным за финансирование экстремизма у нас нет, мы можем через ст. 33 УК эти дела как соучастие квалифицировать, но этого не достаточно в полной мере, потому как лицо осознавало, что он давал денежные средства на совершение экстремисткой деятельности и они уже должны трактоваться более тяжко, более особенно.

    Помимо того, ФЗ «О противодействие экстремисткой деятельности», устанавливает организационно правовые возможности противодействия экстремизма, при этом определяет компетенция Президента и Правительства. Нами тоже были подготовлены изменения в этот закон, чтобы расширить компетенцию и Президента, и Правительства, для того, чтобы нам в полной мере и более широко охватывать весь спектр противодействия экстремисткой деятельности.

    Коллеги, единственное, мое предложение к подготовленным инициативам к вашему проекту, подумать над тем, как может быть усиливать все эти противодействия экстремизму, терроризму, в сети интернет.

    Я до работы в нормативно-правовом отделе, достаточно долго занимался вопросами международного сотрудничества. Ездя в командировки, по проблематике борьбы с терроризмом и экстремизмом в другие страны, все западные коллеги отмечают, что нет действенного механизма для того чтобы остановить распространение идеологии экстремизма и терроризма в сетях интернет. Даже если будет нормативный акт на уровне национального законодательства, то это не говорит о том, что такой же акт будет на уровне другой страны. Поэтому надо подумать над созданием какого то унифицированного акта/конвенции, которая бы позволяла противодействовать распространению пропаганды в сетях интернет.

    Мое лично мнение к этим предложениям, еще подготовить предложение по инициированию противодействия в сети интернет.

    Спасибо.

    А. Г. Назаров

    Спасибо

    Я думаю, что ваше предложения, они достаточно разумные, потом что интернет часто является СМИ, которое беспрепятственно протекает в любой дом, и как раз являться неким сигналом для тех действий, которые потом дают нам те проблемы, о которых мы говорим.

    Я специально сейчас посмотрел 33 статью УК, там про финансирование ничего не говорится, там только предоставление средств, орудий преступления прочее, поэтому это тоже заслуживает внимание. Именно направление финансирования экстремисткой деятельности, поэтому надо рассмотреть поподробней, коллеги здесь присутствуют, на вооружение берут.

    Так я сейчас бы предложил Следственный Комитет послушать, Георгия Константиновича Смирнова. Тем более официальное предложение следственного комитета уже в ГД.

    Г.К. Смирнов

    Спасибо коллеги.

    Я хотел бы сказать, что идеология и финансирование, материальная поддержка, это как раз та основа, которая является благоприятной почвой для развития этой идеологии и перехода именно в нацистское русло, совершение террористического акта и насильственные действия экстремисткой направленности.

    И поэтому, любое усиление ответственности, любое усиление борьбы с предпосылками выявлений позволит снизить его уровень. Получается мы работаем не только на пресечение, но и на предупреждение. С этой точки зрения одно из направлений по совершенствованию идеологической борьбы хотелось бы в целом проект закона поддержать.

    Единственное при таком «скрупулезном» рассмотрении некоторые технико-юридические вопросы, которые тоже необходимо учесть при доработке проекта закона. В частности, в части третий каждой статьи высматривается такой признак, как общественно-опасное последствие и организация массовых беспорядков. Но статья уже существует этих массовых беспорядков и она будет вступать в какую то конкуренцию. Надо отметить, что конструирование специальных норм по отношению к общим должно быть обусловлено либо как более тяжкое, либо здесь еще нужно предусмотреть именно массовые беспорядки, не просто, а определенная тематическая направленность этих беспорядков, так как в целом статья направлена на устранение терроризма/экстремизма, то необходимо предусмотреть что эти массовые беспорядки должны носить характер либо призывов к этим действиям, либо наоборот, противодействие экстремисткой и террористической деятельности.

    Это замечание частного характера, чтобы было проработано. А в целом, как одно из направлений, идеологической борьбы с терроризмом, квалифицирующих могут быть подержаны.

    Необходимо проработать вопросы финансирования и идеология, которая развивается на основе финансирования, требующая материальной поддержки и как показывает практика, эта поддержка идет из-за рубежа.

    Помимо введения уголовной ответственности, одно из направлений которое может быть предложение это введение уголовно – правовых мер в отношении юридических лиц, то о чем я говорил на прошлом заседании. Это позволит не только с экономической преступностью, но и с преступностью в сфере экстремизма и терроризма.

    Спасибо.

    А.Г. Назаров

    Спасибо, Георгий Константинович, я посмотрел ваши замечания, но позвольте с вами не согласиться.

    Ст. 212 «Организация массовых беспорядков».

    Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.

    Теперь берем 205.2, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, это часть первая. Часть вторая, те же деяния с использованием СМИ либо лицом с использованием своего служебного положения. И третья часть, деяния предусмотренные частями 1 и 2, если они совершены организованной группой, либо повлекшие организацию массовых беспорядков. То есть подразумевается, после публичных призывов, повлекшие массовые беспорядки, чего нет в 212 статье, поэтому логично, что здесь от 5 до 10 – санкции выше, чем в той, после данных призывов, а не просто массовые беспорядки.

    Мы взвешивали, прежде чем такое предложение сделать.

    Г.К. Смирнов

    Я просто хотел, что бы вы на это обратили внимание и проработали этот вопрос.

    А.Г. Назаров

    Проработали и пришли к выводу, что надо остановиться на нашей редакции.

    В любом случае, Георгий Константинович, мы с вами работаем в одной группе и ваши замечания для нас очень ценны, чтобы мы еще раз себя перепроверили.

    Коллеги, идем дальше к обсуждению членов нашей рабочей группы, которые не являются членами правоохранительных органов, но которые являются квалифицированными юристами и могут что то сказать. Георгий Владимирович Поспелов, Ваше мнение.

    Г.В. Поспелов

    Уважаемые коллеги, я ознакомился с законопроектом, я полагаю, что он своевременно принимается и обсуждение и явление это беспокоит российское общество с учетом международных отношений, влияний востока и запада, и так далее. Это такое глобальное явление, которое характеризуется, на мой взгляд, повышенной общественной опасностью, поэтому уголовные санкции за, подобного рода действия должны соответствовать причиняемому ущербу и последствиям подобны действий.

    Не смотря на то, что последний законопроект с сфере уголовного законодательства который принимала ГД, они направлены вроде как на либерализацию наказания, полагаю, что оправданно по данным нормам УК усилить уголовную ответственность, но на мой взгляд при этом необходимо помнить о концепции модернизации уголовного законодательства. Которая проводится по инициативе Президента РФ. Необходимо помнить о последних изменениях УК, которые совсем недавно приняла ГД и в связи с этим, у меня следующие предложения в рамках данного законопроекта учесть следующие моменты и подумать о том, как бы их использовать при окончательной редакции данной статьи.

    1. Тут уже прозвучало предложение, я так понимаю, правоохранительных органов на предыдущем совещании ввести ответственность за рецидив, за неоднократное совершение таких преступлений. На мой взгляд это очень важно, потому, что рецидив/неоднократность, показывают повышенную социальную опасность. Не просто рецидив за любое преступление, а вот именно за преступления, предусмотренные главой 24, т.е. «Преступления против общественной безопасности» и главной 29 «Преступлений против основ Конституционного строя и безопасности государств». Я полагаю, это будет оправдано, если мы главами введем повторность рецидива. Там много преступлений, но именно антигосударственную направленность лиц мы оцениваем и соответственно суд уже будет выносить адекватное наказание исходя из общественной опасности данного человека.
    2. на что бы я еще хотел обратить внимание, это на ст. 35 УК РФ. Почему я обращаю внимание на данную норму права. В законопроекте, предлагается в частях 3-х каждой статьи предусмотреть, повышенную ответственность за совершение преступления организованной группой На мой взгляд, это недостаточно, потому что ст. 35 УК РФ, содержит такие понятие, как «группа лиц», «группа лиц по предварительному сговору», «организованная группа», «преступное сообщество» и здесь необходимо в данных нормах именно предусмотреть вот эти понятия, ответственность за участие в каждой из названных групп. Потому что просто «группа лиц», это когда 3 человека собрались и что то сказали и совершенно другое, когда «преступное сообщество», в котором решаются вопросы и с распределением ролей и с финансированием и так далее и т.п., т.е это самый опасный вид общественной деятельности, за который надо предусмотреть максимально жесткое наказание, чтобы обезопасить общество, иначе таких организаций у нас будет все больше и больше и они будут чувствовать себя безнаказанно.

    Вот собственно, что я хотел сказать.

    А.Г. Назаров

    Предложение понятно, надо еще раз подумать, хотя на наш взгляд когда мы разрабатывали, учли это, но еще раз можно посмотреть.

    Что касается ликвидации нижних порогов, мы это тщательным образом рассмотрели, по двум причинам решили этого не делать, во-первых, вряд ли законодательство и общество в целом является в либерализации экстремистских преступлениях, уголовных составом. Вторая причина, только недавно, о чем вы упомянули, был принят законопроект, который вносил Президент и из 68 составов мы убрали нижний предел наказаний в виде лишения свободы, и тогда мы тщательно смотрели какие бы статьи могли бы добавить в этот перечень и вряд ли этот перечень можно увеличивать за счет экстремистских статей. Мы тщательно своим образом взвесили и данная наша задача, это то что сегодня в уголовном законодательстве не работает по некоторым причинам и мы в частности, считаем, что это по тем причинам, что мы в третьих частях предлагаем, состав определить, и во-вторых, глее используют служебное положение очень важно, а в остальном, мне кажется что ни в коем случае не нужно идти по ликвидации нижнего предела по экстремизму.

    И следующая, неоднократность, у нас нет такого его понятия и в УК нет, поэтому, с этой точки зрения мы вряд ли можем вернуть и вряд ли это целесообразно, опять же, рецидив учитывается при назначении мер наказания, мы когда представители правоохранительных структур предлагали такой подход, мы поняли о чем идет речь, но поняли, что это возможно сегодня сделать с точки зрения концепции уголовного законодательства, а сама идея, она то верна в принципе, при непогашенной судимости, когда человек не понимает и раз за разом продолжает, его нужно строже наказывать. И мы умеренный законопроект подготовили, именно для того, чтобы определить, что сегодня разумно и что сегодня возможно и из этого структурировали ту редакцию, которая возможна. Хотя, мы очень ценим ваши замечания, и они еще раз заставляют нас перепроверить наши мысли и наш подход к данной инициативе законодательной.

    Идем дальше. Николай Александрович Остарков – вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», он не всегда в нашей группе участвует, но он очень часто приходит на нашу площадку, поделиться от бизнеса, особенного от «деловой России». Сегодня тоже есть что сказать на такую серьезную тему.

    Н.А. Остарков

    Естественно, как предприниматели, мы поддерживаем те поправки, которые сейчас идут, потому что, все что связано с экстремизмом террористической деятельности, оно естественно не способствует тому, чтобы у нас улучшался инвестиционный климат, и вообще осуществлялась нормальная предпринимательская деятельность

    Что касается какой то конкретики, хорошо, что все замечания, касающиеся финансирования уже прозвучали и что необходимо обязательно учесть тот фактор как интернет, я может быть вообще бы еще добавил использование современных электронных средств, то ест с помощью смс тоже можно совершать какие-то массовые рассылки и мы не можем предугадать какие еще появятся возможности в электронных средств СМИ, которые могут быть использованы, поэтому нужно продумать интернет и… с продолжением добавить это.

    Что касается озабоченности по поводу того, что организованная группа и может быть мой не экспертный взгляд, может быть, подумать, что есть дифференциация, может быть какой то «предбанничек» организовать, ловить еще на стадии подготовки организации для массовых и публичных действий, сделать небольшие штрафы или еще как то, чтобы человек понимал, что он вставая на этот путь, встает на путь преступления. Это я для идеи. О чем я говорю, то есть люди например, давайте группу создадим в Facebook или еще на каком то сайте, то вот эту деятельность по созданию условий уже может квалифицироваться если она в дальнейшем привела к каким то серьезным последствиям. То есть подумать над этим вопросом и ловить еще на стали подготовки. Что такое «организованная группа», это понятна, но в современное время она может возникать так, что люди друг друга толком и не знают, а они просто общаются между собой в той же интернет среде. Что значит организованная, они между собой взаимодействуют, обмениваются информацией, вместе не собираются, часть собирается, часть нет. Но если в эту подготовленную почву вбросить призыв, что давайте такого то числа вместе сходим, то оно сработает. Вот человек, который специально занимался и продумывал как бы все это дело организовать, может быть это уже квалифицировать как какую-то противоправную деятельность, как подготовка и так далее.

    Не знаю, вот подумайте.

    А.Г. Назаров

    Хорошо, домашнее задание мы поняли – подумать.

    Но, на самом деле, нам очень важно мнение бизнес – сообщества, которое является для нас одним из главных генераторов всех действий, которые мы делаем, потому что инвестиционная привлекательность нашей страны – это результаты, которые потом отражаются на нашей экономике. Нам это важно, потому что организация направлена на то, чтобы общество понимало, что те деяния, которые сегодня не имеют высокой степени опасности, по ним обязательно надо смягчать, а по таким как экстремизм и терроризм, надо ужесточать. Нам очень приятно, что бизнес – сообщество это понимает и поддерживает.

    По интернету мы уже осудили, это имеет право на обсуждение и на дальнейшую разработку.

    Что касается «организованной группы», я думаю, что те люди, которые общаются по интернету, не могут подпадать, я думаю, что «организованная группа» там есть определенные критерии, признаки, поэтому с этой точки зрения здесь опасения чрезмерные. Тем не мене, мы запомнили такие предостережения.

    Идем дальше. Дмитрий Алексеевич Позоров – это член Правления Общероссийской общественной организации «Ассоциация Юристов России». Ему слово.

    Д.А. Позоров

    Спасибо Андрей Геннадьевич.

    Уважаемые коллеги, я здесь не отличусь, поддержу тот тезис, что необходимо ужесточать наказания за такие достаточно жестокие преступления. Так же поддержу идею по повожу интернета и более углубленную версию по повожу современной электронной системы массового информирования, куда входят смс, это очень важный момент и отселить такие нюансы правоохранительным органам достаточно тяжело на стадии подготовки.

    По поводу подготовки, у нас есть понятие, которое включает в себя понятие и взыскание и орудий и средств, и так далее, но все-таки, как член правления «Ассоциации Юристов России», мне интересен такой вопрос, потому что одной из основных направлений нашей работы – повышение правосознания граждан, повышения качества правоприменительной практики. Так вот, преступления – это понятно, но важная составляющая – это профилактика и вопрос к Денису Игоревичу, МВД собирает какую-то аналитику, статистику по поводу причин возникновения таких преступлений? Ведь не секрет, что ряд преступлений связанных с этим возникают из «ничего», лицо одной национальности обидело лицо другой национальности, не важно где это происходит и дальше разгорается большая проблема. Есть ли анализ, и ведет ли МВД такую работу?

    Д.И. Корников

    Несомненно, по всем проявлениям экстремизма, будь это на национальной, расовой или религиозной основе проводим анализ. Мы как центральный аппарат, проводят анализ, даем указания регионам в связи с тем, что специфика в каждом субъекте разные. Все это анализируется, готовятся предложения, и контролируем, и анализируем нашу дальнейшую работу.

    Д.А. Позоров

    Просто интересно было бы посмотреть такую статистику и результаты это статистки класть в соответствующую политику государства в этом направлении.

    Мы, в общем, рассуждаем, а вот фактура основная у вас, поэтому, если бы это было возможно и не секретно, то было бы здорово на нашей рабочей группе такие материалы по изучать.

    Вот собственно говоря и все.

    И.В. Янцукевич

    Небольшую ремарку, вот Дмитрий Алексеевич задал вопрос Денису Игоревичу, по поводу профилактики и как раз это подытожило то, о чем я думаю с самого начала этого заседания.

    Мы как организаторы, упустили тот момент, мы не пригласили сюда представителей Министерства образования и науки и Росмолодежи, именно эти ведомства и занимаются именно в их компетенцию входят мероприятия по профилактике экстремизма. Именно там заложены деньги на проведение этих мероприятий и я так думаю, что на следующее заседание, мы обязательно их пригласим, я думаю, что их мнение, для таких поправок очень существенно.

    Так что вот эту ошибку в следующий раз мы исправим.

    Д.А. Позоров

    Я думаю, что это более важно, чем то, что мы обсуждаем сегодня, уже по факту преступлений и всех этих негативных последствий.

    Нам нужно все - таки смотреть чуть-чуть вперед и говорить о том, как не допустить это.

    А.Г. Назаров

    Уважаемые коллеги, спасибо, за обмен мнениями.

    Мне бы хотелось подвести итог сегодняшнему нашему разговору и наметить некоторые конкретные шаги, которые мы будем делать, выйдя с нашего совещания.

    Во-первых, с учетом того, что все поддержали тот законопроект, который мы подготовили, с некоторыми определенным замечаниями, мы сделаем таким образом, мы направим текст нашего законопроекта в Экспертную группу ГД и получим дополнительную квалифицированную оценку нашего законопроекта и уже после этого будем его вносить официально в ГД, я думаю, что лишнем не будет, если мы получим дополнительную квалифицированную подсказку.

    Во-вторых, я совершенно с вами согласен, что профилактика, это одно из важнейших направлений. Может быть это является основой противодействия экстремизма и терроризма и конечно эту работу надо вести, причем она должна вестись не автономными направлениями. А когда мы осуждаем последствия уголовной ответственности и конечно в следующий раз мы пригласим и будем приглашать на подобные совещание представителей Минобр и Росмолодежи, это как раз те направления, которые проводят профилактику.

    На самом деле, профилактика, это разъяснения, которые надо проводить и представитель силовых органов на совещаниях о которых я говорил, озвучивали, что профилактика нужна.

    И второе, за что всегда «Ассоциация Юристов России» борется- это правовой нигилизм, чтобы граждане в целом, в частности, молоедежь честко понимала свои права и обязанности, и ответственность за свои поступки.

    Вот эту работу мы ведем, но теперь просто мы чуть расширим наш круг чтобы направление такое как профилактика, было на ровне с последствиями уголовных наказаний, которые мы рассматриваем.

    Спасибо всем за участие, до следующих встреч.

      

     Список приглашенных на мероприятие 

    Депутаты

    1. Назаров Андрей Геннадьевич – Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.

    Эксперты:

    1. Корников Денис Игоревич – заместитель начальника отдела по противодействию экстремизму МВД России;

    2. Остарков Николай Александрович - вице - Президент Общероссийской общественной организации "Деловая Россия";

    3. Позоров Дмитрий Алексеевич – член Правления Общероссийской общественной организации "Ассоциация Юристов России";

    4. Попова Ирина Александровна

    5. Поспелов Георгий Владимирович – адвокат Московской Коллегии адвокатов, филиал № 84;

    6. Пугачев Роман Владимирович

    7. Селиванов Андрей Павлович

    8. Смирнов Георгий Константинович – старший референт Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

    9. Султанова Мархабо Рустамовна

    10. Янцукевич Иван Валентинович

    Версия для печати