ЦСКП
Также в разделе:
Заработала новая версия сайта
Коллеги и партнеры:


  • Rambler's Top100

    Яндекс цитирования

    СКК: Стенограмма заседания Социально-консервативного клуба партии «Единая Россия» на тему: «Выгодная переработка мусора или бесконечно долгие инвестиции?»

    [03.06.2011]

    Председательствует И.В. Янцукевич 

    И.В. Янцукевич

    Добрый день уважаемые коллеги!

    Сегодня, для тех, кто не знает алгоритм работы нашего клуба, расскажу. Наш клуб отвечает на запросы общественных организаций по изменению законодательства. Их инициативы рассматриваются на заседаниях нашего клуба, депутатами и эксперты, представители профильных ведомств дают свое заключение по изменению в законодательство и естественно высказывают свое мнение по поводу дальнейшей судьбе.

    Сегодня по инициативе Центра эколого-экономического и инновационного развития «ЕВРОРОСС» мы собрались для того чтобы обсудить проблему переработке мусора. Тема нашего заседания «Выгодная переработка мусора или бесконечно долгие инвестиции?». Мы еще будем обсуждать инвестиции в этой сфере.

    В этой связи я предоставляю слово Черкашину Алексею Алексеевичу, чтобы он нам рассказал о сложившейся ситуации в этой сфере, и о тех гипотетических предложениях, с помощью которых нужно изменить законодательство в этой сфере.

    Прошу Вас.

    А.А. Черкашин

    Дорогие коллеги, друзья, уважаемые дамы и господа, уважаемые депутаты Государственной Думы. Я хотел представить европейский центра эколого-экономического инновационного развития «ЕВРОРОСС». В этом назывании зашифрованы два слова – Россия и Европа, что означает, что мы целенаправленно хотим развить эффективное взаимодействие между российскими и европейскими программами, задействованными в природоохранной сфере. Фактически это инициатива является инициатива общественных организаций, некоммерческих партнерства. Отраслевых предприятий и конечно отраслевого бизнеса, в первую очередь конечно российской стороны это единственная на сегодняшний день организация, которая представлена на сырьевом рынке тех стран, технология которых нас интересует, российских бизнес непосредственно, постоянно находящийся на территориях стран Евросоюза. В октябре – ноябре прошлого года проходили конференции, в Берлине, был организован Саммит и мы рады, что нашли понимание в экологическом совете Государственной Думы, по представительству социальных структур Торговое представительство РФ и Германии, структура которого у нас эффективно поддерживает и предоставляет нам возможность развития сотрудничества.

    С чем мы столкнулись сегодня. Хочу сказать, что европейский бизнес заинтересован в отношении инвестиций в Российские регионы. На сегодняшний день, к сожалению, фактически все компании заинтересованы и в тоже время опасаются возможности получения средств, через какой либо период времени обратно за счет непонимания законов, к которым они привыкли.

    Первый вопрос, это создание норм, стандартов, европейских норм, это первый момент, вопрос.

    И конечно на сегодняшний день не хватает того органа. Который бы обеспечил взаимодействие с законодательной, исполнительной властью, то есть привычная схема, которая существует сегодня в европейских странах. Опять же повезло, совпадение или понимание ситуации, что в этот же момент инициативой высшего экологического совета был создан так же национальный союз предприятия по обращению с отходами. С ним мы достаточно эффективно взаимодействуем по всем направлениям.

    Директор этого Союза Безлепкин Дмитрий Александрович.

    И.В. Янцукевич

    Дмитрий Александрович, я так понимаю, что Алексей Алексеевич хочет найти поддержку в ваших словах и так же пояснили и рассказали о проблемах и перспективах законодательства.

    Д.А. Безлепкин

    Наша поддержка это взаимодействие. Мы уже действительно наладили направление и информационные программы, реализации начали работу у нас, не смотря на то, что Алексей Алексеевич находится в Германии, мы в Москве, мы встречаемся даже иногда чаще, чем с московскими организациями.

    Был проведен ряд мероприятий в Санкт-Петербурге и в Москве и в Германии (в Гамбурге). Партнеры «ЕВРОРОССа» становятся нашими партнерами, наши партнеры становятся партнерами «ЕВРОРОССА», потому что ЕВРОРОСС достойная организация, направленная на Европу, потому что других организаций в этой сфере пока нет.

    И.В. Янцукевич

    Я понял, спасибо, большое, Алексей Михайлович, если Вы не возражаете, предоставлю Вам слово.

    А. М. Плахотников

    Я просто хочу сказать несколько слов уважаемые друзья и единомышленники. Вот какая ситуация сложилась у нас в стране. Нас ждет олимпиада в Сочи, потом нас ждет еще 2 мероприятия, не буду говорить о Чемпионате Мира по хоккею, по футболу и прочее, прочее.

    Мы встраиваемся с вами в Европу, а вот утилизация наших отходов всех, она находится на сегодняшний день не на европейском уровне. Если кто то сейчас пожмет руку и скажет что вот столько то утилизировано, то я этому человеку пожму руку, потому что я уже столько цифру видел и слышал – 3,5 млрд. в год 82 млрд., почему так рознятся цифры, потому что мы пока на сегодняшний день не знаем сколько утилизируем.

    Почему не знаем, потому что не ведется учет, и поэтому В.В. Путин своим Постановлением установил, что в ближайшее время уже разосланы циркуляры по всем областям.

    Я не так давно пытался собрать в центральном Черноземье, в областях, объем вывезенных ТБО, так вот там мы с полигонов учет не ведется, вот так и написано (и это действительно так). Потому что большинство, это свалки, еще одна проблема, это овраги, это воды, которые не далеко стоят в этих оврагах, мы это пьем. Даже не об этом будем говорить.

    Дальше вопрос – энергетика, атомная. Мы начинаем вскрывать, я думаю, к этому придет когда-то и наша страна. Альтернативные источники атомной энергии – Германия, солнце, воздух и что естественно, мусор, биогаз и прочее, прочее. Мы с вами в этом плане, у нас просто целина. Я думаю, что каждая область, просто утилизирует в год миллиарды – миллионы кубометров древесины, это то, что можно сжигать и получать газ. У нас на сегодняшний день ни один полигон не собирает мусор, как это делается зарубежном, это еще один источник электроэнергии, я уже не говорю о тех стоках, где можно получать биогаз.

    Дальше, нам нужно с Вами дать толчок к тому, чтобы заработала промышленность, чтобы заработала та сфера, по переработке нашей ТБО, КГО, и всех отходов, а как дать такой толчок, надо естественно изменить законодательство. Мы работаем над этим с Сергеем Юрьевичем, и он про это расскажет.

    Я просто хочу сказать, что это законодательство должно быть многогранное, я не говорю о том, чтобы в понятии разобраться, обязательно сделать так, чтобы мусор активизировался только после сортировки, обязанность гражданина, чтобы он это утилизировал, я говорю о тех льготах, о тех преференциях, которые мы должна дать нашей промышленности, чтобы она заработала, потому что сейчас это пока только инициативы частных лиц или инициативы бюджетников.

    Потом, лично мое мнение, что нужно меньше тратить бюджетных денег, нужно сюда привлекать частный бизнес, в последнее время я был в Калуге, там они открыли новый завод, в Сочи открыли мусоросортировочный завод и везде слышу только о бюджетных средствах. Бюджетные средства нужно отправлять на решение социальных вопросов.

    Здесь нужно сделать так, чтобы на решение этого вопроса пришел бизнес. Чтобы пришел инвестор, в том числе и иностранный, потому что мы видим сколько к нам приходит иностранцев не только для того чтобы продать свою технику, а для того чтобы сделать инвестиции долгосрочные, поучаствовать и в бизнесе с нашими российскими бизнесменами, то есть такие тенденции есть. Тенденции у наших бизнесменов, тот, кто россиянин или собирается жить в нашей стране, хотели бы видеть нашу страну чистой.

    Вот так пока для толчка, для нашего обсуждения, пару таких вопрос я высказал.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо, Алексей Михайлович.

    Сергей Юрьевич, пожалуйста, расскажите нам законодательную проблему.

    С. Ю. Осадчий

    У нас в комитете по природным ресурсам и природопользованию и экологии, где я работаю, является одной из серьезных тем, над которой мы трудимся. На сегодняшний день в Комитете создана рабочая группа, которую возглавляет наш председатель Туголуков Евгений Александрович, я заместитель и в основном, конечно, занимаюсь работой этой группы, которая объединила в себе представителей практически всех заинтересованных министерств и ведомств, бизнес сообщество и конечно же депутаты ГД и члены совета Федерации.

    Мы обсуждаем изменения, принимаем решения и внесении изменений законодательства, выступаем инициаторами этих законодательных изменений как раз по тематике отходов производства и потребления, то есть это как базовый закон так и сопутствующие законодательные акты, которые на сегодняшний день действуют.

    Как было правильно сказано Алексеем Михайловичем, это многогранное изменение, причем на сегодняшний день вызывает дополнительные вопросы создания единого таможенного пространства. Так как это накладывает на наше законодательство, а оно должно быть связано с внесением ответственности производителя за окончание жизненного цикла продукции, производимой им, и на всей территории таможенного пространства.

    Я обмолвился об ответственности производителя.

    Мы не сдвинемся на сегодняшний день, по моему мнению, и по мнению экспертов с метровой точки, если не будет введена как в Европейском Союзе ответственность производителя за конечную утилизацию захоронения. То есть за окончание жизненного цикла той продукции, которую он произвел.

    Вчера в комитете мы проводили встречу с шинниками европейскими и российскими, они нам рассказали о соответствующей технологии, как у них это происходит, какие то вопросы мы им задали, не на все они смогли ответить, потому что мы уж очень сильно стали разбираться со своей стороны и хотели понять как же с финансовой и технической точки зрения происходит получение этой залоговой стоимости и какой вообще экономический механизм работы. Потому что мы тоже у себя планируем ввести и должны понимать по каким правилам на территории РФ будем это внедрять. Сегодня тоже в узком круге обсуждали эту тему среди депутатов.

    Хотел бы сказать, что в принципе «ЕВРОРОССы», это сокращенно, но создание Центра, он немного по-другому, он создан по инициативе российской стороны и называется «Российско-европейский эколого-экономический инновационный Центр». Он создан для того чтобы:

    1)                                      отбирать наилучшие технологии, которые на сегодняшний день имеются в Европе

    2)                                      понимать, на каких условиях Российское бизнес сообщество может работать с европейскими инвесторами

    3)                                      выстроить нормальную экономическую сферу вхождения европейских инвесторов на территорию Российской федерации, что послужит определенным этапом и для всех остальных.

    Это мы делаем и на сегодняшний день очень плотно рабортаем с Внешэкономбанком, который принимает участие в разработке схемы частногосударственного партнерства с привлечением иностранных (возможно) инвесторов и российских инвесторов.

    Разговор зашел о гарантиях. Так вот о серьезнейших гарантиях, которую мы можем предложить как РФ – это участие в этих проектах Внешэкономбанка, как государство-капитал и все это прекрасно понимают.

    Поэтому. На самом деле, механизм есть, все, всё понимают. Необходимо на сегодняшний день более детальная доработка, серьезная политическая воля и на сегодняшний день, как уже было сказано создан Национальный союз организаций в сфере обращений отходов производства и потребления, который на сегодняшний день будет объединять в себе все крупные организации субъектов РФ и сам в дальнейшем будет работать как СРО, разрабатывать технические нормы, стандарты, регламенты для данного вида деятельности, это очень серьезный шаг, толчок. Мы прорабатывали это создание более года, согласовывали эту позицию, все ее восприняли, но сейчас мы знаем идет много таких разговоров, что из Совета Федерации кто-то решил что то создать, но мы это не афишировали до поры, до времени эту работу, потому что надо сначала сделать дело, а потом о нем рассказывать, поэтому мы делаем таким путем.

    На этом я завершу свое выступление.

    Если вопросы будут, мы ответим.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо, большое, Сергей Юрьевич.

    Андрей, у Вас есть что сказать, вообще в целом об инвестиционном климате?

    А. Мусикянц

    Добрый день дамы и господа!

    Вкратце я бы хотел сказать, что мы целиком и полностью поддерживаем данное начинание программы и единственное пожелание – возможность предоставление долгосрочных проектов для наших заказчиков, клиентов, компаньонов, которые заняты в сфере переработки и утилизации отходов. Так как компания немецкая, мы можем сказать, что все наши предприятия имею замкнутый цикл в утилизации и мы не понаслышке знакомы со всеми этими проблемами и пронимаем, на сколько остро стоит проблема утилизации и готовы сотрудничать в этом направлении и предоставлять техническую информацию, у нас есть очень большой спектр техники.

    И.В. Янцукевич

    А у Вас уже есть в России заводы по переработке?

    Ю. Мусикянц

    Мы не представляем переработку, мы производим технику по переработке

    И.В. Янцукевич

    Ну, она используется в России

    Ю. Мусикянц

    Да, есть полигон, где используется наша техника, есть во Владивостоке несколько точек, где работает наша техника, но она не широко представлена ввиду того, что она имеет достаточно высокую стоимость и компании, которые эксплуатируют полигоны. Они не всегда ее могут позволить, хотя техника рассчитана на долгий срок службы с высоким стандартом «ЕВРО-4».

    И.В. Янцукевич

    Юрий Шлее, Вам есть что сказать? Я так понимаю, что вы представляете тоже компанию, которая мусоропереработкой занимается?

    Ю.Шлее

    Не совсем, я тоже представляю компанию (немецкую), мы производим геосинтетику, гидроизоляцию

    И.В. Янцукевич

    Может быть, расскажите какой-то свой опыт, как идет ваш бизнес в России? Какие проблемы возникают?

    Ю.Шлее

    Мы не просто производим материалы. Мы обладаем технологией ноу-хау, которая позволяет от нулевой отметки построить современный полигон. Соответственно у нас опыт есть по всему миру, в том числе и в России.

    Если мы возьмем СНГ в целом, это от чернобыльской АЭС, до захоронений Байкала, то есть, охвачена огромная территория.

    За 11 лет мы проделали огромную работу, поэтому я только приветствую тот шаг, который мы делаем сидя за круглым столом, только приветствуем деятельность компании «ЕВРОРОСС», которая может быть начинает воплощать как раз те идеи, с которыми я выходил на рынок.

    Чего нам не хватило, это гармонизировать строительные нормативы по тем полигонам чтобы уже сегодня мы строили полигоны по европейскому стандартам, потому что по тем стандартам, по которым строятся полигоны. Они вообще не соответствует никакому уровню в мире. Поэтому, если мы с него начнем, то мы пойдем по правильному пути, потому что сама Германия начала 10-% переработку отходов всего лишь несколько лет назад, так было установлено, теперь ни один кубометр отходов не может попасть на полигон не пройдя переработку, отсортировку.

    Поэтому, если рассмотреть ошибки «Евросоюза», Германии, в том числе, можно сразу поставить дело с отходами сразу на правильные рельсы. Поэтому если мы начнем с нормативов, если мы объединим как раз национальные предприятия, «Евросоюз» и действия и под каким-то флагом централизованности, чтобы координировать их действия можно добиться результатов буквально в первые один, два года.

    Мы говорим не только о нормативах, мы говорим, что с отходами нужен целый комплекс, переработка, захоронение, очистительные сооружения, сбор биогазов. Поэтому если 2 компании возьмут на себя решение всех вопросов, то можно иметь очень хороший результат.

    А если мы упустим проблему метана, выброса СО2 в атмосферу, выбросим проблему очистки, об этом нельзя забывать.

    Поэтому мне нравится, что так же сразу подключены банковские структуры. Мы говорим не только о технике и о нормативах, но мы говорим о каких-то рычагах финансирования, которые будут вкладывать в этот большой бизнес.

    Всем известно, сто в Европе этот бизнес разделен, в России он же начинает только возрождаться. Поэтому здесь не просто не нужно вкладывать каких-то средств, здесь можно извлечь даже выгоду (если мы говорим о честных инвестициях).

    Я только приветствую, что этот круглый стол создался, я приложу все усилия, чтобы начать партнерство не на словах, а на деле. Буду только раз, если потребуется опыт нашей компании, как в Европе, так и то, что мы достигли в Россию только рад, если это пойдет на пользу России.

    И.В. Янцукевич

    Сергей Юрьевич, как Вы считаете, 2 года, такое смелое предположение возможно, как Вы считаете? Выстроить у нас такую систему по переработке мусора, как Юрий говорил?

    С.Ю. Осадчий

    На самом деле, если уже плотно начать работать грубо говоря сегодня в рамках реализации, работа ведется давно, в исполнительной и законодательной власти, но мы на сегодняшний день определили основные законодательные изменения которые принципиально необходимо принять, для того чтобы образовалась эта тематика.

    Это перераспределить функционал, то есть на сегодняшний день за все вопросы утилизации отвечают муниципальные образования. Это нормально для Германии и Европы, где небольшая территории и муниципальные образования обладают большей полнотой власти и осуществление своих полномочий и это невозможно организовать на территории РФ, где нудны более крупные предприятия, региональные.

    Мы сегодня говорим, что за субъектом РФ необходимо заключить позиции переработки и перезахоронение, а за муниципальными образованиями оставить сортировку мусора. В этой ситуации, мы возложим на субъекты РФ обязанность и поможем ее реализовать по созданию региональных схем санитарной очистки субъектов РФ и когда мы это сделаем поймем всю величину проблемы, которую мы должны решать. Мы поймем проблему мусора, поймем где что должно находиться и в этой ситуации подключаться легче и иностранным и российским инвесторам и «Внешэкономбанку», когда идет понятная востребованность того или иного предприятия.

    А.М. Плахотников

    Такое ощущение, что у нас власть ничего не делает, я вот побывал в Калуге, посмотрел, как они работают, но на сегодняшний день Администрация Президента дала распоряжение подготовить в каждой области, областную программу утилизации отходов и там поставлен даже срок 01.11.2011. Эти программы во всех областях действуют, то есть разрабатываются, поэтому я даже когда выступал на выставке перед нашими соратниками, предложил им принимать активное участие в разработке этих программ. Потому что мы специалисты в этом деле, хотя, я думаю что и в администрациях областных и районных есть люди, которые понимают в этом толк.

    Я посмотрел это по Калуге, но там один недостаток, там все сделано муниципалитетом, там все за бюджетные деньги, кроме одного предприятия, которое вывозит 5- 7% из города, все остальное – это бюджетные средства.

    Очень интересный опыт, они создали административную комиссию, бюджет этой комиссии 30 млн., он контролирует весь процесс утилизации всех отходов, потому что бытовые отходы – 2-5% от общего расхода.

    Всем так надо сделать, но в Калуге одних автозаводов 4, все идет и идет.

    Нам не хватает на сегодняшний день, это правительственной программы утилизации. Правильно Сергей Юрьевич сказал, что нужно изучать мониторинг, но нудно обмениваться мнениями.

    Очень хорошо, что создан наш союз, сколько бы мы не говорили, но каждый приезжает со своим опытом и каждый делает те же ошибки, что и делаем мы все.

    В Калуге был на маленьком сортировочном заводе (стоимость 30 млн.) но сделаны все ошибки, которые заучены давным-давно в других проектах. Я им тут же это показал и они, естественно, развели руками, сказали: «Если бы мы знали…». Вот это вот такое отношение к бюджетным деньгам, я думаю, коммерсант не наделал бы таких ошибок.

    Я сколько не встречаюсь, модной стала эта тема на конференциях, что мы стоим перед координальным решением этой проблемы.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо большое.

    Я бы хотел предоставить слово Япошиной Светлане – директору компании «ЕвроПресс», о работе компании.

    С. Япошина

    Здравствуйте.

    Спасибо большое за приглашение, я очень рада присутствовать. Меня интересует две тематики, два вопроса.

    Первый, когда речь идет об управлении отхода и всегда возникает вопрос, кто принимает ответственность? Это та же дискуссия, которая была 30 лет назад, и тогда это было под ответственностью муниципалитета так же и сейчас большая часть. Но в свое время некоторые компании поняли, что на этом можно заработать хорошие деньги, потому что мусор – это хороший бизнес. Но мы не знаем, какие решения нудны в финансовом, техническом плане. Некоторое время спустя, некоторые компании поняли, как заработать деньги и достигли мирового уровня.

    Вторая возможность, поддерживать малый и средний бизнес, прежде всего, зачем нужны миллионные проекты, которые принесут прибыль через 10-15-20 лет, если вообще принесут, потому что из нашего опыта на предприятии «Эколес» мы заметили, что создавая проекты по сортировке, возникают очень часто технические проблемы по реализации этого проекта. Потом нужно учитывать, что мусор меняется, это несколько течений, очень трудно предвидеть какое развитие пойдет на российском рынке в области управлении отходами на этом уровне.

    Вторая тематика, которая меня тоже очень интересует, это какие техническое решение необходимо для российского рынка. Опыт Германии показывает, что да, Германия сделал очень много ошибок, 30 лет назад было принято решение инвестировать в мусоросжигающие заводы, и построили по всей Германии в таком количестве, такие деньги потратили, миллионы (от 15-до 35 млн. стоит такой завод), не подумав о том, что мусор в один момент просто исчезнет.

    Мы сортировочное оборудование не имеем право продавать на немецком рынке, потому что мусора как такового просто нет.

    Многие предприятия они как говорится те, которые занимались переработкой бытовых отходов они или в банкрот ушли или их просто переструктурировали.

    Меня интересует, есть ли какие-то единые мысли в сторону технического решения этой проблемы, потому что сейчас стоят эти мусоросжигающие заводы пустые. Потенциал должен использоваться.

    Мусор из Неаполя они каждый день везут 250 тонн мусора из Неаполя и должны сжигать на этом заводе, это конечно экономически правильное решение, но в экологическом праве абсурдно. И на российском рынке есть отличная возможность использовать опыт зарубежных стан и тогда мы увидим, что Россия пойдет по своему пути, потому что уже научившись, наблюдая за развитием в европейских страх россияне быстрое придут на решение этих проблем.

    Что касается бюджетных проектов, из нашего опыта хочу сказать, что эти проекты обещают большую прибыль, особенно производителям, но бюджетные проекты очень сложны в реализации в оформлении документации в распределении средств на дотации и так далее. Поэтому. Бюджетные проекты, они должны и оставаться, но нужно использовать ту возможность, что на мусоре зарабатывать уже сегодня начиная с малых проектов.

    Я возьму как образец решения этой проблемы для того чтобы дальше зарабатывать на мусоре достаточно поставить 3-4 транспортера, метало конструкцию даже без сортировочной кабины и начинать пластмассу, бумагу. Картон и так далее. И туту возникает второй вопрос – сбыт. Это пробел на российском рынке. Потому что на рынке в России определяется структура сбыта. Есть тоже великолепная возможность, потому что производители, бумажные заводы они тоже очень сконцентрированы на эту тему, потому что это и для них в экономическом плане.

    Мы скажем так на российском рынке еще такая хаотичная ситуация. Все хотят, все могут, есть возможности, но нет еще пока конкретного единого пути решения этой проблемы, а в действительности это очень легко. Это просто начать завтра заниматься на практическом опыте этими проблемами. Есть глобальные цели, через 5 лет ситуация совершенно изменится.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо, Светлана.

    Я думаю, что у вас много вопросов было.

    Я думаю, что Сергей Юрьевич ответит.

    С.Ю. Осадчий

    Я прокомментирую вообще, я соглашусь со Светланой в том плане, что конечно малый и средний бизнес он более разворотлив во всех этих вопросах, если сегодня нужно перерабатывать один продукт, а завтра другой, то он это сделает, очень оперативно, быстро и правильно. Есть один нюанс это можно делать там, где уже есть схемы, есть понимание потоков мусора, есть понимание заказчиков, кто будет покупать то, что производится, сортируется и так далее. Безусловно, на таких площадках уже сегодня малый и средний бизнес должен иметь приоритет и надо это делать, но, к сожалению, это единичные, не много таких субъектов, которые можно назвать, где у нас Губернаторы, а это должна быть политическая воля губернаторов, чтобы это реализовать, очень мало таких можно назвать

    Поэтому и говорим о первом, что необходимо субъекты слегка обязать делать эти схемы санитарной очистки.

    В остальном я, в общем-то, полностью разделяю эту точку зрения. Единственно, что по мусоросжиганию, вот если бы в Москве не построили эти заводы мусоросжигательные, сейчас даже не хочу обсуждать эту тему, Москвы или Московской области бы не было.

    Мое мнение, что на территории РФ необходимо применять все возможные, так сказать, методы утилизации, потому что мусоросжигание – это переработка. Выработка электроэнергии и так далее и тому подобное, к тому же, насколько я знаю, в Германии есть очень хорошие технологии, где выбросы на заводах чище атмосферного воздуха в районе кольцевой дороги.

    С. Япошина

    Я бы хотела прокомментировать, я не хочу сказать, что мусоросжигающие заводы нужно убрать, я просто хочу сказать, что бы мы в России не сделали такой же ошибки, как сделали в Германии.

    И.В. Янцукевич

    Алексей Михайлович

    А. М. Плахотников

    А вот Германия то не сделала ошибку, как я считаю, потому что, какой мусор сжигает Германия, это легкосжимаемый. Мы сжигаем весь. Житель Германии раскладывает мусор на 7койтенеров, только за один он платит. Потом этот мусор сортируют и отходы от сортировки везут на завод и на этом заводе делают экологически чистыми, а потом продают по 5 евро за килограмм на ТЭЦ и они его сжигают.

    И если мы дойдем до этого хотя бы через 20 лет, то это будет отлично.

    Я говорю о том, что мы бы хотя бы глубоко отсортировывали мусор, убрать оттуда схемы утилизации ламп, например, которые мы к 2014 году, у нас их будет 100%, это 1000 ламп. Классно было бы если бы мы сейчас включили в стоимость ламп их утилизацию, а потом эти лампы бы выкупали. Готово ли к этому нашему государство, я думаю, что не готово, нет такой системы.

    Что сегодня представляет типичная наша область, это примерно от 20 до 50 полигонов (скорее свалок), которые сделаны в оврагах, это глиняные какие –то замки, в лучшем случае, я например, видел в той же Калуге, про которую я рассказывал, полигон, который на 7-8 метроввырос из земли, а там вглубь земли овраг19 метров. То есть 30метров мусора, с которого можно добывать огромное количество биогаза.

    Так вот такие у нас в областях свалки на сегодняшний день и туда в эти свалки даже бизнесу войти со своими деньгами, взять кредиты окупить очень сложно. Нужно обязательно сделать муниципальный полигон. Мы даже должны пойти на монополизацию, отдавая часть малому и среднему бизнесу, для того чтобы он был монополизирован этой структурой для того чтобы у него проявилась хотя бы 5тилетняя окупаемость. Почему мы к большим проектам подходим, потому что строится большой завод цементный, они просят 2-5 миллионов, чтобы утилизировать мусор, а вот малому и среднему войти туда достаточно сложно.

    У нас уже 2 законопроекта было, тот законопроект, который пришел у нас с Министерства мягко говоря он вообще не подходит ни к чему, хотя его хвалят, я его еще 2 раза прочитал, после того, как мне сказали что он дает льготы бизнесу, я вот что-то не нашел. У нас в нашем законопроекте выстроена система, у нас же нет сегодня системы, чтобы Светлана со своим бизнесом к нам пришла, она пройдет, если знает куда, а вот если бы была система и у каждого главы администрации, области президентов республик наших, была бы схема и мы уже знали, что через 2 года нам нужно построить мусоросортировочный завод вот здесь. Провели тендер, вышли наши немецкие товарищи, россияне.

    Поэтому, мы все равно, конечно, пойдем своим путем, но я думаю, что перескакивать нам со ступеньки на ступеньки тоже не следует.

    И.В. Янцукевич

    Вот, Ковин Николай – представитель в РФ австрийского предприятия SEDA, тоже вот расскажите про компанию и вообще Ваше видение.

    Н.Ковин

    Добрый день дамы и господа, уважаемые депутаты.

    Я представляю австрийскую компанию SEDA, которая специализируется по разработке систем комплексной разработки автомобиля при утилизации.

    У нас немного другая тема, мы занимаемся отходами, но, тем не менее, считаю, что экологии и к ее проблемам имеем прямое отношение.

    Расскажу для чело вообще это делается, и с какими проблемами мы сталкиваемся.

    Делается это для чего, автомобиль перед тем как попадет в шредер, разумеется, его не засовывают туда как он есть, там содержится большое количество токсических жидкостей, там содержится, может даже газ, все это нужно откачивать оттуда, снимать какие то компоненты и прочее. Тогда мы придем к грамотной утилизации автомобиля.

    Перейдем к проблемам.

    Первая проблема в том, что у нас нет единого контроля за всеми постами утилизации, у нас есть порядка 50 с чем-то постов на сайте Министерства промышленности и торговли РФ, мы знаем наших клиентов, у нас есть целая база данных.

    Другая проблема, то что они, не то что не стремятся покупать, я лично сталкивался с такими разговорами, что «пусть государство нам даст денег, что бы мы это купили». Я хочу сказать, что эти проекты ни в коем случае не должны быть бюджетными, потому что мы говорим не просто об экологии, а то, что мусор это деньги. Эта система, тоже деньги, потому что она тоже себя окупает со временем, не там быстро, но за 4-5 лет, окупить тогда о какой помощи из бюджета может идти речь, человек будет на этом зарабатывать деньги, а не просто думать об окружающей среде.

    Я лично не буду говорить в каком регионе, видел один сюжет, где приехала пресса на пункт утилизации из города говорили, что открылся пункт утилизации в рамках программы и я просто оболдел, когда увидел просто рабочий подход к автомобилям, когда они просто брали лом, протыкали авто и вся это жидкость стекала вниз. Это нормальная для них утилизация. Наверно, может так оно и должно быть, в их понимании, но точно не в нашем, то есть по сути единицы сегодня по России которые правильно и грамотно это делают.

    Могу рассказать об опыте в Англии, это было там несколько лет назад, английское правительство пригласило представителей компании SEDA прямо к себе и сказала, что планируется создание единой программы по утилизации автомобиля, SEDA они показали как это все работает и на основе этой системы написали законы, как нужно утилизировать автомобиль перед тем, как он попадает в шредер.

    У нас тоже есть приказ Минпромторга, по-моему, 2010 года от января где предписано, что нужно сливать такие-то и такие-то жидкости, как то хранить, но это больше предписание, но, я слышал как кто-то говорит: «А мне никто не запрещал сливать масло на землю». Я просто не нашел что ему ответить.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо большое Николай.

    Я еще хотел обратиться к Роланду.

    С. Ю. Осадчий

    Я бы хотел прокомментировать выступление.

    В РФ программа утилизации автомобиля, давайте говорить открыто, я в принципе это не скрываю, потому что так оно и есть. Она больше эта программа работала и сработала надо сказать на поддержку российского автопрома. Давайте честно говорить. Именно поэтому появились вот эти 150 или 200 площадок. Друзья мои, ну можно предоставить себе что это за площадки, наверно только 10-15 из них реально работают со шредером. А остальные это голые площадки, которые посыпаны щебенкой и вот эти машины складываются одна на другую. Те люди, кто складировал, приходили к тем людям, у которых шредеры говорили: «Купите у нас эти машины». Ко мне приехали их ленинградской области люди, у которых шредеры работают и рассказывали об этой ситуации и кончено же ее надо менять.

    Здесь заходит разговор о создании саморегулируемой структуры, которая бы прописывала технические условия для того или иного вида деятельности данной схемы. И если условия были прописаны и было понятно, что масло и все остальные ингредиенты необходимо убирать, то мы бы спросили, у нас бы были эти компании на учете, состояли на нашем саморегулировании и дальше Минпромторг проводя конкурс дал бы разрешение другим организациям, а не этим, мы бы спросили, а в чем причина, почему у государства получается требование к утилизации автомобиля меньше чем в СРО, почему это происходит, да вот именно по этому. А вот государству очень долго и оно не так быстро пишет технические регламенты. Мы с вами в этом убедились, и Государственная Дума за свой период приняла наверно с десяток технических регламентов по тому или иному виду. Не более того, но здесь нужно действовать оперативно и здесь необходимо вводить механизм саморегулирования для технического регулирования и отстаивания интересов уже конкретных переработчиков в государстве и в бизнесе.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо.

    Роланд, мы попросим Вас выступить.

    Р. Лизенберг

    Спасибо.

    Дорогие коллеги, спасибо большое за приглашение сегодня. Я представляю компанию «К+С Энтзоргунг» (« K+S Entsorgung»). Мы одни из основателей «ЕВРОРОССа». Наша компания является 100% дочерним предприятием одного из крупнейших предприятий по переработке. У нас тоже ест дочерние предприятия в Москве, и благодаря этой компании мы развиваем нашу деятельность в России.

    Мы существуем с 1972 года и являемся представителями химической промышленности.

    Отходы приходят к нам со всей Европы и я ответственный за развитие нового рынка в Восточной Европе а так же на Севере.

    Бизнес в Восточной Европе развивается очень положительно. У нас есть уже партнеры по бизнесы в новых восточных странах и в таких странах, которые еще не являются членами Европейского Союза, как Сербия. Это конечно связанно с тем, что Европейский Союз на законодательном уровне начинает принимать регулирующие решения в области управления полигонами.

    Всем известно, что есть распоряжение управление полигонами в ЕС и нас по этому распоряжению не все страны могут иметь право управлять полигонами (отходы отправлять на полигоны). Особенно те отходы, которые очень легко растворяются в воде и с высокой токсичностью и ядовитые. И как раз для этих типов отходов мы предлагаем решение: мы являемся так же одними из ведущих предприятий, которые могут найти решение в области управление пылью, которая происходит во время мусоросжигания. Потому что в Европе запрещено такие высокотоксичные отходы с пылью сохранить на полигонах. Они получают пыль из всех европейских стран.

    У нас есть очень большой интерес, так же токсичные отходы из России перерабатывать на нашем оборудовании в Германии предпосылка уже существует благодаря вступлению России в Конвенцию, мы посмотрим, как мы сможем это практически реализовать.

    У нас очень положительный опыт на выставке, мы были на общем стенде «ЕВРОРОССа», мы познакомились с очень многими новыми компаниями, которые тоже занимаются токсическими отходами и эти компании мы будем дальше развивать.

    Последнее, что я хочу сказать, у нас в компании есть так же консульская фирма «К+С консалтинг» и вместе с этой компанией мы тоже готов предоставить ноу-хау в области захоронения отходов.

    И.В. Янцукевич

    Большое спасибо.

    Я думаю, что нам нужно подсвети итог, я думаю, что депутаты, которые сегодня присутствовали, услышали предложения, прозвучавшие инициативы, и я хотел бы слово предоставить сначала Сергею Юрьевичу, потом Алексею Михайловичу.

    С.Ю. Осадчий

    Я очень коротко.

    Я благодарен г-ну Лизенбергу, мы встречались в Германии. У них целый город под землей соленой, где ездят машины, выгружают аккуратненько в ниши особо опасные отходы и что самое интересное и поскольку я знаю, одни отходы пролежавшие определенное количество лет были куплены теми, кто их туда положил для дальнейшего использования.

    Это очень показательный момент. Потому что это сегодня токсичные отходы, а завтра это может быть тот необходимый элемент, который нужнее для технологий.

    Я г-ну Лизенбергу предложил поработать с нашими компаниями и его опыт как-то его трансформировать, я думаю, что мы обсудим еще эту тему, во всяком случае, опыт у них уникальный.

    В завершение, я хотел бы поблагодарить всех участников, всех, кто здесь присутствует, с Алексеем Михайловичем мы вообще работаем вместе и друг друга благодарим каждый день.

    На самом деле, огромное всем спасибо за участие. Все советы нужно принять к сведению для выработки какой-то общей позиции.

    Спасибо.

    И.В. Янцукевич

    Спасибо большое, Сергей Юрьевич.

    Алексей Михайлович, пожалуйста.

    А. М. Плахотников

    Я начну с такого несколько интересной истории, вот Алексей Алексеевич проводил «ЕВРОРОСС» в Германии и у нас там бал диалог: немцы говорят, что у нас гражданин, который живет в Гамбурге платит 80 евро за то что вывозят его мусор, 80 евро – 3 200 по нашим деньгам (250 рублей в месяц – копейки).

    На самом деле в Германии создана система, где люди просто платят это в стоимости товара, потому что с каждого товара копеечка, доллар, евро идет в специальный фонд. Если это перевести на утилизацию конечно там не 80 и не 800, а все 8 000 евро. Но зато создана вот такая система сбора этих денег, государство из своих налогов по большому счету ничего не платит, оно стимулирует тез производителей, которые есть на этом рынке. Стимулируют по всякому, в том числе и льготами и денежно.

    К чему я это говорю, что проблема у нас достаточно большая с утилизацией мусора и я вот немного начал работать с Сергеем Юрьевичем и понял , что мы бьемся головой об стенку в некоторых вопросах, хотя, вокруг нас совершенно идет другая жизнь, жизнь того, что люди находят формы утилизации, как заработать деньги, это все происходит несколько спонтанно, где то есть единомышленники в этих областях, которые этим занимаются, слава Богу приходят и иностранные партнеры. Мы сейчас находимся в стенах нашего Социально-консервативного клуба «Гражданская платформа» и это платформа сделает нашу страну чище.

    Может уже наступил момент такого партийного проекта, может быть, наших сил уже где-то не хватает. На самом деле, вот деятельность для Народного фронта, вступи, если ты будешь бороться с мусором, будешь бороться с этим злом.

    И.В. Янцукевич

    У нас в понедельник проходит заседание по поводу Селигера, там будет присутствовать Цыбко Константин Валерьевич, который курирует экологическую проблему, мы ему передадим Ваши слова.

    Большое спасибо коллеги, я думаю, что можно закончить 

     

    Список приглашенных на мероприятие 

    Депутаты

               Осадчий Сергей Юрьевич - Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии;

               Плахотников Алексей Михайлович – Член Комитета государственной Думы по собственности;

    Эксперты:

             Безлепкин Дмитрий Александрович – Директор Национального Союза организаций в области обращения с отходами производства и потребления;

    Черкашин Алексей Алексеевич – Председатель Правления Европейско-Российского Центра эколого-экономического и инновационного развития «ЕВРОРОСС» ("EuroRuss" e.V.). Россия-Германия;

    Михаил Майер – Штибе / Stibbe Management BV. Голландия;

    Юрий Шлее – Науэ / Naue GmbH & co.KG. Германия;

    Роланд Лизенберг – К+С Энтзоргунг / K+S Entsorgung. Германия;

    Фурс Руслан Федорович – заместитель Генерального директора ОАО "ФосАгро" по информационной политике и корпоративным отношениям;

    Япошина Светлана – директор компании ЕвроПресс;          

    Посохов Сергей Николаевич – ген. Директор ЭКОТЕХПРОМ

    Ковин Николай – представитель в РФ австрийского предприятия SEDA

    Светлов Виктор Иванович – Ассоциация строителей России

    Фатеев Александр Семенович – Ассоциация строителей России

    Котлов Артем – компания ЕвроПресс

    Мусикянц Андрей – компания Липхер

    Версия для печати